Расцвет Вавилона в Халдейский период

1. Создание Нововавилонской державы (халдéйского Вавилона). История Нововавилонского царства берёт своё начало в 626 г. до н. э., когда находившийся на ассирийской службе наместник Вавилонии Набопаласар, халдей по происхождению, воспользовавшись династическими распрями ассирийских наследников престола, провозгласил себя царём Вавилона и заявил о полной независимости Вавилонии. В течение последующих четырнадцати лет своего правления Набопаласар занимался организацией и укреплением своей державы, склоняя на свою сторону халдейско-вавилонскую знать, объединяя Вавилонию перед решительной схваткой с Ассирией, уничтожая в союзе с Мидией «мировую» Ассирийскую империю.

После смерти Набопаласара власть над Вавилонией перешла в руки его сына, Навуходонóсора II (605–562), которому за сорок три года правления вновь удалось превратить Вавилонское царство в одну из крупнейших и могущественнейших держав Передней Азии.

Правление Навуходоносора II началось с округления границ его владений. В связи с тем что после уничтожения Ассирии Верхняя Месопотамия, Армянское нагорье, Малая Азия отошли Мидии, зоной политических интересов Вавилонии стало Восточное Средиземноморье, на которое также претендовал и Египет. Опираясь на большую, блестяще организованную и хорошо оснащённую армию, созданную по ассирийскому образцу, Навуходоносор II решительно начал военные действия.

Весной 605 г. до н. э. вавилонское войско перешло Евфрат и напало на г. Каркемиш, где находился сильный египетский гарнизон. Ещё за городскими стенами началась жестокая битва, в результате которой египетский гарнизон был уничтожен. После этого Сирия и Палестина подчинились вавилонянам, а Иудейское царство и богатые финикийские города перешли на сторону египетского фараона. В 597 г. до н. э. Навуходоносор захватил Иерусалим, довольно лояльно обошёлся с его защитниками, однако вскоре, узнав, что его ставленник в Иудее перешёл на сторону Египта, вновь приступил к штурму города. В 586 г. до н. э. после восемнадцатимесячной осады Иерусалим пал. Он подвергся ограблению, после чего был полностью разрушен. Не пощажён был и храм богу Яхве, построенный царём Соломонóм, – единственное место отправления культа этого бога. Независимое прежде государство Иудея упразднялось, а её владения превращались в рядовую провинцию Вавилонской державы. Значительная часть иудейского населения (главным образом аристократия и квалифицированные ремесленники) оказалась в вавилонском плену, то есть подверглась депортации на земли Вавилонии.

После усмирения Иудеи настала очередь финикийских городов, объединившихся вокруг Тира, который считался неприступной крепостью. Его цитадель была расположена на острове, в двух километрах от материка. На протяжении тринадцати лет защитники Тира успешно отражали атаки вавилонян, что и заставило Навуходоносора искать решение проблемы не военными средствами, а усилиями дипломатии. Жителям Тира была предложена капитуляция на выгодных для них условиях (сохранение самоуправления, налоговые привилегии), которые были с удовлетворением приняты.

Таким образом, после усмирения Тира всё Восточное Средиземноморье оказалось под властью Вавилонии, что не могло не вызвать интенсификацию международной торговли и дальнейшее развитие товарно-денежных отношений в Месопотамии.

Со смертью Навуходоносора начался процесс падения престижа царской власти. Наследники царя, не отличавшиеся мудростью и политической прозорливостью Навуходоносора, позволили жречеству и вавилонской знати активно вмешиваться в жизнь двора и проводимую им политику. Неразбериху в правящей династии с выгодой для себя использовал влиятельный придворный, сын одного из арамейских вождей Набонид. В 556 г. до н. э. он захватил вавилонский трон и вскоре восстановил порядок в пределах своей державы. Заручившись поддержкой арамейских племён, он укрепил пошатнувшееся положение Вавилонии в Северной Месопотамии. Воспользовавшись тем, что мидийцы вывели свои войска из города Харран для борьбы с персами, он захватил этот арамейский центр, построил здесь мощную крепость, откуда начал наступление на отложившуюся во время вавилонской смуты Финикию. В интересах влиятельных деловых кругов он вёл военные действия и на Аравийском полуострове, где через оазис Тейма проходила оживлённая караванная дорога в Египет и Восточное Средиземноморье. Многолетние войны в Аравийской пустыне истощили вавилонскую армию, но контроль над караванными путями всё же был установлен.

Набонид не только воевал – подобно египетскому фараону Эхнатону, он прославился своими религиозными преобразованиями в Вавилонии. Стремясь укрепить могущество царской власти, он вступил в борьбу с влиятельным жречеством бога Мардука. Он отказался от политики дарений жречеству Мардука, пренебрегал религиозными церемониями в честь Мардука, наполнил храмы Мардука иноземными идолами. Место Мардука в религиозной реформе Набонида занял бог Луны Син, пользовавшийся большой популярностью среди арамейских племён. Дары, привилегии, внимание царя посыпались на жреческую корпорацию Харрана, являвшегося центром поклонения Сину.

Начиная религиозные преобразования в стране, Набонид, видимо, пытался объединить вокруг себя многочисленные арамейские племена, однако своими действиями сумел лишь вызвать создание сильной оппозиции царской власти в лице потомственной аристократии Вавилонии и жречества древних храмов в Вавилоне, Борсиппе, Уруке.

Это заметно ослабило позиции Набонида, что в условиях надвигавшейся угрозы с востока было непростительной ошибкой царя, так как влиятельные жреческие круги были готовы помочь любому его противнику. Самым опасным противником Нововавилонского царства был персидский царь Кир II из династии Ахеменидов, который уже завоевал Мидию, Лидию в Малой Азии и многие другие страны до границ с Индией и планировал поход в Вавилонию.

Набонид начал готовиться к затяжной войне, укрепляя пограничные крепости и усиливая неприступные оборонительные сооружения самого Вавилона. Однако Кир, не имея опыта осадной войны, сделал ставку на недовольные политикой Набонида слои населения, и прежде всего на жречество Мардука. Городские ворота неприступных крепостей, в том числе и самого Вавилона, были открыты захватчику, и персидские войска беспрепятственно оказались в столице Месопотамии. Это произошло в 539 г. до н. э., ставшем знаковым в судьбе обитателей Междуречья. Хотя Вавилония сохранила статус царства, а Вавилон стал одной из столиц Персидской империи, Нововавилонская держава прекратила своё существование, Вавилония превратилась в одну из сатрапий «мировой» державы Ахеменидов, навсегда утратив свою независимость.

2. Экономический уклад и общественные отношения в Нововавилонском царстве. Наивысший расцвет Нововавилонского царства пришёлся на время правления Навуходоносора II. При нём произошло расширение и усовершенствование оросительной системы Месопотамии за счёт создания дополнительных магистральных и региональных каналов, многочисленных дамб и плотин. Впервые возле г. Сиппар было сооружено гигантское водохранилище площадью в несколько сот квадратных километров. Отсюда брало начало множество каналов, с помощью которых регулировалось распределение воды во время засухи и наводнения.

При Навуходоносоре II начался процесс укрупнения ремесленных мастерских, в которых применялся комбинированный труд высококвалифицированных рабов, угнанных из завоёванных областей, и наёмных свободных работников. Была установлена более тесная, чем в предшествующее время, связь между ремесленным производством и рынком, где теперь можно было купить привозное сырьё: металлы, дерево, строительный камень.

Вавилон снова обрёл славу центра ближневосточной торговли. Через территорию города проходил важнейший торговый путь, связывавший финикийские порты с Эламом и Индией. Оживлённый караванный путь из Дамаска через Сирийскую степь также направлялся в Вавилон, а из него по Тигру и его притокам шёл в Центральный Иран. Посредническая торговля приносила огромные доходы, а потому способствовала экономическому процветанию Вавилонии, которое сопровождалось развитием товарно-денежных отношений. Об этом свидетельствуют многочисленные клинописные документы: долговые расписки, торговые контракты, брачные договоры, свидетельства о разделе семейного имущества.

На основе активной коммерческой деятельности в Вавилонии создавались процветающие частные коммерческие дома, располагавшие земельными угодьями, ремесленными мастерскими, торговыми судами, гостинцами. Для примера можно назвать торговый дом Эгиби в Вавилоне и «деловой дом» Мурашу в Ниппуре – большие семьи, которые специализировались на торгово-ростовщических операциях.

Численность населения Вавилона выросла до двухсот тысяч человек. Громадный царский дворец со знаменитыми «висячими садами», семиэтажный зиккурáт[73] в честь бога Мардука высотой в сто метров, 60 великолепных храмов, мощные кольца укреплений, покрытые глазурованным кирпичом, превращали Вавилон в настоящее чудо света. Увидеть его торопились тысячи купцов и путешественников со всего Древнего Востока. Вавилон стал подлинным центром деловой, политической, культурной жизни Ближнего Востока.

Со времён царя Хаммурапи уже прошло более тысячи лет. За это время в Месопотамии сменилось немало завоевателей, что делало пёстрым этнический состав населения. С развитием частной собственности и кредитно-денежных операций ускоренными темпами шёл процесс расслоения общины, заметно возросло количество рабов. Хотя рабы не составляли большинства населения, их труд начал использоваться в ведущих сферах хозяйственной деятельности. Для строптивых рабов существовали специальные работные дома с тюремным режимом. Цены на рабов на рынке упали и стали стабильными, как на привычный товар. Новым в положении рабов стало то, что хозяева начали отпускать их на оброк. Оброчный раб мог завести собственное хозяйство – свою ремесленную мастерскую или земельный участок, а разбогатев, даже заняться торгово-ростовщической деятельностью. Он имел право жениться и заключать юридические сделки на тех же основаниях, что и свободные люди. Оброчным рабам разрешалось использовать наёмный труд, причём не только рабов, приобретённых в собственность, но и разоряющихся свободных жителей Месопотамии. Раб мог выступать в качестве делового партнёра своего хозяина, не забывая при этом выплачивать большой по объёму оброк своему господину.

Таким образом, фактическое положение оброчных рабов, нередко становившихся богаче своих хозяев, наладивших собственное производство и обзаведшихся семьёй, не соответствовало их юридическому статусу.

В VII–VI вв. до н. э. большие изменения произошли и с храмовыми хозяйствами. Они вновь обрели независимость от царской власти, превратились в крупнейших землевладельцев, занимались ростовщическими операциями, участвовали в международной торговле. Вавилонские цари, заинтересованные в поддержке могущественного жречества, освобождали храмы от налогов и обязали население платить храмовую десятину, то есть отдавать десятую часть полученных доходов.

Попытки царя Набонида поставить под контроль влиятельное и могущественное жречество не увенчались успехом. Борясь с ненавистным правителем, жрецы поддержали армию Кира II, позволив ему овладеть Вавилоном.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: