Народы Восточного Средиземноморья в древности

1. Сирия и Финикия в третьем – первом тысячелетиях до н. э. Прибрежный регион, прилегающий с востока к Средиземному морю, называется Восточным Средиземноморьем. На севере он ограничен горами Тавра, на юге – пустыней Синайского полуострова, на востоке – обширной Сирийско-Месопотамской степью.

Район Восточного Средиземноморья разнообразен по природным условиям, не всегда благоприятным для жизни человека. Каменистые, но плодородные почвы позволяли заниматься полеводством и садоводством без строительства сложных ирригационных сооружений. Тёплый и влажный климат, дождевые осадки позволяли выращивать не только зерновые, кунжут, финиковые пальмы, но и такие редкие для речных долин культуры, как оливковое дерево и виноградная лоза.

Восточное Средиземноморье славилось ливанским кедром и рудами разнообразных металлов: меди, олова, железа, серебра. Но едва ли не главным достоянием этого региона было его чрезвычайно выгодное географическое и стратегическое положение. Через территорию Восточного Средиземноморья шли торговые пути, соединявшие Египет, Месопотамию, Малую Азию и Закавказье. Из портовых городов корабли направлялись на Кипр, острова Эгейского моря, в Грецию, Сицилию, Испанию, на западное побережье Северной Африки. Следовательно, Восточное Средиземноморье играло ключевую роль в торговых и культурно-исторических связях Ближнего Востока с Европой и Северной Африкой. Неудивительно поэтому, что великие державы Древнего Востока: Египетская, Хеттская, Ассирийская, Нововавилонская, Персидская – стремились захватить земли Сирии, Финикии, Палестины[77], заселённые ханаанеями, эблаитами, амореями, хурритами, арамеями, финикийцами, евреями, филистимлянами, или установить на территориях проживания этих народов своё политическое и культурное влияние. Эти попытки, как правило, были удачными, потому что у населения Восточного Средиземноморья никогда не было попыток и никогда не возникало внутренней потребности к объединению всего региона, даже перед лицом ясно осознаваемой внешней угрозы: мешали как различия в хозяйственном и социальном укладе, так и противодействия сильных соседних держав. Кроме того, внутренних ресурсов карликовых государств Восточного Средиземноморья было явно недостаточно для сохранения независимости от могущественных империй Египта, Ассирии или Вавилонии. Тем не менее правящая элита городов-государств Восточного Средиземноморья смогла приспособить экономическую жизнь, общественное и государственное устройство к условиям существования в составе великих империй: выплачивать дань, содержать гарнизоны иноземных войск, оказывать содействие при продвижении вражеских армий. Более того, господствующая верхушка общества, монополизировав торговлю со странами Ближнего Востока, предпочла государственной независимости своё растущее материальное благополучие. И всё же политические союзы городов-государств иногда возникали. Как правило, это случалось в периоды ослабления или разрушения великих империй Ближнего Востока.

Так, одна из первых попыток объединения карликовых государственных образований в Сирии произошла на рубеже XIX–XVIII вв. до н. э. Племена аморейских кочевников распространили своё влияние на территорию от Каркемиша на севере до Катны на юге и создали государство Ямхад со столицей в городе Халпа (совр. Алеппо). Ямхад был равноправным торговым партнёром таких сильных государств, как Мари и Вавилон, где также правили аморейские династии. Однако уже в XVII в. до н. э. Ямхад ослабевает и утрачивает свою независимость.

Южнее Ямхада на рубеже XVIII–XVII вв. до н. э. образовался гиксосский союз, объединивший разрозненные племена Синайского полуострова, Северной Аравии и южной Палестины. Гиксосским правителям удалось захватить Египет, объявить себя египетскими фараонами, основать в Дельте хорошо укреплённую резиденцию Аварис. Громадное по территории военно-политическое объединение гиксосов просуществовало до середины XVI в. до н. э., пока не было уничтожено основателем XVIII династии египетских фараонов Яхмóсом I.

XVIII в. до н. э. стал временем политического объединения и палестинских карликовых государств вокруг города Хацор, который установил выгодные для себя связи с царством Мари. Однако египетская экспансия на земли Палестины привела царство Хацор к краху.

Таким образом, все попытки объединения земель Сирии, Финикии, Палестины приводили лишь к созданию временных военно-политических союзов, которые распадались по мере возвышения или укрепления крупных соседних держав.

При фараоне Тутмосе III (XV в. до н. э.) на всём протяжении Восточного Средиземноморья установилось египетское господство. Вскоре, однако, Египет уступил часть Сирии Митанни, а при фараоне Эхнатоне Египет утратил своё влияние над Сирией и Палестиной. С возвышением Хеттского царства Восточное Средиземноморье стало объектом соперничества между египтянами и хеттами, которые в 1270 г. до н. э. поделили между собой сферы влияния в этом регионе.

В конце XIII – начале XII в. до н. э. Сирия и Палестина подверглись нашествию «народов моря». Две ветви «народов моря» – филистимляне и чакара – осели на морском побережье и подчинили себе прибрежную полосу Палестины.

С конца второго тысячелетия до н. э. в регионе складывается совершенно новая международная обстановка. Обе великие империи – Египетская и Хеттская, ожесточённо соперничавшие за обладание Восточным Средиземноморьем, прекратили своё существование, и к началу XI в. до н. э. Сирия, Финикия и Палестина получили возможность для самостоятельного развития. Оправившись от политических неурядиц, города Восточного Средиземноморья вступили в период своего наивысшего расцвета. Ведущая роль в культурно-историческом развитии Восточного Средиземноморья стала принадлежность Финикии, сумевшей с наибольшей выгодой для себя использовать в сложившихся условиях монополию на международную торговлю. Население независимых богатых городов: Угарита, Арвáда, Библа и особенно Тира и Сидона, привлекая собственные богатые природные ресурсы (кедровый и дубовый лес, добываемый из морских моллюсков пурпур, душистые травы и смолы), а также разнообразное сырьё, главным образом металлы, привозимое из соседних стран, наладило производство предметов роскоши, приносивших высокий доход: дорогостоящих пурпурных тканей, ювелирных украшений, золотых и серебряных ваз, пастового цветного стекла, зеркал, косметических и медицинских средств.

Обладая лучшим по тем временам флотом, деловая элита финикийских городов стала организатором транзитной торговли в Средиземном море. Преобладающие позиции в международных торговых операциях заняли металлы и рабы. Примечателен тот факт, что финикийцы почти никогда не вели завоевательных войн и не обращали в рабство за долги. Однако количество рабов в Финикии, и особенно рабов-военнопленных, было огромным. Финикийцы покупали рабов на невольничьих рынках Мидии и островов Эгейского моря, а затем перепродавали в десятки раз дороже. Нередки были случаи незаконного порабощения доверчивых покупателей финикийских товаров, которых торговцам удавалось заманить на свои корабли и увезти на рабовладельческие рынки Тира. Не случайно поэтому о финикийских купцах ходила дурная слава, и в поэмах Гомера их называют «обманщиками лукавыми» и сравнивают с пиратами.

Сами финикийцы использовали рабский труд и в ремесленных мастерских, и в сельском хозяйстве. Но основная масса рабов применялась во флоте в качестве гребцов на судах. Рабов приковывали цепями к скамейкам, поэтому во время кораблекрушения невольники гибли вместе с судном.

Развитие финикийской торговли повлекло за собой и широкую колониальную политику, или колонизáцию – основание новых поселений в чужих землях. Само это поселение называлось колóнией (от латинского слова кóло – «живу, населяю, обрабатываю»; греки именовали его, как правило, апойкией от слова апóйкео – «выселяюсь»). Город или страна, откуда уезжали поселенцы, получили название метропóлии, или «города-матери».

Финикийцы первыми стали основывать колонии, которые возникали в местах, наиболее важных для следования их кораблей или наиболее выгодных для осуществления торговых операций. В XII в. до н. э. появилась первая финикийская колония. Она находилась на ближайшем к Финикии острове Кипр, богатом медными рудами. В X–IX вв. до н. э. – в период расцвета финикийской колонизации – города и поселения финикийцев появились в Западной Сицилии, на островах Сардиния, Мальта, на юге Пиренейского полуострова, в Северной Африке. Самой крупной колонией был Карфагéн, основанный на территории современного Туниса в 825 г. до н. э. выходцами из Тира. К III в. до н. э. Карфаген превратился в крупную колониальную морскую державу, стремившуюся к полной гегемонии в западной части Средиземного моря. Столкновение интересов правящей элиты Тира и Римской республики привело к развязыванию Пунических войн, длившихся (с перерывами) около ста лет. Победу в войнах одержала римская армия, а карфагенская средиземноморская держава была уничтожена.

Колониальная политика финикийской элиты подчинялась не только экономическому расчёту. Политические амбиции также играли заметную роль: долгое время раболепствуя перед администрацией завоевателей, финикийская знать сама мечтала об установлении господства над отсталыми средиземноморскими народами, словно стремясь поменяться ролевыми функциями со своими вчерашними хозяевами и ощутить силу власти над племенами, ещё не отведавшими бесправия и угнетения. Кроме того, колонизация позволяла в короткое время эффективно решать назревшие социально-политические проблемы: искоренение относительного перенаселения из-за углублявшейся имущественной дифференциации и избавление от потерпевшей поражение оппозиционной политической группировки. Радикально настроенные слои финикийского общества получили возможность удовлетворять свои экономические чаяния и реализовывать политические амбиции на новом месте – в колонии, где эмигранты захватывали земли местного, автохтонного населения и, устанавливая свои порядки, организовывали государственное управление по тем образцам, которые считали наиболее совершенными.

Колония жила своим, обособленным от метрополии укладом, претендуя на политическую независимость от неё, но сохраняя с «городом-матерью» культурно-экономические связи.

Политический строй финикийских городов-государств и их колоний был довольно своеобразным. В них действовали органы самоуправления: советы старейшин и собрания полноправных жителей; выборные городские магистраты, ведавшие повседневными делами. В некоторых финикийских городах существовала царская власть, но цари не были похожи на восточных деспотов. Представители политической элиты, приумножая свои богатства на международной торговле и пиратстве, имели возможность ставить на престол угодных им людей. Наиболее известным финикийским правителем считается Хирам Тирский (969–936), современник и союзник древнееврейского царя Соломона. При нём снаряжались военно-морские экспедиции на Кипр, в Северную Африку и Аравию, начались масштабные работы по укреплению Тира. Этот город имел необычное расположение: одна его часть была расположена на материке, другая – на скалистом острове, отделённом от берега километровым проливом. Островная часть города была расширена на 1/3 за счёт искусственной насыпи, где располагался царский дворец, размещались арсенал и гарнизон. Рядом был построен городской квартал с торговой площадью и местом для проведения народных собраний. В результате этих преобразований Тир превратился в неприступную крепость, не преодолимую для самых лучших армий Ближнего Востока.

При Хираме и его преемниках в Финикии начался процесс политической консолидации. К объединившимся в начале X в. до н. э. в единое царство Тиру и Сидону вскоре присоединился Арвад, а затем и другие города-государства. Так впервые в своей многовековой истории Финикия превратилась в централизованную державу, просуществовавшую до середины IX в. до н. э.

Если на побережье Средиземного моря в начале первого тысячелетия до н. э. руководящую роль играл Тир, то в Сирии на это место претендовал Дамáск. Расположенный в оазисе Сирийско-Месопотамской степи, он стал центром переселения арамейских племён, приступивших к освоению Восточного Средиземноморья в конце второго тысячелетия до н. э. Вскоре Дамаск превратился в важный перевалочный пункт нового караванного пути, связавшего финикийское побережье с Месопотамией. В X–IX вв. до н. э. Дамасское царство, как Тир в Финикии, превратилось в крупный политический центр Сирии, и при царе Бенхададе III его границы расширились за счёт не только присоединения южных и северных областей Сирии, но и захвата территорий древнееврейских государств Израиля и Иудеи. Однако могущество Дамасского царства продолжалось недолго. В середине IX в. до н. э. оно, как и Тиро-Сидонское царство, было разгромлено Ассирией.

В VIII–VII вв. до н. э. Восточное Средиземноморье оказалось под контролем Ассирийской «мировой» державы. Вновь утратив независимость, Финикия и Сирия были вынуждены приспосабливаться к новым завоевателям, возобновляя прежние приёмы исторического выживания.

Вместе с тем ассирийское иго не изменило религиозных представлении финикийцев и сирийцев, поклонявшихся жестоким и кровожадным богам (Ваáлу, Молóху, Мелькáрту, Астáрте). Не повлияло оно и на совершенствование финикийской письменности, которая сыграла особую роль в развитии культуры народов Древнего мира.

Финикийский алфавит состоял из двадцати четырёх символов, обозначавших только согласные звуки. В этом смысле он был «почти алфавитом», так как гласные звуки домысливались.

В VIII в. до н. э. греки, заимствовав финикийский алфавит, добавили несколько знаков для гласных. Так было изобретено самое простое и доступное широким слоям общества фонетическое письмо, радикально менявшее сознание людей.

Все алфавитные системы мира – от Испании до Южной Индии – восходят в конечном итоге к финикийскому алфавиту. Исключение составляет лишь несколько очень поздних, искусственно созданных систем (грузинский, армянский, корейских алфавиты), на изобретение которых финикийский алфавит оказал только косвенное воздействие.

2. История Палестины и древнееврейских племён. Особое место в культурно-историческом развитии народов Древнего мира принадлежало жителям Палестины евреям – создателям Библии.

Палестина, или Ханаáн, – это южная часть Восточного Средиземноморья, ограниченная средиземноморским побережьем на западе, рекой Иордан – на востоке, Синайским полуостровом – на юге и оазисом Дамаска – на севере. Эта территория ещё с третьего тысячелетия до н. э. была заселена племенами ханаанеев. В XIV в. до н. э. Палестина входила в состав Египетского государства, позже, как и другие земли Восточного Средиземноморья, стала ареной борьбы между египтянами и хеттами. Племенной союз евреев, принадлежавший к аморейской (западно-семитской) культурно-языковой общности, вторгся на территорию Палестины в XIII в. до н. э., вступив в борьбу с ханаанейским населением.

Само название «еврей» этимологически раскрывается как «житель по ту сторону реки», что согласуется с преданиями Ветхого Завета о приходе евреев из-за реки Евфрат. Современные научные данные позволяют предполагать, что в середине второго тысячелетия до н. э. евреи проживали в Месопотамии, но под давлением касситов вынуждены были мигрировать в Заиорданье и на Синайский полуостров, где оказались в подчинении у египетских фараонов, что также согласуется с ветхозаветными рассказами. Сказочное по форме повествование о том, что евреи долгое время пребывали в египетском рабстве, может быть интерпретировано с научной точки зрения как завоевание евреев воинственными фараонами XIX династии. Исход, то есть выход евреев из Египта, и завершение эпохи рабства Ветхий Завет приписывает Моисею – первому пророку Яхве и основателю его религии, законодателю, религиозному наставнику и политическому вождю еврейских племён. Под предводительством самого Яхве – бога-покровителя еврейских племён – после многолетних скитаний по Синайской пустыне он вывел своих соплеменников на «землю обетованную», где течёт «молоко и мёд».

Однако «земля обетованная» уже была заселена, поэтому евреям пришлось вести долгую и нелёгкую борьбу с жителями Ханаáна, а также с ещё более грозным противником – филистимлянами[78], которые, как и другие «народы моря», принадлежали к племенам эгейско-анатолийской группы. Они вторглись в Ханаан в XII в. до н. э. и, обладая железным оружием, покорили живших в прибрежной области евреев и другие семитские народности. Борьба евреев с ханаанеями и филистимлянами растянулась на четыре столетия и завершилась только в VIII в. до н. э. Её итогами стали покорение или истребление вражеских племён, а также консолидация еврейского народа и формирование государственности.

Ещё в XII в. до н. э. еврейские племена вели кочевой образ жизни и сохраняли родоплеменные отношения. Во главе двенадцати племён («колен») стояли выборные вожди, которые являлись верховными жрецами, выполняли судебные обязанности, а во время военных действий возглавляли племенные ополчения.

Первым еврейским царём был избранный из знати Саул, предпринявший попытки объединить племена евреев в борьбе с филистимлянами, реорганизовать народное ополчение, создать аппарат государственной власти из служилой знати. Однако реформы по укреплению царской власти вызвали недовольство в обществе, поэтому Саул, не справившийся к тому же с задачей истребления филистимлян, покончил жизнь самоубийством. Вместе с тем принцип наследственной передачи власти, введённый им, остался в силе, поэтому на престоле оказался родственник Саула Давид (1004–965).

Давид стал истинным основателем древнееврейского царства, которое после объединения всех двенадцати «колен» евреев простиралось от Дамаска до Акабского залива. Столицей государства стал город Иерусалим, отнятый Давидом у завоёванных ханаанеев. Здесь был построен роскошный дворец и сформирован центральный аппарат управления. Подражая египетским фараонам, Давид стремился к неограниченной власти, поэтому он ввёл обычай, согласно которому все его подданные – от высшего сановника до рядового жителя – должны были «падать лицом своим на землю» при обращении к правителю. Специальная гвардия наёмников и постоянное войско охраняли особу царя и вели активную внешнюю политику, в ходе которой филистимлянам был нанесён ряд ощутимых поражений, позволивших обезопасить западные рубежи древнееврейского государства.

Достойным преемником Давида стал его младший сын Соломон (965–928), время правления которого Библия характеризует как «золотой век».

Установив при помощи удачной дипломатической политики добрососедские отношения с воинственными соседями: филистимлянами, финикийцами, правителями Дамаска и заиорданских княжеств – он воспользовался смягчением военной напряжённости для налаживания хозяйственной деятельности. При Соломоне развивается сухопутная и морская транзитная торговля с Египтом, Финикией, Сирией, Южной Аравией.

Полученные от выгодной торговли средства направлялись на строительство: восстановление городов, украшение Иерусалима, возведение храма богу Яхве, который рассматривался религиозным центром еврейского народа.

Славу Соломона как мудрого и великого государя подтвердила и его военная реформа. Он усилил армию введением отрядов конницы и колесниц, превратил в могучие крепости города Мегиддо и Гезер, имевшие важное стратегическое и экономические значение.

Для содержания разраставшегося бюрократического аппарата, продолжения строительной деятельности, обеспечения роскошной жизни двора требовались немалые средства. Это заставило Соломона прибегнуть к усилению налогообложения. Древнееврейское царство было разделено на двенадцать податных округов, каждый из которых доставлял в царский двор натуральные налоги и выполнял трудовые повинности один месяц в году. Наибольшие тяготы налогов были возложены на население северной части Палестины – Израиль, который славился развитым земледельческим хозяйством и активным товарообменом с Финикией и Северной Сирией.

Дальнейший рост налогового бремени, осуществлявшийся преемниками Соломона, вызвал недовольство широких народных масс. Могущественное государство дало трещину, его «золотой век» закончился, и сепаратистские настроения вновь стали набирать силу. В 928 г. до н. э. древнееврейское государство распалось на северное царство (Израиль) со столицей в г. Самария и южное (Иудея) – со столицей в Иерусалиме. Многие десятилетия между ними продолжались распри, в которые охотно вмешивались соседние царства – то Дамасское, то Египетское.

Социальные изменения, характерные для большинства стран Ближнего Востока в первой половине первого тысячелетия до н. э., в полной мере затронули и еврейское общество, где процессы концентрации земли в руках правящий аристократии и обезземеливание бедняков привели к конфликтам между знатью и народом. Рост социальной напряжённости сопровождался религиозной борьбой между аристократией и жречеством, сторонниками единого культа бога Яхве и последователями других религиозных учений. На этом фоне в Палестине возникло мощное идеологическое движение так называемых пророков (проповедников). Отражая интересы угнетённого народа, пророки обличали жестокость царских чиновников, несправедливость судей, корыстолюбие ростовщиков и призывали власти к установлению справедливых порядков, милосердному отношению к бедным. Единственным заступником еврейского народа пророки называли бога Яхве, и предсказывали, что он, любя избранный им народ, пришлёт на землю божественного посланца – мессию, возложив на него задачи защиты евреев от местных угнетателей и спасения от внешних врагов.

Под влиянием пророческого движения в правление иудейского царя Осии в 622 г. до н. э. были приняты законы, направленные на централизацию культа Яхве. В Иудее вводилось единобожие (монотеизм), разрешающее почитание одного лишь Яхве. Все остатки политеизма искоренялись. Запрещалось поклонение родовым богам и их изображениям. Соломонов храм Яхве становился единственным местом богослужения.

Распад древнееврейского государства на два независимых царства, а также резкое обострение социальных и религиозных противоречий ускорили процесс завоевания Израиля и Иудеи. В 722 г. до н. э. ассирийский царь Саргон II уничтожил Израильское царство и разрушил его столицу – Самарию. Свыше двадцати семи тысяч израильтян были уведены в ассирийский плен.

Иудея продержалась после уничтожения Израиля ещё около ста двадцати лет. Однако в 587 г. до н. э. вавилонские войска Навуходоносора II захватили и разграбили Иерусалим, уничтожили храм Яхве, низложили царскую династию, увели квалифицированных ремесленников и представителей аристократии в «вавилонский плен». Иудейское царство прекратило своё существование. На его территории была создана провинция Нововавилонского царства.

Через полвека вавилонского пленения, с захватом Вавилона персами, евреи получили возможность вернуться на родину. В Иерусалиме на месте храма Соломона был отстроен Второй храм, вокруг которого еврейский народ, лишённый политической независимости, сплотился в общину, возглавляемую первосвященниками.

В эпоху Второго храма свой окончательный, канонический вид приобрела священная книга иудаизма – Танах – еврейская часть Библии, которую христиане называют Вéтхим Завéтом[79]. Наиболее авторитетная часть Ветхого Завета – «Пятикнижие» («Закон») включает приписываемые Моисею мифы, предания о предках-патриархах и об исходе из Египта, а также религиозное законодательство. Главные этические ценности евреев, получившие божественную санкцию Яхве, приобрели характер заповедей, сохраняющих своё значение и поныне: «Почитай отца твоего и мать твою. Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси ложного свидетельства… Не делай себе кумира. Помни день субботний, чтоб святить его».

§ 8. Преемственность культурных традиций народов Передней Азии и Среднего Востока


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: