История Персидской «мировой» державы

1. Природные условия и обитатели Иранского плоскогорья. Иранское плоскогорье и обширные территории Центральной Азии находятся к востоку от Месопотамии, составляя регион Среднего Востока. Сюда в середине первого тысячелетия до н. э., после гибели или ослабления некогда могущественных держав Ближнего Востока, переместились центры культурно-исторического развития народов Древнего Востока.

Иранское плоскогорье, где располагались древнейшие, первоначальные территории Мидийской и Персидской «мировых» держав, простиралось от Каспийского моря на севере до Персидского залива на юге. Со всех сторон оно было замкнуто и защищено горными хребтами. На юге и юго-западе Иранское плато окаймлено Южноиранской горной дугой, на северо-западе – горами Загроса; на востоке горы Брагуй и Соломоновы горы отделяют Иранское плоскогорье от полуострова Индостан, горные хребты Копетдáга и Гиндукуша служат границей между Ираном и находящейся к северу от него Средней Азией. Нетрудно представить, что коренное население Иранского плоскогорья: племена кутиев, касситов, луллубеев и другие – жило словно в гигантском каменном мешке, который изолировал их от развитых цивилизаций речных долин. Более благоприятным по сравнению с остальными было местоположение племён, проживавших в западной части Иранского плоскогорья, граничащего с Вавилонией и Ассирией. Являясь объектами экспансионистских намерений со стороны правителей Вавилонии и Ассирии, они нередко оказывались в плену, что давало им возможность знакомиться с богатой культурой завоевателей. Именно в западной (Мидия) и юго-западной частях (Элам и Персида) Иранского плоскогорья, раньше вступивших в контакт с высокоразвитыми цивилизациями Месопотамии, быстрее, чем в других областях Ирана, начала формироваться собственная государственность, были созданы новые на Востоке цивилизационные центры.

Две трети территории Иранского плоскогорья были заняты полупустынями и степями, где выпадало мало осадков. Знойным и жарким летом пересыхали небольшие горные речки и озёра. Продолжительные и очень суровые зимы оказывали неблагоприятное воздействие на существование садовых культур и не позволяли круглогодично содержать скот на подножном корме. Эти природные условия, вызванные резко-континентальным климатом, предопределили главное занятие местного населения – скотоводство, которое ещё не полностью утратило свой кочевой характер. Земледелие было возможно в ограниченном масштабе, в долинах рек и оазисах. Для орошения полей использовались резервуары, накапливавшие подпочвенные воды, а также воду, образовывавшуюся при таянии снегов.

Территория Иранского плоскогорья была исключительно богата полезными ископаемыми: рудами разнообразных металлов, строительным камнем, самоцветами, что предопределило высокий уровень развития ремесла. Здесь виртуозно изготавливали металлические чаши, высеченные из камня вазы, кубки из слоновой кости; громкую славу приносили и ювелирные изделия. Мастерам особенно удавались реалистичные изображения домашних и диких животных.

Исконное население Ирана было очень пёстрым. На рубеже третьего–второго тысячелетий до н. э. области Иранского плоскогорья и пустынные районы Средней Азии начали заселять племена, относившиеся к индоиранской группе, выделившейся из индоевропейской языковой семьи. Прародиной индоевропейских языков обычно считаются либо восточные районы Центральной и Южной Европы (между Вислой и Дунаем), либо степные пространства к северу от Чёрного и Каспийского морей. Начало распада индоевропейской общности относят к четвёртому тысячелетию до н. э. С этого времени племена, говорившие на индоевропейских диалектах, распространились на юг – в Малую Азию (хетты, лувийцы), на юго-запад – на Балканский полуостров (греки, фракийцы)[74], а также на восток – Иранское плоскогорье, в Среднюю Азию, Северную Индию (индоиранцы).

Индоиранские племена, относившиеся к южной ветви индоевропейцев, характеризовались большой близостью языков, общими явлениями в религии и культуре. В середине второго тысячелетия до н. э. индоиранская культурно-языковая общность разделилась на индоарийскую и иранскую ветви. Индоарийская группа проникла в Северную Индию и расселилась в долине Ганга, иранская – захватила Иранское плоскогорье и прилегающие к нему территории, дав им название Иран, производное от «Арьянам», что означает «страна ариев». Термин «арья», обладавший религиозно-социальным смыслом, был широко распространён среди индоиранцев. Им называли себя члены племён, занимавшие руководящее положение в племенных союзах. Поэтому индоиранские по языку племена в науке часто называются и арийскими. Таким образом, термин «арий», первоначально – социальный, в современном научном употреблении – лингвистический, не имеет никакого отношения к расовой принадлежности, указывающей на антропологические черты. Никакой арийской расы никогда не существовало, поэтому и понятие «арийская раса», возникшее около ста лет назад, не имеет права на существование.

В результате расселения ираноязычных племён в первой половине первого тысячелетия до н. э. произошёл процесс иранизации всего Среднего Востока. Иранцы, ассимилировавшись с местным населением (хурритами, касситами), к VIII в. до н. э. превратились в господствующий этнос, состоявший из двух основных племенных групп: мидийцев и персов. Мидийцы, расселившиеся в северо-западной части Иранского плоскогорья, постоянно испытывали на себе давление воинственных соседей: ассирийцев, эламитов, кочевников-киммерийцев и скифов, что и заставило их в VIII в. до н. э. консолидироваться в Мидийское царство. В VII в. до н. э. мидийцы, воспользовавшись благоприятной международной ситуацией (уничтожением Элама, ослаблением Ассирии), начали создавать свою «мировую» державу, в состав которой вскоре вошли громадные территории, простиравшиеся на западе от реки Галис в Малой Азии до оазисов Средней Азии на востоке, от Большого Кавказского хребта на севере до берегов Персидского залива – на юге. В составе Мидийской империи оказалась и область Персида, заселённая племенами персов.

2. Создание Персидской «мировой» державы. Освобождение персов из-под власти Мидии произошло при царе Кире II (559–530), принадлежавшем к знатному роду Ахеменидов (потомков родоначальника Ахемена), в середине VI в. до н. э. В 553 г. до н. э. он вступил в борьбу против мидийского царя Астиага, который приходился ему дедом по линии матери. Астиаг, несмотря на преклонный возраст, сам вёл своё войско в бой, однако предательство мидийской аристократии решило исход сражений. Столица Мидии Экбатáны была захвачена персидскими войсками, Кир II был провозглашён царём Мидии и правителем всех стран, которые составляли мидийские владения: Элама, Северной Месопотамии, Урáрту, Каппадóкии. Развивая свои успехи, в 547 г. до н. э. Кир присоединил к своей державе земли богатейшего государства в Малой Азии – Лидии и распространил своё влияние на греческие пóлисы (карликовые государства) Малой Азии. Последующие пять лет (545–540) он воевал в центральной части Иранского плато, добиваясь покорности Гиркáнии и Пáрфии и признания его законным наследником власти мидийских царей.

Когда владения Кира II стали простираться от Эгейского моря до границ Индии, он счёл возможным приступить к завоеванию Нововавилонского царства. Не имея опыта ведения осадной войны, он прекрасно понимал, что взятие Вавилона – первоклассной по тем временам крепости – представляет для него неразрешимую задачу, поэтому он стал готовиться к бескровной войне, спекулируя на ошибках, допущенных царём Набонидом во взаимоотношениях с месопотамской знатью, и с выгодой для себя используя изоляцию Междуречья от окружающего мира, вошедшего в состав его «мировой» державы. Он точно рассчитал, что торгово-ростовщические круги Месопотамии, неся колоссальные убытки от того, что все земли к западу и востоку от Междуречья стали принадлежать Киру и без его согласия не смогут использоваться для осуществления международных торговых сделок, быстрее всех других слоёв Нововавилонского царства склонятся к предательству. Кир сделал ставку и на влиятельное вавилонское жречество, недовольное религиозной политикой Набонида, обещая очистить храмы Мардука от иноземных идолов и продолжить политику дарений храмам. Кир не прочь был заигрывать и с богатой еврейской диаспорой, оказавшейся в «вавилонском плену», и с тысячами депортированных сирийцев и финикийцев, обещая им возвращение на родину сразу после того, как персидская армия войдёт в Вавилон.

Пущенные в ход дипломатические усилия имели успех. Неприступный Вавилон открыл свои ворота персам в 539 г. до н. э. Этому примеру последовали и другие крупные города Месопотамии, которые встречали Кира II не как завоевателя, а как освободителя от власти тирана Набонида.

Войдя в Вавилон, не обнажив меча, Кир выполнил все свои обещания. В «Манифесте» по случаю взятия Вавилона, сохранившемся до наших дней, Кир объявил себя покровителем вавилонской религии и культуры. Он гарантировал Вавилону неприкосновенность и возвестил стране мир. Кир принёс жертвы Мардуку, восстановил разрушенные храмы, сохранил большинство должностных лиц на их постах, оставил цены на прежнем уровне, разрешил насильственно угнанным вернуться на родину.

Кир придал своей власти характер личной унии с вавилонянами. Формально он сохранил Вавилонское царство, провозгласил себя царём Вавилонии, объявил Вавилон столичным городом и увеличил привилегии его жрецам и представителям деловых кругов, предпринял энергичные меры к восстановлению привычной экономической жизни страны. Персы демонстративно выражали уважение к местным святыням, традициям и религиозным ритуалам вавилонян. Все эти меры, заметно отличавшиеся от проводимой прежде политики ассирийских и вавилонских царей, ловко скрывали потерю независимости Вавилонии. Она превращалась в одну из сатрáпий Ахеменидской державы, лишалась независимости во внешней политике и должна была признать власть персидского наместника.

Умением решать сложные международные проблемы дипломатическими средствами, а также талантом располагать к себе противника Кир II облегчил завоевание стран, лежавших к западу от Месопотамии. Богатые города Восточного Средиземноморья: Сирии, Финикии и Палестины – поспешили изъявить покорность мудрому завоевателю и получили его высокое покровительство. Знать Восточного Средиземноморья видела в Кире правителя сильной державы, который мог на долгое время обеспечить мир, обезопасить торговые пути, создать условия для выгодного экономического и культурного сотрудничества народам всего Древнего Востока. Сам Кир тоже был заинтересован в мирном продвижении к побережью Средиземного моря, так как он, одержимый идеей захвата Египта, нуждался в финикийском флоте и удобном плацдарме для ведения военных действий.

Предполагая, что борьба за Египет может оказаться долгой, Кир решил обезопасить свои восточные владения, которые в его отсутствие подвергались набегам скифов и массагéтов. Прибыв в Среднюю Азию во главе хорошо подготовленного войска, Кир рассчитывал только на скорые победы. Однако в 530 г. до н. э. он трагически погиб.

Создатель Персидской «мировой» державы Ахеменидов – Кир II стал легендой персидского народа. Его имя всегда было окружено славой, почётом, уважением, поэтому, сохраняя память о своём доблестном и мудром правителе, персы называли его именем города, местности, реки. Каждый новый царь, проходя обряд коронации, равный второму рождению, одевался в одежды Кира, мечтая повторить его судьбу.

Кир II заложил интегративные основы существования Персидского «мира» – принципы существования огромной по размерам державы, созданной силой оружия и включавшей в единую военно-административную систему десятки покорённых народов. Он уважал культурные достижения завоёванных народов и стремился заимствовать их, отличался религиозной терпимостью, политической гибкостью. Преемники власти Кира II, прозванного Великим, должны были ради сохранения «мира» Ахеменидов, научиться у своего прославленного предшественника лояльности, политическому такту, почтительному отношению к религиозным и культурным ценностям, созданным иноземцами.

После гибели Кира II на престол вступил его старший сын Кáмбиз II (530–525), которому и досталось владычество над огромной державой. Продолжая экспансионистскую политику отца, он в 525 г. до н. э., разбив войска последнего саисского фараона в битве у крепости Пелусий, захватил Египет. Камбиз был провозглашён египетским фараоном, основателем XXVII (персидской) династии и как «потомок Ра, Гора, Осириса» старался подражать великодушной политике сохранения привилегий и должностей знати, приумножения богатств храмов, благодатные плоды от реализации которой пожинал Кир Великий.

Однако, узнав во время неудачного похода в Нубию о начавшихся в Египте волнениях против персидского владычества, он вынужден был прибегнуть к жестоким методам: наказаниям, преследованиям, репрессиям – ради сохранения персидского присутствия на берегах Нила.

После подавления восстания в Египте Камбизу срочно пришлось отправиться в Персиду, откуда пришло тревожное известие о том, что его младший брат Бардия осуществил государственный переворот и пришёл к власти. Камбиз поспешил разобраться в сложившейся ситуации, но по дороге погиб при странных обстоятельствах.

Последующие события истории Персидской державы отражены в знаменитой Бехистунской надписи. С её прочтения офицером английской армии Г. Рóулинсоном начался процесс дешифровки месопотамской клинописи. Высеченная на неприступной Бехистунской скале, над пропастью, на высоте 105 метров, надпись открывалась приказом сохранить её для потомков. Текст был выбит по приказу царя Дáрия I, оказавшегося на персидском престоле в сентябре 522 г. до н. э.

3. Приход к власти Дария I. В Бехистунской надписи сообщается о том, что ещё до начала египетского похода Камбиз отдал приказ убить своего младшего брата, Бардию. Приказ был незамедлительно исполнен, однако сохранить преступление в тайне не удалось, так как нашёлся невольный свидетель происшествия, мидийский маг (жрец) по имени Гаумата. Обладая невероятной внешней схожестью с убиенным Бардией, он решил воспользоваться ситуацией, поэтому в марте 522 г. до н. э. объявил себя царём. Чтобы удержаться на троне, Гаумата-Бардия начал склонять на свою сторону народы Персидской державы, и с этой целью он на три года отменил налоги, которые они прежде платили в персидскую казну, и военную повинность. Представители знатных персидских родов, и Дарий в том числе, не вынесли произвола самозванца, политика которого ущемляла их интересы, поэтому они организовали переворот, в ходе которого лже-Бардия был убит, и власть досталась Дарию I – законному представителю рода Ахеменидов, происходившему из его боковой ветви.

Иную версию прихода Дария I к власти высказал отечественный исследователь М. А. Дандамаев. Тщательное изучение Бехистунской надписи и всех сохранившихся до наших дней письменных свидетельств по истории Персидской державы позволило ему утверждать, что содержание надписи является первой в истории человечества политической фальсификацией, злонамеренным вымыслом, потребовавшимся Дарию I и его сторонникам для сокрытия следов кровавого преступления – убийства законного наследника престола, младшего сына Кира II, Бардии.

Для того чтобы разобраться в хитросплетениях изложенной ситуации, необходимо более тщательно рассмотреть своеобразие внутриполитического развития Персидской монархии.

Едва возникнув при Кире II, Персидское государство всего за два десятилетия – исторически ничтожно короткий срок, – ещё не освободившись от родо-племенных пережитков, превратилось в величайшую империю древности. В силу этого у персов не наблюдался закономерный период становления цивилизации, хорошо различимый в истории других народов, – период борьбы царя с потомственной знатью. При Кире II эта борьба была незаметна, так как царь и знать были объединены одной глобальной задачей – подчинение всего известного мира персам. Непрекращавшиеся военные действия требовали сплочённости, организованности политической элиты персов, объединённости вокруг личности царя. Войны имели блестящий для персов, победный характер, они приносили лишь добычу, обогащали царя и преданную ему верхушку общества. Никаких поводов для конфронтации, проявлений взаимного недовольства и недоверия у Кира II и его ближайшего окружения не было. Оттого-то о Кире и слыла молва как об «отце страны», мудром, справедливом, заботливом правителе.

Ситуация начала изменяться тогда, когда на персидский престол вступил Камбиз II. Хотя никаких прямых улик, свидетельствующих о возникновении противоречий между усиливавшейся царской властью и персидской аристократией, не сохранилось, анализ косвенных данных позволяет утверждать: при Камбизе привилегии родовой знати стали сокращаться. Не случайно поэтому Камбиза, в отличие от Кира, называли деспотом, жестоким, неуравновешенным властителем. Ему приписали преступления, которых он никогда не совершал: издевательства над беременной женой, серия святотатств в Египте, в том числе убийство священных быков Аписов.

Дальнейшее обострение противоречий в высших эшелонах власти наблюдалось в течение короткого – семимесячного – правления младшего сына Кира II Бардии. Стремясь к неограниченной власти, это он, а не самозванец Гаумата, попытался пресечь источники обогащения персидской знати. Отменив во всей империи налоги и повинности с подвластного населения, он заметно ограничил экономическую мощь, а следовательно, и политическое могущество персидской аристократии. Это ослабляло влияние знатных и богатых персидских родов на царскую власть и социально-политическую жизнь империи.

Кроме того, Бардия попытался низвергнуть могущество родовой знати при помощи поддержки новых религиозных идей. При нём особое предпочтение было оказано распространявшемуся зороастризму, видимо, потому, что обещаемое этой религией посмертное блаженство не зависело от знатности рода и нажитых богатств. Только праведные мысли, слова и поступки могли гарантировать сторонникам обожествлённого пророка Зороáстра сохранение бессмертия души[75].

Использование не только экономических рычагов, но и идеологических методов воздействия на знать превращало Бардию в последовательного борца с привилегиями аристократии, в могущественного и независимого монарха.

Представители семи знатных персидских родов, утрачивавших в ходе этих преобразований власть и влияние в империи, поспешили убрать непокорного властителя – и привели свои планы в исполнение. После семимесячного правления Бардия был убит. Новым персидским царём стал Дарий I, использовавший сфальсифицированную надпись на Бехистунской скале для того, чтобы навсегда истребить память о Бардии и тщательно утаить детали кровавой расправы над ним.

4. Организация управления Персидской империей. Начало правления Дария I (522–465) было ознаменовано мощным народно-освободительным движением, в котором приняли участие захваченные персами жители Египта, Вавилонии, Мидии, Элама, Средней Азии. На подавление волнений потребовалось около двух лет. В Бехистунской надписи сообщается о том, что Дарий I дал девятнадцать сражений, пленил девять царей – руководителей повстанцев, истребил более ста тысяч человек.

Для предотвращения новых восстаний, ослаблявших империю, укрепления государственного единства, преодоления центробежных процессов на территориях Ближнего и Среднего Востока, захваченных персами, Дарий I приступил к реформированию подвластного ему общества и государства.

Одной из наиболее важных следует считать реформу государственного управления Персидской империей.

Вся территория империи была разделена на административно-податные округа – сатрапии, границы которых, как правило, совпадали с границами присоединённых к Персиде государственных и племенных образований. Сначала империя состояла из двадцати сатрапий, но по мере расширения её владений появились ещё четыре новые сатрапии. Во главе сатрапии стоял назначаемый царём из персидской знати сатрап, или «хранитель царства», в обязанности которого входили сбор налогов, судопроизводство, обеспечение порядка и безопасности на вверенных территориях, контроль за деятельностью чиновников.

Военными силами сатрапий заведовали военачальники, независимые от сатрапов и подчинявшиеся непосредственно царю.

Сатрапы и военачальники, следившие за деятельностью друг друга, сами находились под бдительным контролем тайной полиции, представители которой назывались «око и уши царя». Верховный контроль за деятельностью чиновников возлагался на начальника личной гвардии царя.

Обширный штат придворной бюрократии, разделённой на многочисленные департаменты, канцелярии и службы, находился в четырёх столицах Персидской империи: Персéполе, Экбатанах, Вавилоне, Сузах. Официальная резиденция «царя царей», «царя стран» размещалась в древнем Мемфисе. Такое рассредоточение центрального аппарата приближало управление к регионам и позволяло эффективно контролировать общую ситуацию. Местная знать допускалась на низшие административные должности, занималась привлечением населения к трудовым повинностям, руководила жизнью городов, получивших самоуправление (автономию).

Для сохранения власти на завоёванных территориях, обеспечения безопасности границ и их расширения Дарий I провёл реформу военной системы.

Территория Персидской империи была поделена на пять военных округов во главе с назначаемыми царём из персидской знати начальниками. Начальникам округов подчинялись военачальники сатрапий. Командные должности во всех воинских подразделениях занимали персы. В каждую сатрапию посылали воинский отряд, костяк которого составляли персы, а вспомогательные подразделения комплектовались из населения покорённых областей, причём в гарнизон сатрапии не допускались уроженцы данной местности.

Ядром персидской армии был гвардейский корпус – десять тысяч «бессмертных». Первая тысяча «бессмертных» комплектовалась исключительно из высшей персидской знати и была личной охраной царя. Остальные полки «бессмертных» набирались из уроженцев Персиды и Элама.

В персидскую армию общей численностью 0,5–1 миллион человек призывалось население всех сатрапий. Служба в армии начиналась с двадцати лет и продолжалась тридцать пять лет. Воинам выплачивалось натуральное довольствие или выдавался земельный участок – «кормление». Его размеры определялись родом войск, в которых мужчина отбывал свою воинскую повинность.

Персидская армия делилась по родам войск (кавалерия, пехота, сапёрные части, разведка), существовала также градация и по видам оружия: копьеносцы, лучники, колесничие. Воинские подразделения строились на этнической основе, при этом персы сохранили самые популярные у этносов виды оружия и не изменили привычную воинам одежду. Крупные отряды численностью в тысячу человек делились на сотни и десятки.

Как и у ассирийцев, в персидской армии большое значение придавалось разнообразным формам поощрения воинов. За доблесть и верную службу солдат и командиров награждали орденами в виде золотых лавровых листьев, военными трофеями, дорогостоящим оружием, золотыми браслетами. Не менее почётным было и продвижение по службе – самыми престижными должностями считались: царский копьеносец, копьеносец знатного сановника.

Нововведениями в персидской армии были колесницы с косами и боевые слоны.

Кроме сухопутной армии персы располагали большим и хорошо оснащённым военным флотом.

Для содержания огромной армии и громоздкого аппарата управления требовались немалые средства, поэтому важным направлением реформирования империи явилась организация налоговой системы. Дарий I упорядочил сбор налогов и установил размер податей с учётом количества обрабатываемой земли и степени её плодородия. С каждой сатрапии собирались и натуральные, и денежные подати. Наибольшие тяготы налогов несли богатейшие сатрапии: Египет и Вавилония. Ремесленники и торговцы не освобождались от налоговых выплат: первые должны были отдавать определённый процент от выпускаемой продукции, вторые – от объёма оборота. Установленный размер податей оставался неизменным даже при чрезвычайных обстоятельствах, поэтому неурожаи или стихийные бедствия не отражались на состоянии персидской казны.

При сборе налогов была введена откупная система, впоследствии заимствованная римлянами. Суть её сводилась к тому, что знатные вельможи или торговые дома вносили в царскую казну установленный с той или иной сатрапии объём платежей, а затем, собирая налоги на месте, выколачивали из персидских подданных значительно большие суммы по сравнению с царской раскладкой. Это было очень выгодно для сборщиков налогов: они быстро обогащались, а безнаказанность за злоупотребления им была гарантирована подкупленными чиновниками.

При Дарии I происходит укрепление персидского «мира», так как захваченные территории были объединены не только силой оружия, но и продуманной социально-экономической политикой царя.

На всей территории империи была введена единая денежная система. Основу персидской денежной системы составлял золотой дáрик весом 8,4 г. Его чеканка была исключительной монополией царя. Благодаря малой доле примесей (всего три процента) дарик в течение нескольких веков занимал положение основной золотой монеты в торговом мире.

Дарик был очень дорогой денежной единицей, поэтому в качестве обычного средства обмена и платежа использовались серебряные монеты, приведённые в соответствие с царским сиклем (весом 5,6 г), который чеканился в царских мастерских.

Введение единой денежной системы способствовало активизации торговых сделок на территории Персидской державы, что укрепляло экономические связи между сатрапиями и способствовало втягиванию в денежное обращение народов с натуральным характером хозяйства.

Цели консолидации империи служило и дорожное строительство. При Дарии I была создана уникальная система магистральных дорог, связавших персидские столицы с крупными городами сатрапий. Хорошо построенные дороги соединяли Сарды в Малой Азии и Вавилон, Вавилон; Сузы и Персеполь; Вавилон и Экбатаны с Бáктрией и Индией. К услугам торговцев, перемещавшихся по этим маршрутам, были гостиницы, хранилища для товаров, средства передвижения. Безопасность торговых караванов обеспечивали расставленные через каждые двадцать километров военные посты.

Созданная система коммуникаций использовалась и службами связи, и – в случае необходимости – военачальниками сатрапий для подавления недовольства восставших народов.

Для выравнивания завоёванных областей по уровню экономического развития Дарий I перемещал квалифицированных ремесленников во вновь основанные города на восточных границах его державы. Важным средством укрепления империи было также введение в качестве государственного языка – арамейского языка. Законы, действовавшие в различных частях империи, были приведены к единообразию, но могли претерпевать изменения, отражая повороты в государственной политике.

При Дарии I Персидская держава достигла своего наивысшего могущества. В результате успешных военных действий её восточные границы после присоединения среднеазиатских государств: Бактрии, Согдиáны и Хорéзма – достигли северо-западной Индии. Западные рубежи империи, после того как в её составе оказались острова Эгейского моря, Фрáкия и Македóния на Балканском полуострове, приблизились к Эллáде. Для завоевания всего остального известного персам мира требовалось лишь покорить балканских греков. В начале V в. до н. э. Греция состояла из множества независимых, а нередко и враждующих друг с другом карликовых государств-полисов. Дарию казалось, что покорение Греции не представляет большой трудности. Однако он недооценил своего противника. Начавшиеся в 500 г. до н. э. Греко-персидские войны привели не только к разгрому персидской сухопутной армии и военного флота. Многолетние войны, продолжавшиеся пятьдесят лет, ослабили империю Ахеменидов, и вскоре после поражений от греков она стала терять одну сатрапию за другой. В конце IV в. до н. э. некогда могущественная держава была покорена армией Александра Македонского и вошла в его «мировую» империю.

5. Причины гибели империи Ахеменидов. Гибель империи Ахеменидов была предопределена. За внешне блестящим её фасадом скрывалось немало проблем, которые обострились в IV в. до н. э.

Огромное влияние на внутреннюю и внешнюю политику державы оказывали представители семи знатных родов, поддержка которых позволила Дарию I захватить власть в 522 г. до н. э. Они имели право беспрепятственного входа в царский дворец, с их мнением царь обязан был считаться, потому что они фактически были его соправителями. Царь мог брать себе в жёны девушек только из этих знатных родов, которые располагали гигантскими и практически бесконтрольными земельными владениями во всех персидских сатрапиях. Наличие столь сильной группировки знати заметно ограничивало могущество монарха, который ради сохранения трона вынужден был идти на бесконечные уступки и расширение её привилегий. Персидским царям не принадлежала высшая судебная власть, их личность никогда не обожествлялась. Поскольку полномочия аристократии укоренялись в родоплеменных пережитках, а они оставались в силе на протяжении всей истории существования Персидской державы, новые явления в социально-экономической жизни не имели благоприятной почвы для своего быстрого развития.

Исключительно влиятельной политической силой в Древней Персии был и царский гарем. Здесь плелись интриги, зрели нити заговоров, направленных на неугодных правителей. Так, сын Дария I Ксеркс, участник Греко-персидских войн, в 465 г. до н. э. стал жертвой гаремного заговора. Такая же участь ожидала Артаксéркса I и Артаксеркса II (V–IV вв. до н. э.).

В конце V – начале IV в. до н. э. сам царский род превратился в арену династических распрей. Известно, что Кир Младший после смерти своего отца, Дария II, вступил в борьбу со своим старшим братом, Артаксерксом II, игнорируя традиции престолонаследия: в Персии власть передавалась от отца старшему сыну. Бросая вызов устоям существования царского рода и желая выйти победителем в борьбе со старшим братом, Кир пригласил на помощь греков-наёмников, но погиб в борьбе за власть.

В IV в. до н. э. серьёзные изменения стали происходить и в сатрапиях. Ослабление царской власти нередко использовалось сатрапами в личных целях.

Их стремления к автономии, бесконтрольному правлению на вверенных областях оборачивались зарождением политического сепаратизма, возрождением центробежных явлений. Сатрапы стремились соединить в своих руках и административную и военную власть, что превращало их в независимых от центральной власти «царьков».

К концу правления Артаксеркса II (404–359) от Персидской империи отпали окраинные территории: Кипр, Хорезм, Бактрия, области в Малой Азии (Кáрия, Лидия, Киликия), индийские владения.

Грабительская откупная система также создавала отношения социальной напряжённости в сатрапиях. В V в. до н. э. волнениями были охвачены Вавилония и Египет, области Малой Азии, Сирия.

Таким образом, несвоевременное разрешение проблем существования Персидской державы привело к непоправимым для неё последствиям. Держава Ахеменидов исчезла так же быстро, как и её предшественница, великая Ассирийская империя, но просуществовала значительно дольше. По всей видимости, это надо объяснять тем, что в ходе многолетней реформаторской деятельности Дария I были найдены эффективные средства управления прежде рыхлым и непрочным государством. Опыт организации жизни на обширных территориях, завоёванных силой оружия, у персов перенимут римляне, которые создадут самую большую империю в Древнем мире.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: