История Ассирийской «мировой» державы

1. Наступление эпохи железа. Первое тысячелетие до н. э. вошло в историю как эпоха «железного века». Овладение технологиями выплавки и обработки железных руд, значительно чаще встречавшихся в природных кладовых по сравнению с залежами меди, а также освоение приёмов закалки металлов привели к кардинальным изменениям в обществе.

Железный топор, кирка и лопата давали совершенно новые возможности земледельцам. Они всё активнее начинают осваивать целинные земли, приступают к широкой вырубке лесов, освобождая пространства под новые пашни, стремятся сооружать оросительные системы в гористой местности.

Использование железа вызвало настоящую революцию в военном деле. Вместо небольших массивных бронзовых кинжалов армия вооружается длинными и острыми стальными мечами, а в качестве оборонительного снаряжения использует щиты и шлемы, кожаные панцири с нашитыми медными бляхами.

В эпоху «железного века» быстрыми темпами идёт процесс индивидуализации производственной деятельности. Патриархальные семьи дробятся, кровно-родственные и общинные связи ослабляются, традиционной уклад жизни разрушается. Им на смену приходят отношения, основанные на развивающейся частной собственности, товарно-денежных процессах, рабстве.

«Железный век» преобразовал даже политическую карту Древнего мира. Для применения новых производственных технологий жизненно важными становятся близость к источникам сырья – залежам руды, а также доступность дерева для процесса выплавки металла. Поэтому главную роль начинают играть государства, расположенные не на аллювиальных почвах великих рек. Теперь ведётся ожесточённая борьба за районы, богатые железной рудой, деревом, и за контроль над торговыми путями, дающий возможность быстрого обогащения за счёт ограбления караванов и судов (в Сирии, восточной части Малой Азии, Закавказье).

Переориентированные цели военных действий, подкрепляемые перевооружением армий и совершенствованием их военной тактики, были важнейшими предпосылками создания «мировых» держав. Они охватывали огромные территории, объединяя районы с различными природными условиями и типами хозяйства. Они включали народы, говорившие на разных языках, исповедовавшие веру в разных богов, находившиеся на разных уровнях социально-экономического развития. Их экономические ресурсы использовались для удовлетворения потребностей народа-завоевателя и особенно его правящей политической элиты.

Самой первой «мировой» державой на Древнем Востоке стала Ассирия.

2. Страна и население. Первоначальные, исконные территории Ассирии находились в Северо-Восточной Месопотамии, граничащей с южными отрогами Армянского нагорья и западными склонами гор Загроса. Ландшафт Ассирии представлял собой холмистую степь, переходившую в гористые области, мало пригодные для полеводства, но вполне приемлемые для развития виноградарства и садоводства. Ассирия славилась запасами ценных металлических руд (медных, свинцовых, железных), строительным камнем, разнообразными породами дерева. Но главные её богатства проистекали из исключительно выгодного географического положения. Через территорию Ассирии проходили кратчайшие, наиболее оживлённые и жизненно важные торговые пути, связывавшие Восточное Средиземноморье, Малую Азию, Закавказье с Вавилоном, Эламом, Центральным Ираном.

Геополитическое расположение Ассирии в центре многоэтничного Ближнего Востока определило её демографическую структуру. Коренной этнос (аборигены) был частью обширной кавказской культурно-языковой общности. С третьего тысячелетия до н. э. в Северной Месопотамии стали расселяться племена хурритов, аккадцев, со второго тысячелетия до н. э. – аморейские и арамейские кочевники. В результате смешения этих этнических общностей и сформировался новый этнический тип ассирийцев, соединивший физические качества и ментальные характеристики многих народов Передней Азии.

Наиболее ярко этнопсихологические характеристики ассирийцев обрисовал известный французский историк XIX в. Г. Масперó. По его мнению, ассирийцы в высшей степени обладали военными качествами: физической силой, стойкостью, энергией, хладнокровием, непоколебимой храбростью. Но их порочные склонности преобладали над добродетелями. «Это был кровожадный народ, преисполненный жестокости и лжи… до крайности надменный, плутоватый и вероломный, с презрением относившийся к своим врагам… Они разрушали и жгли города на своём пути, сажали на кол непокорных начальников или сдирали с них живьём кожу. Несмотря на внешний блеск и утончённость своей цивилизации, они всегда оставались варварами. И все эти ужасы они проделывали во имя Ассура[71], так как были религиозным народом…»

История Ассирии насчитывает около полутора тысяч лет.

3. История Ассирии. Ассирия позже, чем её южные соседи, Аккад и Шумер, выходит на международную арену, так как долгое время она отставала от них по уровню своего и экономического, и социально-политического развития. Создание цивилизации в Ассирии происходило в более сложных природных и экологических условиях: её трудные для обработки почвы, расположенные в средней части долины стремительного Тигра, не отличались плодородием. Население страдало от непрерывных нападений воинственных горцев и шумеро-аккадских царей.

Только к началу третьего тысячелетия до н. э. ситуация начала улучшаться. Ассирия, воспользовавшись ослаблением Шумеро-Аккадского царства, научилась с выгодой для себя использовать местоположение своей, пока ещё очень маленькой по размерам страны, называемой Алум-Ашшур (община Ашшур). Преимущества выгодного стратегического и географического положения Алум-Ашшур позволили её знатным родам поставить под свой контроль важнейшие торговые коммуникации на Ближнем Востоке, проникнуть в города Сирии, Финикии, основать торговые фактории (поселения) в Малой Азии, начать совершать грабительские набеги на торговые караваны с целью быстрого обогащения.

Торговля в Ассирии, втянутой в международные торговые связи, превратилась в ведущую сферу хозяйственной деятельности. Быстрое развитие товарно-денежных отношений вызвало к жизни ростовщичество. Ассирийские купцы и члены знатных родов, располагая большими средствами, выдавали деньги под грабительские проценты (от двадцати до ста шестидесяти). Результатом ростовщичества стало массовое закабаление местного населения, что способствовало углублению социального ранжирования ассирийского общества. Были и другие причины, способствовавшие исчезновению в Ассирии общинных структур и большесемейных общин. При обработке земли здесь использовалось колодезное орошение, что не требовало объединения человеческих ресурсов. В ассирийских патриархальных семьях существовал обычай первородства, согласно которому старшему сыну доставалась бóльшая часть семейной собственности; лишённые средств существования младшие члены семьи вынуждены были продавать себя в долговую кабалу. Также следует заметить, что в Ассирии рано возникла частная собственность на землю, и, хотя община старалась регулировать сделки купли-продажи земли, отчуждение пахотных владений стало необратимым процессом. Крупными имениями владела торгово-ростовщическая знать, которая жила в самом городе Ашшур, была освобождена от поборов и повинностей, закреплённых за рядовыми общинниками. Первое место среди повинностей заняла воинская обязанность.

Во главе Алум-Ашшур стояли должностные лица, избираемые из знатных и влиятельных родов. По имени одного из них – казначея (лимму) велся счёт ассирийской истории. Властная аристократическая верхушка сдерживала развитие царской власти. Царь становится самодержцем лишь в конце XIV в. до н. э., сокрушив могущество городского совета.

Долгое время все попытки знати Алум-Ашшур расширить владения своего карликового государства сводились на нет существованием крупных государств и воинственных соседей, экспансионистская политика которых оказывала серьёзное влияние на процессы исторической динамики Ассирии. Так, в XVIII в. до н. э. Ассирия была захвачена вавилонским царём Хаммурапи, в XV в. до н. э. она стала добычей государства Митáнни, созданного в северной Месопотамии племенами хурритов.

Около столетия Ассирия находилась под властью Митанни, однако в середине XIV в. до н. э. она не только восстановила свою независимость, но и произвела выгодный раздел территорий поверженной Митанни. К Ассирии перешли приевфратские области, выводящие к сирийским и финикийским городам, а также некоторые владения по Верхнему Тигру. При царе Тукульти-Нинурте I (1233–1197) Ассирия нанесла поражение хеттам и захватила касситский Вавилон, превратившись, таким образом, в великую державу Передней Азии. Дальнейшее наращивание территориальных владений Ассирии произошло при царе Тиглатпаласáре I (1115–1076), которому удалось в результате тридцати походов в Восточное Средиземноморье установить господство над Северной Сирией и Финикией.

Международная обстановка, сложившаяся к началу XI в. до н. э.: упадок Египетской державы, разгром Хеттского царства, постоянные набеги халдеев на Вавилонию – дали Ассирии шанс превратиться в лидирующую державу Ближнего Востока.

Однако первенствующее положение Ассирии продолжалось недолго. В конце XI в. до н. э. Ассирия была захвачена кочевниками арамеями, она потеряла все завоёванные земли и вновь сжалась до коренной области вокруг древней столицы Ашшур. Одной из основных причин поражения Ассирии были дворцовые интриги: все попытки царей укрепить своё могущество натыкались на мощное сопротивление влиятельной ашшурской знати, которая возводила на трон и свергала неугодных правителей.

С середины XI в. до н. э. и до начала IX в. до н. э., то есть в течение полутора столетий, Ассирия переживала экономический и политический упадок. Её границы опустошали урáрты и мидяне; торговля, приносившая прежде баснословные прибыли, замерла – страна оскуднела.

Новое возвышение Ассирии произошло лишь в IX в. до н. э., и этому сопутствовало немало причин.

Прежде всего, важные изменения произошли в международных отношениях. Главные соперники Ассирии, Египет и Вавилония, сошли с политической арены: Египет стал добычей ливийцев, Вавилон – халдеев. Хеттская держава была уничтожена «народами моря». Следовательно, существенных преград для реализации Ассирией претензий на создание «мировой» державы больше не существовало.

Ассирия стала одной из первых стран Древнего Востока, освоившей производство железа. Использование железа в военном деле предопределило превосходство ассирийской армии над противником.

На протяжении ряда десятилетий возглавляемая царями военная группировка Ассирии, рвущаяся к реваншу и восстановлению могущества своей державы, проводила реорганизацию военной системы. При царе Тиглатпаласаре III (745–727) процесс её реформирования был завершён созданием самой большой по численности на тот период, высокопрофессиональной, основанной на жёсткой дисциплине армии.

Ассирийская армия состояла из ста двадцати тысяч рекрутов – зачисленных на постоянную службу и находившихся на полном царском довольствии воинов. Систематические военные тренировки, направленные на совершенствование боевого мастерства, превращали любого новобранца в воина-профессионала, получавшего за службу жалованье из казны. Ассирийские солдаты имели единообразную экипировку и были вооружены самым современным по тем временам железным оружием.

Основной ударной силой стала тяжеловооружённая пехота, действия которой органично дополнялись ударами колесниц и численно возросшей конницы.

Впервые в мировой военной истории в Ассирии была создана служба внешней разведки, возглавляемая царевичем – наследником престола. Донесения, поступавшие от разветвлённой сети шпионов, давали возможность внести коррективы в военную стратегию и тактику и, кроме того, нанести противнику неожиданный удар.

Большое внимание уделялось также деятельности инженерных и сапёрных частей, которые возводили понтонные мосты, прокладывали дороги, меняли русла рек, строили и обороняли крепости, вели планомерную осаду городов, используя стенобитные машины – тараны и штурмовые лестницы.

Ассирийцы использовали крайне жестокие, а нередко – и садистские способы борьбы со своими противниками. Они полностью истребляли жителей непокорного поселения, вырубали сады, засыпали колодцы и каналы. С особой изощрённостью, стремясь парализовать волю врага, посеять неистребимый в душе страх, они применяли показательные казни: тысячи пленных ослепляли, увечили их тела, отрубали носы и уши, живьём сдирали с них кожу. Из обезображенных тел сооружали «пирамиды», которые наполняли смрадом разлагающихся тел ближайшие окрестности.

Кровожадность ассирийских воинов поощрялась щедрыми наградами – долей военной добычи за отрубленные головы противника. Ассирийцы не боялись гнева богов покорённых народов, поэтому они не только сжигали города, но и разрушали и грабили храмы, вывозили статуи богов. Они не терпели компромиссов, поэтому не договаривались с противником, а уничтожали его. Не случайно Нинéвию – последнюю столицу Ассирии – современники называли «городом крови», «логовищем львов».

Военные действия ассирийцев разворачивались по трём направлениям: северному – захват Армянского нагорья и Северо-Западного Ирана, западному – присоединение Восточного Средиземноморья и южному – борьба с Вавилонией.

Борьба в северном направлении объяснялась необходимостью установления контроля над «железным путём», проходившим в Северной Сирии. Главным северным соперником Ассирии выступали цари государства Урáрту, образованного на рубеже третьего–второго тысячелетий до н. э. из союза племён, населявших район озера Ван в Армении. Борьба шла с переменным успехом. При Тиглатпаласаре III урарты были разбиты и вытеснены из Северной Сирии. Северная граница Ассирии была обезопасена.

Однако окончательное поражение урартов произошло только в 714 г. до н. э. После тщательной подготовки ассирийский царь Сáргон II (722–705) обрушил военную мощь своего войска на Ванское царство и после одержанных побед присоединил большую часть его владений к Ассирии.

В начале VII в. до н. э. ассирийские войска одержали немало побед и в западном направлении. При царе Асархаддóне (681–669) Дамасское царство и богатые финикийские города на побережье Средиземного моря окончательно вошли в состав Ассирийской державы.

Сражения в северной и центральной части Восточного Средиземноморья привели ассирийцев в район Палестины, где в то время существовало два еврейских государства: северное – Израильское царство со столицей в г. Самáрия и южное – Иудейское царство со столицей в г. Иерусалим. Саргон II в 722 г. до н. э. захватил Самарию и уничтожил Израильское царство. Оставшиеся в живых израильтяне были насильственно переселены на земли, принадлежавшие Ассирийской империи. Иерусалиму удалось выдержать ассирийскую осаду, но, сохраняя свободу, пришлось заплатить врагу огромный выкуп.

Экспансия ассирийцев не ограничилась Азией – вскоре их войска появились в Северной Африке. Египет, ослабленный внутренними усобицами и грабежами правителей нубийского царства Напáта, не оказал завоевателям достойного сопротивления. В 671 г. до н. э. Асархаддон, разгромив «эфиопов», включил Египет в состав своей державы. Однако ассирийцы могли контролировать положение только в Нижнем Египте (Дельте), где были размещены их гарнизоны, на Верхний Египет их власть не распространялась.

Сложно и противоречиво складывались отношения Ассирии с Вавилонией. Вавилон, несмотря на все политические пертурбации в Месопотамии, оставался крупнейшим и богатейшим городом Передней Азии, что и заставляло ассирийских царей поддерживать с правителями Вавилона, превратившимися в марионеток в руках жречества и влиятельных деловых кругов, дружественные отношения, постоянно оспаривая, тем не менее, свои притязания на контроль за Вавилоном с Эламом и халдейскими вождями.

Начиная с Тиглатпаласара III – великого царя-реформатора, присоединившего Вавилонию к Ассирии, коронация ассирийских правителей проходила в храме Мардука в Вавилоне. Тем самым создавалась видимость личной унии (союза) между Ассирией и Вавилонией: обе страны были объединены властью одного монарха, захватившего Вавилонию «по выбору Мардука» и имевшего титул царя Ассирии, а также царя Вавилона.

Однако даже это особое положение Вавилонии в структуре Ассирийской империи, дающее немало преимуществ высшим слоям месопотамского общества, не предотвратило частых восстаний против завоевателей. Нередко восставшим удавалось привлечь на свою сторону врагов Ассирии (например, сирийцев, египтян), не случайно поэтому борьба с непокорными дважды заканчивалась страшным разгромом Вавилона. Так, в 689 г. до н. э. город был разрушен до основания и затоплен пущенными через шлюзы водами Евфрата. При Ашшурбанапáле (669 – ок. 635/27) в заново отстроенном Вавилоне вновь вспыхнуло восстание, возглавляемое братом ассирийского царя, наместником Вавилонии, который, стремясь к власти, объединился с врагами Ассирии: Эламом, Египтом, халдеями. В 648 г. до н. э., после четырёх лет борьбы, мобилизовав все свои силы, Ашшурбанапалу удалось разгромить опасную коалицию, захватить Вавилон и подчинить его своей власти. На сей раз Вавилон не подвергся разрушениям, были сохранены привилегии и многих месопотамских городов. Совершенно иная судьба была уготована Эламу – вечному противнику Ассирии. Армия Ашшурбанапала разбила эламитов и подвергла Элам невиданному разгрому. Столица Элама Сузы была стёрта с лица земли, все ценности были вывезены в Ассирию, а земли Элама включены в состав «мировой» Ассирийской державы.

Так в результате непрекращающихся военных действий, продолжавшихся в VIII–VII вв. до н. э., и была создана Ассирийская империя, которая охватывала громадные территории: Месопотамию, Восточное Средиземноморье, районы Закавказья, Северо-Восточную Африку и Юго-Западный Иран. Варварские племена Иранского нагорья и Северной Аравии, Иудейское царство и города Малой Азии либо признавали зависимость от ассирийских царей, либо откупались от них данью.

4. Управление захваченными территориями. Ассирия безраздельно господствовала на Ближнем Востоке в VIII–VII вв. до н. э., создав особую систему государственного управления, которая заложила основы функционирования «мировых» держав, включавших обширные, захваченные силой оружия территории и многоэтничное, покорённое завоевателями население.

Все присоединённые к Ассирии территории делились на наместничества во главе с наместниками, назначаемыми из центра. Границы наместничеств не совпадали с границами прежних государственных или племенных образований и были настолько мелкими, что вопрос об их самостоятельном существовании не мог даже быть поставлен. Например, завоёванные в Египте земли были разделены на двадцать областей. Для того чтобы пресечь стремление наместника передать власть во вверенном ему округе своему сыну по наследству, во главе областей нередко ставились евнухи, так что местная династия просто не могла возникнуть. Возложив на наместников функции охраны порядка на вверенных территориях и сбора налогов, цари запрещали наместникам выдавать иммунитетные грамоты местной знати – награждать элиту покорённых областей особыми льготами и привилегиями мог только царь.

Для того чтобы окончательно вырвать корни сепаратизма, ассирийские правители не ограничились перекройкой границ присоединённых областей – они сознательно приступили к перемешиванию населения в своих владениях в Передней Азии. Коренное население той или иной захваченной территории насильственно переселяли из места его прежнего проживания на новые места. Сирийцев переселили на восточные окраины, иудеев – в Вавилонию, вавилонян – в Сирию. Насильственно угнанных называли шакну. Им позволяли жить семьями, самостоятельно вести свою хозяйственную деятельность на новой родине при условии выплаты налогов и выполнения повинностей, в том числе и военной. Однако в случае необходимости шакну продавали вместе с землёй, которую они обрабатывали, следовательно, их положение было близко к рабскому.

Депортация населения захваченных политических образований позволяла ассирийцам укреплять свою власть, предотвращая бунты покорённых народов. Кроме того, перемешивая население Передней Азии, ассирийцы сделали её более однородной в этнокультурном отношении.

Для нужд государственного управления в ассирийском делопроизводстве был принят арамейский язык. Передняя Азия при ассирийцах превратилась в арамеоязычную империю.

Опорой ассирийских царей на захваченных территориях были местная знать и храмы, покорность завоевателям со стороны которых щедро оплачивалась расширением экономических и политических прав, дополнительными налоговыми поступлениями в храмы.

Ассирийская империя просуществовала около ста лет. Однако в последней трети VII в. до н. э. сложились благоприятные условия для её уничтожения.

5. Гибель Ассирийской империи. После смерти Ашшурбанапала началась борьба за власть среди его многочисленных сыновей, что деморализовало государственное управление и армию. Династическими распрями воспользовался наместник Вавилона, халдей по происхождению, Набопаласáр, который в 626 г. до н. э. объявил о независимости Вавилонии. У правителей Ассирии не нашлось сил сместить его или принудить к повиновению. Вскоре Набопаласáр заключил союз с царём Мидии Киаксáром о совместной борьбе с Ассирией. В 614 г. до н. э. под ударами мидийцев, долгое время признававших зависимость от ассирийских владык, пал Ашшур, а в 612 г. до н. э. эта участь постигла и новую роскошную столицу Ниневию. Остатки ассирийских войск бежали в северо-западные области Месопотамии, но и здесь были разбиты. Месть победителей – вавилонян и мидийцев – была суровой: они уничтожили Ассирию и истребили память о некогда могущественной державе.

Почему Ассирия не смогла противостоять своим врагам?

Ассирийская империя была создана силой оружия, её власть держалась исключительно на военном могуществе, военно-политическом превосходстве над другими государствами Ближнего Востока. Немыслимая жестокость при обращении с поверженным противником, истребление, порабощение, депортация как главные средства обеспечения власти над завоёванными народами вызывали ненависть и желание мести, которые выливались в мощные восстания против захватчиков. В VII в. до н. э. сопротивление ассирийцам оказывали жители и Восточного Средиземноморья, и Вавилонии, и Египта. Ассирия до конца своего существования так и оставалась военно-административным образованием, державшимся силой оружия, конгломератом многочисленных народов, развивавшихся по своим историческим сценариям, находившихся в оппозиции к захватчику и объединённых лишь одной идеей – ненавистью к нему. Постепенно накапливая боевой опыт, они в конце концов смогли нанести Ассирии смертельный удар.

На территории собственно Ассирии не затихала борьба внутри правящей элиты: «военной партии», возглавляемой стремившимися к усилению единоличной власти царями, и её противником – жречеством, поддерживаемым торгово-ростовщической знатью. Борьба придворных группировок ослабляла изнутри Ассирийское государство, так как делала непоследовательной, а порой и противоречивой общую государственную политику. Так, одни монархи, к примеру Синаххериб, отбирали привилегии у храмовой аристократии, другие, к примеру Асархаддон, вынуждены были их восстанавливать.

Придворные интриги влияли и на выбор наследника престола, которым становился только божественный избранник, то есть сын правящего царя, ставший избранником орáкула[72]. В действительности же на голос оракула влияла расстановка враждующих группировок знати, поэтому ассирийским царям нередко приходилось заигрывать с подчинёнными, добиваясь их преданности уступками и соглашениями. Когда же к взаимным соглашениям прийти не удавалось, цари сами становились жертвами внутриполитической борьбы. Так, Салманасáр V и Синаххериб погибли насильственной смертью.

Уничтожение Ассирийской империи стало выдающимся событием, получившим отражение в библейской книге пророка Наума: «Разорена Ниневия – кто пожалеет о ней? Где найду я утешителей для тебя? Все, услышавшие весть о тебе, будут рукоплескать, ибо на кого не простиралась беспрестанно злоба твоя?»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: