Мифология Древнего Ирана

Религиозная система древних иранцев складывалась в стороне от главных центров ближневосточной цивилизации и по характеру заметно отличалась от религиозных представлений Древнего Египта или Месопотамии, насыщенных мифологией и наполненных приключениями богов и героев. Это объясняется тем, что генетически древние иранские религии восходят к древнейшим верованиям индоевропейских народов, принадлежавших к иной языковой семье и культурной традиции.

Мифологическая картина мира строилась здесь на противопоставлении сил Света, воплощённых в этическом законе Арта и олицетворённых великим Ахура-Маздой (греч. Ормузд), и сил Тьмы и Зла, воплощённых в лжи (Друг) и олицетворённых Ангро-Мáйнью (Ариманом). Этот ритуально-этический дуализм стал фундаментом доисламских религий Ирана: маздеизма и зороастризма.

Главным источником изучения маздеизма являются веды индоариев, зороастризма – священная книга Авéста.

Маздеизм

В маздеизме верховным божеством и творцом всего сущего считался Ахура-Мазда. Его основной функцией вначале было моделирование космических элементов Вселенной. Земным помощником Ахура-Мазды был Митра. Он считался посредником между божественным и человеческим началами. Позже Митра превратился в божество договора, согласия, в бога солнца и покровителя воинов. Третьей в первоначальной верховной триаде была Ардвисудра Анахита, дочь Ахура-Мазды. Её почитали как богиню воды, плодородия.

Древние иранцы одухотворяли Вселенную: они поклонялись богам неба, земли, солнца, луны, Сириуса, ветра, огня, воды, растения хаóмы. Собака, корова, петух считались священными животными. Иранцы почитали бога времени Зервáна, бога победы Веретрáгна, бога клятвы Вáруна, то есть представления об абстрактном воспринимались через конкретное, антропоморфное.

Силы Зла возглавлял Ангро-Майнью – поначалу мало значившая фигура маздеистского пантеона, превратившаяся впоследствии в непримиримого борца с Добром и его проявлениями.

В Древнем Иране возникло понятие добродетель, здесь ясно представляли цель человеческого существования – помощь благим существам и восполнение их сил. Для этого требовалось быть справедливым, честным, смелым, верным слову, преданным клятве. Жертвоприношения, состоящие из трёх частей (молоко, ветки растения и сок хаомы или, при почитании огня, – дрова, благовония, жир) и совершаемые жрецами-магами, имели своей целью восстановить божественные силы и укрепить семь ступеней мироздания:

первая ступень – это создание неба в виде твёрдой скорлупы, омываемой водой в её нижней части;

вторая ступень – это появление земли в виде большого плоского блюда на воде;

третья–пятая ступени – сотворение растений, животных, человека;

шестая – наполнение видимым и невидимым огнём (жизненной силой) одушевлённых творений;

седьмая – создание неподвижного Солнца, вечного полдня.

Чтобы оживить свои творения, привести космические объекты в движение, боги-демиурги совершили тройное жертвоприношение: истолкли растение, убили животного и человека. Солнце стало перемещаться по небу, регулировать смену времён года, смерть сменяла жизнь, но жизненный цикл возрождался вновь, создавая новые растения, животных, людей.

Совершая жертвоприношение каждый день, жрецы, по представлениям древних, обеспечивали миру его продолжение. Жрец воспринимался соучастником действий богов, хранителем незыблемого начала, божественного закона обеспечения и продолжения жизни.

Подобно египтянам, иранцы верили в бессмертие души. Душа – урван, расставаясь с телом, задерживается на земле три дня перед тем как сойти в Подземное царство, где правит Йима – первый царь и первый умерший среди людей. Жизнь души, по представлениям иранцев, зависела от преданности и внимания живущих родственников, поэтому душу следовало защищать от злых сил, оказывать ей помощь при достижении потустороннего мира, кормить в течение тридцати лет.

Постепенно в маздеизме сформировалось понятие о рае, но он был доступен только избранным. Достойные (воины, жрецы, вожди) в течение года имели шанс вознестись на небо и присоединиться к богам.

Зороастризм

Создание новой религии иранцев приписывается пророку Заратуштре (гр. Зороáстр). О нём нет практически никаких достоверных сведений, а время его жизни в разных источниках варьируется от XIII до IV в. до н. э.

Реформы Зороастра, запечатлённые в Авесте, сводятся к следующему:

1) резкое возвеличение Ахура-Мазды за счёт всех остальных богов маздеистского пантеона;

2) резкое противопоставление Ахура-Мазды Ангро-Майнью;

3) придание всем древним божествам этического акцента, превращение их в абстракцию, символизирующую тот или иной аспект великого блага, абсолютного Добра (или соответственно Зла);

4) перенесение акцента из сферы религии в сферу этики, стремление не просто выдвинуть на первый план социальную проблему Добра и Зла, но, соединив этику с космогонией, придать ей поистине божественный, космический смысл;

5) апелляция к человеку, нравственная чистота которого способна приблизить победу Добра над Злом.

Зороастрийский пантеон

Ахура-Мазда, освобождённый от материальной оболочки, становится персонификацией некоего абсолютного блага. Он всеведущ, всемогущ, велик, совершенен. Он никем не создан, но создал всё единым словом. Он – господин в деяниях жизни. С помощью святого духа Ахура-Мазда творит себе в помощь шесть духов: благая мысль, истина, власть (божья), благочестие, целостность, бессмертие. Эти бессмертные святые (Амéша Спéнта) являются аллегориями достоинств Ахура-Мазды, его эманациями. «Лучезарные, как и их властитель, от которого они отделились, все шесть имели одну мысль, одно слово, одно действие, одного господина». Амеша Спента связаны с шестью основными первосубстанциями – огнём, землёй, водой, металлом, скотом, растениями. Ахура-Мазда возглавляет божественную семёрку, покровительствуя человеку.

Амеша Спента творят других благих существ – язáт (язаты – это «те, кому надлежит поклоняться, достойные поклонения»). Язаты мириадами рассеяны по всей Вселенной, чтобы следить за её сохранностью и деятельностью. Авеста различает духовных и мирских язат. Во главе духовных язат стоит Ахура-Мазда, во главе мирских – Зороастр. Главным духовным язатом считался огонь – Атар, сын Ахура-Мазды. К язатами относились также вода, сияющее солнце, Сириус, Митра – дух божественного света. Ступенью ниже язат находились фравáши – ангелы-хранители правоверных. Их силой Ахура-Мазда основал небо, землю, горы, создал животных и людей. Каждый человек имел своих фравашей. После смерти людей их фраваши остаются на небе независимыми духами.

Силам добра и света противостоит зло, возглавляемое Ангро-Майнью. Его имя означает «теснитель». Это великий дух, но, в отличие от Ахура-Мазды, не всеведущий. Он имеет шесть помощников, например, злую мысль, увядание, смерть. В противовес язатам он создал дэвов, мешающих правильному течению жизни. Самый могущественный дэв – Айшма – дух ярости, бешенства, разорения, насилия. Зависть, словоблудие, любопытство, скупость, лень, ложь – также относились к дэвам.

Дэвам помогали друджи – злобные существа, например, насу, поселяющаяся в теле мертвеца и боящаяся только взгляда собаки.

Демонические существа – парики, также созданные Ангро-Майнью, влияют на явления природы, вызывают засуху, затмения солнца и луны.

К тёмным силам относятся и яту – люди, прислуживающие Ангро-Майнью, а также чудовища – драконы, змеи, мухи. Планеты – тоже творения Ангро-Майнью, так как они влияют на судьбу человека. Они соседствуют со звёздами, например Большой Медведицей, стерегущей врата ада – ледяной пустыни с вечным холодом.

Когда началось противостояние Добра и Зла?

По одной версии, зло появилось в процессе творения материи, когда из ничего сами собой возникли силы, управляющие материей, и силы, противодействующие этому. Согласно второй версии, Ахура-Мазда и Ангро-Майнью существовали всегда, с начала времён. Ахура-Мазда выбрал Добро, Ангро-Майнью – Зло. Борьба между Добром и Злом и силами, с ними связанными, началась при творении мира. Третья версия, самая поздняя, называет Ахура-Мазду и Ангро-Майнью близнецами, порождёнными богом вечного времени Зерваном. В течение тысячи лет Зерван собирался родить сына, который сотворил бы мир. Ахура-Мазда в чреве отца был готов к этому и поделился своими знаниями с братом. Ангро-Майнью, разорвав чрево отца, вышел на свет первым и стал претендовать на власть. Отец в ужасе содрогнулся и родил второго сына, желанного. Поэтому так получилось, что сначала, в течение девяти тысяч лет, на земле царит Зло, и лишь после этого наступит царство Ахура-Мазды.

Космогония

В зороастризме история Вселенной, земли, человечества делится на три эры. В течение трёх тысяч лет Ахура-Мазда творил духовный мир, в течение следующих трёх тысяч возник материальный мир. В ранних текстах Авесты описывается четырёхъярусная модель космоса: орбита звёзд, соотносимая с благими мыслями, орбита луны – с благими словами, орбита солнца – с благими делами; в особой светоносной сфере обитают Ахура-Мазда и его окружение. Царство Ангро-Майнью было вынесено в преисподнюю.

Материальный мир, имевший форму и ощущаемый, оказался лучше духовного. Но он был уязвимым для сил Зла, которые творил Ангро-Майнью.

Сначала в материальном мире царили свет и счастье. Заклинание, известное только Всемудрому, спасало мир от порчи. Виновником земных бед оказался первочеловек Йима. Сначала по велению Ахура-Мазды он занимался земледелием и скотоводством – богоугодными делами. Когда не хватало земли, он взмахивал бичом, и она раздвигалась. Гордость и непослушание Йимы привели к тому, что люди, в наказание за грехи первочеловека, лишились бессмертия. Золотой век идиллии – век творения – закончился.

Наступила вторая эра – эра смешения добра и зла, которая продолжается и по сей день. Через нижнюю сферу каменного неба ворвался Ангро-Майнью. Он сделал воду солёной, образовал пустыни, испортил огонь дымом, убил первочеловека, насадил зло в страны добра, созданные Ахура-Маздой. Все творения Ахура-Мазды могли погибнуть. Тогда и объединились благие существа в борьбе со злом. По прошествии двенадцати тысяч лет произойдёт решающая битва добра и зла, где победит добро.

Перед наступлением третьей эры – эры разделения – свершится суд огнём и расплавленным металлом. Весь расплавленный металл в горах потечёт огненной рекой на землю. Все люди войдут в эту реку, но для праведных она окажется парным молоком, грешники же исчезнут. Дэвы погибнут в борьбе с язатами. Река металла потечёт в ад и уничтожит Ангро-Майнью и остатки зла.

После страшного суда наступят мир, спокойствие. Силы добра будут царствовать вечно.

Назначение человека

Сотворив первого человека, Ахура-Мазда объявил Йиме свою религию и предложил изучать и сохранять её. Йима ответил, что не учён для этого. Тогда Ахура-Мазда предложил ему стать «защитником, сохранителем и надсмотрщиком мира». Йима согласился и получил от Ахура-Мазды золотую стрелу и плеть, увеличивающую землю. Прошло триста зим. Наполнилась земля людьми, скотом, разнообразными птицами. Ахура-Мазда помогал своим творениям избегать суровых зим, спас их от потопа. Однако Йима оказался неблагодарным. Он возгордился своими возможностями, успехами, богатством и, демонстрируя независимость от Ахура-Мазды, встал на путь лжи, то есть совершил грехопадение. В наказание Йима был изгнан из райских мест, а люди потеряли бессмертие. Закончился идиллический век, и началась эпоха борьбы Добра и Зла. Таким образом, именно человек, созданный Ахура-Маздой в помощь для борьбы со Злом, спровоцировал начало борьбы Добра и Зла. Результаты этой борьбы поставлены в зависимость от позиции людей, последователей Йимы. В эру смешения человек свободен в выборе Добра и Зла, но свобода эта иллюзорна, ибо посмертная судьба человека поставлена в зависимость от его активности в борьбе со Злом. Только преданность силам Добра и Зла, непримиримая борьба с Ангро-Майнью и злом во всех его проявлениях позволяют рассчитывать на райское блаженство. Основными обязанностями приверженцев Ахура-Мазды были возделывание земли и разведение скота. Истинно добродетельным человеком – асаваном – считался тот, у кого были добрые мысли, добрые слова, кто совершал исключительно добрые поступки. Основными качествами сторонников Ахура-Мазды были доброжелательность, умеренность, честность, верность, миролюбие, помощь ближнему.

Мифология зороастризма разработала эсхатологическое, то есть пророческое, обращённое в будущее, учение о конце мира и «страшном суде». Местом суда объявлялся мост через Чинват – водную преграду, разделявшую царства живых и мёртвых. Для праведников мост широк, для грешников узок, как лезвие бритвы. Суд вершит Митра. На весах правосудия взвешиваются мысли, слова и дела души. Сам Зороастр помогает праведным душам пройти через грань, отделяющую мир живых от мира мёртвых. В конце эры смешения появится Спаситель, наступит всеобщее воскресение и суд, души грешников исчезнут навсегда. Ахура-Мазда и Амеша Спента торжественно совершат последние жертвоприношения, приготовят белую хаому, которая даст бессмертие блаженным. Люди станут такими же, как бессмертные святые. Горы уступят место гладкой равнине, вернётся Золотой век.

Таким образом, основой этической доктрины зороастризма была идея о том, что истина и добро, равно как страдание и зло, зависят от самих людей, которые являются творцами собственной судьбы.

Культ

Посвящение в таинства зороастрийской религии происходило в пятнадцатилетнем возрасте. Мисты, и женщины, и мужчины, получали пояс-кусти и кошелёк. Поясом трижды обвязывали поясницу: три витка пояса обозначали этическую триаду (благая мысль, благое слово, благое дело). Кошелёк, зашивавшийся у ворота нижней рубахи, должен был напоминать верующему, что всю свою жизнь он наполняет его благими мыслями, словами, делами.

Непременной обязанностью зороастрийца в борьбе со Злом была молитва, совершаемая пять раз в день. Верующий обращался к любому из семи богов, олицетворявших истину и добро, и проклинал Ангро-Майнью. Взгляд верующего при этом должен был быть обращён на огонь – символ праведности, чистоты, освобождения от скверны.

Жрецы, живущие за счёт прихожан, ежедневно готовили хаому и раздавали её, приносили в жертву животных, организовывали торжественное пиршество, на котором съедалось жертвенное мясо. Жрецы совершали и погребальный обряд, предварительно очистив тело покойного. При захоронении нельзя было осквернять чистые стихии: воду, землю, огонь, поэтому тело умершего либо покрывали воском перед захоронением, либо погребали в «башнях молчания» – дакмах. Тело выставлялось на верхней площадке, где оно уничтожалось хищными птицами. Останки умершего собирались в специальные каменные ларцы.

Таким образцом, можно сделать вывод о том, что в отличие от египтян, зороастрийцев не интересовала судьба тела: душа жила независимо от него.

Со временем обряды усложнились, культ вытеснил веру.

В VI–V вв. до н. э. началось широкое распространение зороастризма на западной периферии Ирана и за его пределами, например, в Кушанской империи[83]. При Сасанидах[84] зороастризм стал государственной религией. Удар по религии был нанесён при завоевании Ирана арабами.

Зороастризм – это самая древняя религия откровения. Его значение состоит в выдвижении на передний план этического идеала. Возвеличение бога-творца, символа света и добра, было важным шагом по пути к монотеизму. Идеи бессмертия души, загробного воздаяния, страшного суда, райской жизни, мессианской функции пророка оказали влияние на формирование догматов митраизма, христианства, ислама.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: