Болгария при князе Борисе I

Крещение Болгарии, создание славянской письменности и формирование в стране новой христианской духовной культуры стали главными событиями болгарской истории второй половины IX — первой четверти X в. Путь Болгарии к христианству был длительным. Признанная Византией еще в 681 г., Болгария приняла новую религию лишь почти два века спустя, при хане Борисе I (852—889). Болгарский хан, решив ввести в стране новую веру, должен был справиться одновременно с двумя сложнейшими задачами: решить, принудительно или добровольно крестить свой народ, найти достойное место для Болгарии в ряду христианских государств. Для христианских Европы и Византии языческая Болгария не являлась полноправным партнером.

К середине IX в. в Европе сложилась достаточно устойчивая церковно-политическая ситуация, которая, однако, не исключала

возникновения разного рода конфликтов между Римским Папой и Константинопольским патриархом.

Хан Борис, решившийся окрестить Болгарию, — личность, несомненно, яркая и драматичная. Язычник Борис и христианин Борис (в крещении Михаил) — это одно и то же лицо. Смиренный монах и разгневанный правитель, приказавший уничтожить не только 52 участника языческого бунта, но и все их семьи от мала до велика, а также повелевший ослепить собственного сына за измену христианству, — это тоже Борис I.

Поиски своего места в иерархии христианских европейских государств Болгария начала с помощью оружия. Однако Бориса преследовали военные неудачи. Вскоре после вступления на престол он в союзе с Великой Моравией начал войну против немецкого короля Людовика, но потерпел поражение. Неудача постигла его и в борьбе с Византией в 855—856 гг. Болгария потеряла тогда область Загоры и Филиппополь. Не помог в борьбе с Византией и союз с Людовиком Немецким — Борис снова потерпел поражение. Византия же обусловила заключение мирного договора принятием христианства от Константинополя. Почему болгарский правитель принял решение о крещении? Возможно, под влиянием военных неудач, а также благодаря предложению Византии вернуть в этом случае Болгарии ряд отторгнутых у нее областей. Возможно, возобладало желание вписаться в христианскую общность европейских народов.

В начале 864 г. хан Борис был окрещен вместе с семьей и ближайшими сановниками в своем дворце в обстановке полной секретности священниками, прибывшими из Византии. Этот акт не был публичным. Народ в целом не понимал и не принимал новую религию. Не замедлил подняться мощный языческий бунт, тотчас же жестоко подавленный Борисом. Став духовным сыном византийского императора Михаила III, болгарский хан принял титул князя и христианское имя Михаил.

Справившись с антихристианским движением, правитель Болгарии тем не менее был еще очень далек от заветной цели — добиться для Болгарии самостоятельной церковной организации. Предстояла длительная борьба за ее достижение. Борис искусно лавировал между двумя могущественными христианскими центрами — Римом и Константинополем. Стремясь получить необходимые разъяснения относительно положения болгарской церкви, он отправляет послания в разные христианские центры. Константинопольский патриарх Фотий в ответ на вопросы болгарского князя прислал морально-этическое послание, в котором ни словом не обмолвился о статусе болгарской церкви. Он наставлял Бориса в том, что глава государства обязан заботиться не только

о своем спасении, но и о вверенном ему народе, руководить им и вести к совершенству.

Тогда Борис решил обратиться по другим адресам. Болгарские посольства были отправлены в Регенсбург к Людовику Немецкому, а также в Рим к Папе Римскому (866). Папа откликнулся объемным посланием, прислав 106 ответов на вопросы болгар. Судя по этим ответам, болгарского князя более всего интересовали проблемы учреждения в Болгарии патриархии и процедура рукоположения патриарха. Борис просил разъяснить основы новой религии, прислать богослужебные книги и проповедников. Папа писал, что Болгарии пока подобает иметь епископа, а не патриарха. После рукоположения епископа можно избрать архиепископа, а уж затем и патриарха, рукоположить которого может более высокий церковный чин, то есть кто-то из уже существующих патриархов. Глава Римской церкви подробно наставлял болгар, каких патриархов следует считать истинными. При этом он не преминул подчеркнуть, что Константинопольская церковь не является апостольской и создана лишь по благоволению светских властей, в то время как Римская церковь освящена апостолами Петром и Павлом. Таким образом, новообращенные болгары были вовлечены в пучину длительной распри между Римом и Константинополем.

В 867 г. умер папа Николай I. В том же году был низложен с патриаршего престола Фотий. Борису пришлось иметь дело с новыми партнерами по переговорам. Болгарское посольство отправилось в Рим к новому папе с просьбой рукоположить архиепископом Болгарии выдвинутого болгарами кандидата. Папа же настаивал на своей кандидатуре. История с определением статуса болгарской церкви завершилась на Константинопольском Вселенском соборе 869—870 гг., где болгарская церковь была передана под верховенство Константинопольской патриархии. Ее возглавил рукоположенный Константинопольским патриархом архиепископ.




double arrow
Сейчас читают про: