Организация польского государства в X—XI вв

ПОЛЬША В X - НАЧАЛЕ XII в.: ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Культура древнепольских племен

Материальная культура древних поляков ничем существенным не отличалась от материальной культуры других европейских варварских народов на той же ступени развития. Что же касается духовной культуры, она строилась на общеславянской языческой основе, включая культ основных языческих богов и божеств, существ низшего порядка (лешие, водяные, домовые и пр.), почитание племенных и родовых героев и предков, большую и весьма сложную систему ритуальных действий. Искусство носило, разумеется, прикладной характер, подчиняясь или практическим, или религиозно-магическим нуждам.

В предшествующие десятилетия отечественная наука рассматривала любое государство как машину для подавления одного класса другим. Нельзя сказать, что это полностью неверно. Однако верно и то, что природа государства не исчерпывается одной

лишь репрессивной функцией. Государство выступает и как мощная творящая сила в истории. С точки зрения самоорганизации общества государство есть важнейшая ступень в обуздании стихийных сил социального развития, существеннейшее завоевание прогресса. Поэтому есть все основания вести отсчет собственно исторического бытия того или иного народа с момента складывания государственности.

Генезис польской государственности

В польском прошлом государство вступает на историческую арену в IX—X вв., однако первые десятилетия его существования не освещены источниками, которые позволили бы описать генезис польской государственности. Во второй же половине X в. государство первой династии польских правителей, Пястов, предстает как уже сложившаяся и достаточно развитая военно-административная машина. Основной источник для восстановления польской истории этого времени — хроника Галла Анонима, написанная в начале XII в., — доносит некоторые отголоски событий и процессов IX — начала X в. Из нее видно, что уже в IX в. произошла консолидация великопольского «большого племени» полян, которые стали покорять соседние племена. Одновременно с завоеваниями шло строительство гродов, формировалась постоянная и довольно многочисленная дружина, вместе с дружиной обособлялась в особую социальную группу племенная аристократия, чьим источником существования становилась собираемая с подвластного населения дань.

Хроника Галла Анонима включает предания, из которых мы узнаем о легендарном родоначальнике польских правителей, простом крестьянине Пясте, вознесенном промыслом Божьим на престол, и о трех его полулегендарных преемниках — Земовите, Лешке и Земомысле. Они сумели подчинить своей власти не только Великую Польшу, но и Мазовию, Куявию, часть Поморья, земли лендзян. Их резиденцией был грод Гнезно, который разрастался по мере военных успехов полян.

Первым монархом, о котором сохранились более достоверные данные, был Мешко I (ок. 960—992 гг.). Западноевропейские и арабские источники X в. описывают его государство как сильный и разветвленный организм, опирающийся на сеть гродов, которые перестали быть центрами племен или ополь, став опорой власти польского князя, центрами сбора дани и резиденциями небольших дружинных гарнизонов во главе с княжескими наместниками.

Со временем эти гроды превращались в феодальные замки. При наследнике Мешко I, Болеславе Храбром (992—1025), по сведениям Галла Анонима, в ряде наиболее крупных центров (Гнез-но, Познань, Влоцлавек, Гдеч) были сосредоточены многочисленные дружинные отряды (в общей сложности больше 10 тыс. рыцарей и щитников). Такое войско могло существовать только благодаря системе централизованной государственной эксплуатации зависимого населения, которая состояла в регулярном сборе дани-налога. Вся подчиненная князю территория рассматривалась соответственно как его собственное владение (патримониум), единый хозяйственный домен, управляемый представителями княжеской администрации и поделенный на ряд административных округов (Великая Польша, Силезия, Краковская, Сандомирская, Мазовецкая, Ленчицко-Серадзская, Куявская и Поморская земли). При великокняжеском дворе сложилась система государственных должностей (канцлер, воевода, казначей, чашники, стольники, конюшие и пр.), которая в основных своих элементах воспроизводилась и на уровне локальной администрации в крупнейших гродах. Глава округа, будущий каштелян, при помощи своих подчиненных собирал подати, организовывал дружину, вершил суд от имени князя. Как и все раннесредневековые правители, польский монарх проводит едва ли не всю жизнь в седле, перемещаясь со своей дружиной из одной земли в другую и утверждая тем самым свою власть и авторитет на местах. После принятия христианства Польшей в 966 г. рядом со светской администрацией стала складываться и церковная.

Характерная особенность такой системы государственной организации состоит в том, что именно государство в лице князя и его дружинников выступает феодальной корпорацией, централизованно эксплуатирующей подвластную князю страну. Лишь постепенно, по мере наделения представителей князя на местах иммуни-тетными привилегиями дружинник из представителя государства превращается в феодала, получающего в частное условное владение, за которое он должен служить князю, те или иные заселенные территории. Государственная организация, таким образом, предшествует феодальной, а вся общественная система может быть определена и как система государственного феодализма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: