Политическое устройство чешского государства. Положение отдельных слоев общества

С 1471 ПО 1526 г.

И ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕХИИ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ

Правление Владислава II Ягеллона на чешском престоле продолжалось до 1516 г. При этом Моравия, Силезия и Лужицы находились в руках венгерского государя Матвея Корвина, который готовился к войне и за чешский престол. Но в 1478 г. был заключен Оломоуцкий мир, сохранявший прежнее положение. Владислав, опиравшийся ранее только на сторонников покойного Иржи из Подебрад, пошел на компромисс с панством из Зеленогорского союза. Королевский совет постепенно ослабил власть государя, противодействуя его союзу с низшей шляхтой и горожанами. Вновь усилилась борьба между католиками и утраквистами. В 1483 г. вспыхнуло восстание последних. В 1485 г. был заключен Кутногорский мир, обеспечивавший равноправие католической и утраквистской церквей. Это стабилизировало класс феодалов, который в дальнейшем выступал единым фронтом, и способствовало тому, что в 1487 г. папа признал королевский титул Владислава.

В 1490 г. умер Матвей Корвин, и Владислав был избран также венгерским королем. Возникло новое обширное государство, но прочного объединения не получилось. Владислав перенес свою резиденцию в Венгрию, в Чехии сформировалась сословная монархия. Король делил свою власть с панским, рыцарским и мещанским сословиями. Экономические, религиозные и правовые вопросы решал сейм, собиравшийся ежегодно, а иногда и чаще. Чтобы объявить очередной сбор налогов, король должен был каждый раз обращаться к сейму. Он не имел права сменять высших земских чиновников. В Чехии их главой был «высший пуркрабий», а в Моравии — земский гетман. Земский суд состоял из 12 представителей панского и восьми — рыцарского сословия. В 1500 г. были приняты Владиславские постановления, юридически закрепившие могущество шляхты и бессилие королевской власти.

Гуситская революция ускорила процесс создания в Чехии такой формы государства, которая носит название сословной монархии и характерна вообще для Европы этого времени; в Чехии она имела некоторые специфические черты.

Под «сословием» понимается социальный слой общества, объединенный определенным правовым положением в общественной системе и организованный в корпорации для защиты этого положения. Для XV—XVI вв. сословия — это привилегированные слои феодального государства, имеющие право на свободную организацию своих членов и участие в законодательной, исполнительной и судебной власти в стране и тем самым — на господство над непривилегированными слоями общества. В XV—XVI вв. в Чешском королевстве существовало три сословия: панское, рыцарское и городское; их совокупность составляла сословную общину. Сословное государство представляет собой такую форму управления, при которой сословная община (или несколько общин) существенным образом участвует (участвуют) через свои учреждения в законодательной, исполнительной и судебной власти. Определенную власть имел и король, но дуалистическое правление не было стабильным; в зависимости от обстоятельств больший авторитет приобретала власть то государя, то сословий. С XV до начала XVII в. в Чехии существовала сословная оппозиция, которую представляли отдельные личности, отдельные сословия или вся сословная община. Ее главной целью было расширение сословных прав и противодействие королевской власти. Программа и структура сословной оппозиции менялись в зависимости от обстоятельств.

Власть короля в Чехии с 1419 по 1526 г. была крайне ограниченной. Он утратил большую часть принадлежавших ему ранее поместий, замков и другого имущества. Города освободились от королевской опеки, государь лишился большинства регальных прав. В послегуситское время экономическое и политическое превосходство оказалось в руках сословной общины. Король не мог без ее согласия взимать налоги и формировать военные силы, что и являлось наиболее действенным оружием шляхты в борьбе против короля.

После гуситской революции главным политическим органом Чехии стал земский сейм представителей трех сословий: высшей шляхты, низшей шляхты и королевских городов. В Моравии к ним еще добавлялись представители высшего духовенства — прелаты. На земских сеймах сословия выступали под руководством пражского пуркрабия и моравского гетмана. Сословная община обсуждала внутриполитические вопросы, внешней политикой занимался король. Высшим юридическим органом был земский суд, а решающим учреждением всей системы — королевский совет, дававший рекомендации королю и контролировавший его действия. Король стремился заполнить совет своими сторонниками. Его состав часто менялся, и в совете, и в земском суде главную роль играли аристократы, они же удерживали основные позиции в сейме.

Крестьяне и плебейские слои города и деревни не принимали участия в управлении государством. После многолетних войн и некоторого улучшения экономического положения они не проявляли активности и даже слабо откликнулись на крестьянские войны — в Венгрии 1514 г., в Германии и Тироле 1524—1525 гг. После гусизма изменилась и организация управления поместьем: крестьяне могли переходить в подданство к другому феодалу, которого считали более справедливым. Мещане панских городов имели почти такое же самоуправление, как и жители городов королевских. Произвол феодалов, ставший обычным явлением в догуситский период, ограничивался новыми юридическими нормами.

Королевские города в результате гуситской революции усилились экономически, политически и в военном отношении. Городские общины, особенно патрициат, стали феодальными землевладельцами, эксплуататорами подданных и вполне независимыми политически. У них появились собственные вооруженные силы. Городской совет обрел статус высшего органа власти в самом городе и принадлежащих ему поместьях. Существовал разветвленный аппарат чиновников, решение важных вопросов зависело не только от патрициата, но и от ремесленников и их цеховой организации. По сравнению с до гуситским периодом внутренняя жизнь городов значительно демократизировалась.

Горожане добились участия в земском сейме и в решении всех обсуждаемых вопросов. Города выступали главным конкурентом шляхты, но все же не могли обеспечить своего реального участия в государственном аппарате, высших земских учреждениях и судах наравне с ней. Конкуренция приобрела самые острые формы.

Низшая шляхта поправила свое имущественное положение и превратилась в рыцарское сословие. Ее верхушка стремилась проникнуть в панское сословие, а незнатные рыцари стояли ближе к мещанам. Если в период гуситской революции низшая шляхта была участником мещанско-рыцарской коалиции, то с 70-х годов XV в. она перешла на сторону высших сословий. Но финансовые возможности и политическое влияние большинства рыцарей оставались невысокими. Главной ареной их политической жизни являлись местные, крайские, организации.

Высшая шляхта в гуситское и послегуситское время присвоила себе имущества больше, чем другие слои общества. Крупнейшие панские роды усилились настолько, что каждый из них мог политически соперничать с государем. Состав послегуситской аристократии ограничивался несколькими десятками шляхтичей. Высшая шляхта снова укрепила свое могущество, но за него велась борьба как между отдельными феодальными группами, так и между целыми сословными корпорациями.

Специфической особенностью чешского государства XV — начала XVI в. было двоеверие, опиравшееся на Базельские компактаты, которые, несмотря на отмену их папой в 1462 г., являлись земским законом. Однако они действовали лишь в Чехии и Моравии, где утраквисты составляли большинство населения, а в Силезии и в Лужицах монополию удерживала католическая церковь. Чешские католики получали поддержку из-за рубежа, а также от всех чешских королей, кроме Иржи из Подебрад. По существу, конфессиональные споры были борьбой за социально-экономические блага, за власть. Кутногорское соглашение 1485 г. признавало равноправие католичества и утраквизма, но Община Чешских братьев постоянно преследовалась, против нее действовал Святоякубский мандат 1508 г. вплоть до XVII в. Но все же религиозная терпимость достигла высокого уровня, и основным принципом сословной политики стала независимость от церковной идеологии и подчинение церкви светской власти.

Таким образом, для истории чешского государства XV — начала XVI в. характерно ослабление королевской власти, ее ограничение сословиями, равновесие в ее разделении между панским, рыцарским и мещанским сословиями, упадок политического влияния Духовенства, стабилизация сословных институций, обусловившая

возможность решения внутриполитических конфликтов мирными средствами.

В 1516 г. умер Владислав Ягеллон. В стране наступило как бы безвластие, вылившееся в острую борьбу между шляхтой и мещанством, панством и рыцарством. Под влиянием проникавшей в Чехию реформации церковь чашников разделилась на старо- и новоутраквистскую. Этот раскол отразился на борьбе сословий за власть. Людовик (Лайош) II Ягеллон оказался бессильным примирить воюющие стороны, однако здесь на события повлияли обстоятельства международного характера.

Для экономического развития Чехии конца XV — начала XVI в. характерен рост землевладения крупных феодалов. Их основным доходом была денежная рента, но стимулировалось и развитие городов и местечек, которые стали претендовать на роль центров ремесла и торговли наряду с королевскими городами. Феодалы занимались также разведением рыбы, особенно на рубеже XV и XVI вв. Подчас рыбные пруды устраивались на землях, отнятых у крестьян.

В мелких крестьянских хозяйствах увеличивалась земледельческая и животноводческая продукция, чему способствовало повышение внешнего и внутреннего спроса на нее. В технике земледелия коса начала заменять серп, стала лучше удобряться и распахиваться почва. Положение чешского крестьянства не ухудшилось по сравнению с предшествующим периодом. Наряду с крестьянскими хозяйствами среднего достатка существовали и богатые седлаки. К высшему слою крестьянства принадлежали «свободники» без собственной земли, за ними шли зависимые держатели крупных земельных владений, старосты и держатели трактиров. Достаточно многочисленной была сельская беднота — безземельные, держатели малых участков и работавшая по найму челядь. Крестьяне имели право, расплатившись с долгами, оставлять панство.

Королевские города вплоть до 30-х гг. XVI в. развивались по старому пути. Основу их ремесленной продукции составляло производство пищевых продуктов, одежды, текстиля, железных и кожаных изделий. Эти ремесла охватывали 80% всех участников ремесленного производства. Большинство из них работало только на местный рынок, но в некоторых городах производилось сукно и на экспорт. Наиболее крупные панские города не отличались по своей структуре от королевских. Большинство ремесел имело цеховую организацию, а сукноделие и пивоварение отличались разделением труда предмануфактурного типа.

В конце XV — начале XVI в. оживились торговые связи Чехии с католическими центрами, их раньше церковь запрещала.

В малых городах и местечках значительную роль все еще играло земледелие. В «горняцких городах» (Кутна-Гора и др.) большая роль в общественной жизни принадлежала всему населению.

С конца XV в. обострились отношения королевских городов с феодалами; полноправно участвовавшие в сейме и политической жизни, эти города также соперничали с предпринимательской деятельностью феодалов и их городов. В 1500 г. по «Закону о земском устройстве» у городов отнимался голос на сейме и при избрании короля. Возник вооруженный конфликт, приведший к компромиссному соглашению 1517 г. За городским сословием признавалось право голоса в сейме, но все городские рынки объявлялись свободными, что было выгодно шляхте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: