Французское градостроительство эпохи Возрождения находилось под большим влиянием крупнейшего французского математика и философа Рене Декарта (1596—1650)

ФРАНЦУЗСКОЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Организация регулярно спланированных открытых пространств.

В умелое композиционное размещение жилых и общественных зданий в городской среде,

Сохранение живописного начертания средневековых улиц,

Английские города развивались быстрее и интенсивнее городов в других странах Западной Европы. После так называемой Славной революции 1688—1689 гг., окончательно уничтожившей в Англии королевский абсолютизм, 2.произошла ликвидация общинных земель, и обезземеливание крестьян привело к сильным миграционным процессам. Бывшие крестьяне потянулись в те города, в которых начало развиваться мануфактурное производство.

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ АНГЛИЙСКИХ ГОРОДОВ

Мастерство создания законченных городских перспектив,

3 .а главное, установило пространственную иерархию улиц и площадей. Все это дополняет картину новых градостроительных начинаний — создания крупномасштабных, торжественных, пышных объемно-пространственных композиций.

Огромную роль в развитии пространственного мышления сыграли гравюры Дж.Б. Пиранези (1720—1778) и план Рима 1748 г., получивший в истории градостроительства имя авторов отца и сына Нолли. Пиранези всю жизнь работал над изображением ансамблей «вечного города», помещая руины античного Рима в обстановку современного ему города. На плане Нолли наравне с точными планами улиц и площадей было изображено внутреннее пространство храмов, дворцов и даже жилых домов. План показывал единство городского пространства, которому придавалось самостоятельное значение. Таким образом проблема архитектурного решения городского пространства заняла прочное место в градостроительстве Италии.

Форум. Гравюра Пиранези

1.Теоретические взгляды Палладио на архитектуру как на одно из искусств, подражающих природе, имели большое влияние на развитие градостроительной мысли в Англии. Традиционно английские зодчие считали, что архитектурные сооружения должны составлять с окружающей природной средой нерасторжимое функциональное и художественное единство.

3.В этот период расширяются международные торговые связи с различными странами: Индией, Китаем и Испанскими колониями, что сказалось на росте многих европейских портовых городов.

Города росли быстрыми темпами без каких-либо существенных градостроительных ограничений и регулирующих мероприятий. Традиционная средневековая планировка продолжала свое развитие в совершенно новых территориальных масштабах. Хотя в планировке новой застройки главенствовала регулярность, она не входила в композиционный конфликт с нерегулярной средневековой застройкой. Здесь широко применялся градостроительный метод Палладио:

Внедрение этих идей в английское зодчество выпало на долю крупнейшего английского архитектора первой половины XVII в. Иниго Джонса, который был не только прекрасным практиком, но и ведущим теоретиком своего времени.

В XVIII в. в Англии в области садово-паркового проектирования палладианство достигло расцвета: строгая лаконичная архитектура загородных усадеб естественно вписывалась в живописную ландшафтную среду.

Хотя Декарт специально не занимался проблемами градостроительства, его математические рассуждения легко приложимы и к области планировки городских территорий городов XVII в. Математический подход придал французскому градостроительству планиметрический (двухмерный) характер, который создал в жилой застройке своеобразный культ «красных линий» и жесткой решетки улиц, а в дворцовой композиции — ковровый геометрический орнамент огромных парков.

Классическим примером такой композиции стал Версаль — загородная резиденция Людовика XIV, спланированная величайшим мастером садово-паркового искусства Андре Ле Нотром (1613—1700). Геометрически строгий рисунок планировки построен на сочетании осевых перспектив (трех разбегающихся в разные стороны планировочных лучей, центральный из которых — дорога на Париж) и водной глади огромного крестообразного канала.

Версаль (Франция). План города и парка

Позднее идея композиционного решения Версаля будет применяться и развиваться в дворцово-парковых ансамблях других стран.

Что касается городских пространств, то эту проблему французские архитекторы XVII в., как правило, не затрагивали. Они связывали размеры площадей и высоту зданий с их функциональным назначением, таким образом демонстрируя раздельное понимание плана города и фасадов зданий.

Но уже в первой половине XVIII в. во французском градостроительном мышлении произошли значительные изменения. Архитекторам этого периода пришлось решать более скромные задачи, связанные с поисками оптимального варианта жилого дома и его непосредственного окружения, нежели их предшественникам, занимавшимся планированием городов-крепостей или огромных королевских парков. Иначе говоря, градостроительство из планиметрического (геометрически абстрактного) искусства XVII в. стало постепенно превращаться в конкретное объемно-пространственное творчество.

Этому изменению способствовали как рост городов, в частности Парижа, так и знакомство французских архитекторов с градостроительным искусством барочного Рима.

Развитие объемно-пространственного мышления во французском градостроительстве нашло свое яркое отражение в замечательном графическом документе — аксонометрическом плане Парижа 1739 г., получившем впоследствии название плана Тюрго-Бретеза, который свидетельствует прежде всего о двух явлениях в градостроительстве Франции этого времени: 1.во-первых, жилая застройка состояла из богатых просторных усадеб и,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: