Специфика экономического и национального развития Далмации

На протяжении всего XIX в. и вплоть до 1918 г. от континентальной Хорватии приморские районы Истрии и Далмации были оторваны. В результате Хорватия и Славония долгое время не имели морского порта, так как Риека подчинялась Будапешту. Лишь с присоединением к Хорватии в 1881 г. Военной Границы Хорватия получила порт Сень на территории так называемой «Карло-вацкой Крайны». Далмация и Истрия напрямую подчинялись Вене и после заключения в 1867 г. австро-венгерского Соглашения остались в австрийской части империи — Цислейтании. Возвращение Далмации было одним из главных требований хорватских национально-политических программ.

Важным для развития Далмации оказался период с 1805 по 1814 г., когда она находилась под властью Франции. Во-первых, были построены дороги, связавшие ранее разрозненные части края, во-вторых, становлению национальной культуры и национального самосознания способствовали преобразования, проведенные в Иллирийских провинциях. В Далмации начали выходить периодические издания на смешанном хорвато-сербском языке, втом числе и напечатанные кириллицей. После включения Далмации в состав Габсбургской монархии она становится ареной хорватской национальной пропаганды.

По завершении наполеоновских войн Далмация входит окончательно в империю Габсбургов и с 1815 г. становится административной единицей — Королевство Далмация — и управляется генерал-губернатором, назначаемым из Вены. Обладание Габсбургами узкой прибрежной полосой от г. Задара до Которского залива (Боки Которской) способствовало укреплению Австрийской империи в статусе средиземноморского государства, открывало перспективы транзитной торговли, отвечало планам дальнейшей экспансии на Балканах.

Провинция Далмация состояла из трех исторически разнородных территорий, прерывавшихся двумя небольшими по размерам выходами Турции к Адриатике. В Далмацию как австрийскую провинцию были включены: бывшая Венецианская Далмация (от г. Задара до устья р. Неретвы), за которой находился небольшой выход Турции к морю — порт Клек; территория бывшей Дубров-ницкой республики, граничившая на юге с еще одним небольшим выходом Турции к морю — г. Суторино; территория, прилегающая к Которскому заливу, ранее носившая название Венецианская Албания. Историческая разобщенность этих территорий сопровождалась и пестротой этнической и конфессиональной

картины края. Поданным 1834 г. население Далмации насчитывало 361 тыс. человек. Из них около 82% составляли католики, а около 18 — православные. Точно определить этнический состав населения сложно, но среди католиков в абсолютном большинстве были хорваты, приблизительно 10% считали своим родным языком итальянский; среди православных преобладали сербы.

В экономическом отношении Далмация являлась самой отсталой частью Австрийской империи, ее население преимущественно было сельским (свыше 90%). Традиционная аграрная специализация края — разведение мелкого рогатого скота, виноградарство и рыболовство. Наполеон отменил здесь личную зависимость крестьян, но существенных изменений в землепользовании и характере сельскохозяйственного производства не произошло. Крестьяне землей не владели и находились в экономической зависимости от помещиков.

В городах — бывших центрах торговли Венецианской республики Задаре, Сплите, Шибенике — значительным было итальянское население, а итальянский патрициат составлял основу привилегированного класса Далмации. В бывшем городе-республике Дубровнике значительным был процент славянского населения. Внутреннюю Далмацию и многочисленные прилегающие острова в основном населяли хорваты, а в районах Задара, Которской бухты жили сербы, переселившиеся в Далмацию в период турецкой экспансии, и черногорцы. Население самых крупных городов — Задара, Шибеника и Сплита — не превышало 10 тыс. человек, занимавшихся в основном ремеслом и торговлей. Промышленности не было. Далмация постепенно утрачивала характер важного торгового средиземноморского центра, каковым она была в период венецианского господства. Экономика Далмации ранее строилась в основном на торговле, теперь торговля угасала, порты не модернизировались, не развивался и торговый флот. Лишь в начале XX в., став одним из популярных курортных регионов Австро-Венгрии, Далмация испытывает значительный хозяйственный подъем.

Далмация стала австрийской пограничной зоной, прилегающей к Черногории, что определило не только зависимость Черногории от австрийского рынка, но и соперничество в территориальном вопросе.

В австрийской внешней политике Далмация играла роль наблюдательного и стратегического пункта на границе европейских владений Турции. Ее генерал-губернаторы принимали самое активное участие в урегулировании внутритурецких проблем, связанных с восстаниями в Боснии и Герцеговине, а также в разграничении с Черногорией.

Австрийское правительство категорически отказывалось от удовлетворения хорватских требований о воссоединении Далмации с Хорватией и Славонией. Не менее твердой была позиция Вены и по вопросу о принадлежности полуострова Истрия, где население было смешанным, но преимущественно славянским (хорваты и словенцы). Из 234 тыс. жителей Истрии 80% составляли крестьяне. В городах Пула, Копер, Пореч господствовал итальянский язык.

Истрия с Кварнерскими островами и Далмация представляли собой хорватские земли, оторванные от Хорватии и Славонии не только административно, но и культурно. Долгое время здесь царили немецкий и итальянский языки и культура.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: