double arrow

Национальное Возрождение и проблемы оформления литературных языков

Сербы, хорваты, словенцы в начале XIX в. оказались разделенными как административно, так и в языковом и культурном отношениях. Сербы и хорваты проживали в двух империях и говорили на нескольких диалектах, словенцы жили в разных районах Австрийской империи и также различались диалектами. Именно поэтому кодификация национальных языков была особенно актуальной, язык стал стержнем в процессах национальной интеграции, важнейшим средством пропаганды национальных идей.

Чрезвычайно популярна среди деятелей славянского нацио-

i нального Возрождения была-идея универсального общеславянского

языка. Предлагался или русский язык, или синтез основных сла-

\ вянских языков. У сербов, черногорцев, хорватов и словенцев эта

идея трансформировалась в идею создания общего югославянско-

го языка. Особенно широкое распространение она получила среди

словенских просветителей (Станко Враз, Матия Маяр).

Наряду с этой тенденцией укреплялась уверенность в необ- ', ходимости разработки чисто национальных языков — сербского, хорватского, словенского. По этому поводу развернулись так \ называемые «алфавитные войны», или языковые реформы. Какой принять алфавит: латинский, кириллический? Или изобретать свой собственный, более отвечающий фонетическим особенностям каждого языка.

В 1808 г. известный словенский славист Ерней Копитар опубликовал первую словенскую грамматику, призванную унифицировать словенские диалекты в один литературный язык. Его последователи пытались ввести и новый алфавит — смесь латинских и кириллических букв, чему решительно воспротивилась большая часть словенских филологов, считавших это отступлением; от уже существующих языковых традиций. В результате в 30—40-е гг. победила группа словесников во главе с выдающимся поэтом Ф. Прешерном, взявшая за основу латиницу Л. Гая.

У сербов задачу реформирования литературного языка взялся решить Вук Караджич. Он стремился сделать язык доступным народу.

В 1814—1818 гг. он издал первую сербскую грамматику и словарь. Караджич разработал сербский литературный язык на базе герцеговинского диалекта, основываясь на сравнении и сопоставлении сербских говоров. Его принцип в грамматике — «пиши, как говоришь, а читай, как написано» — существенно упростил процесс овладения грамотой для широких масс. В основу сербского алфавита он положил кириллическое письмо, несколько его видоизменив с тем, чтобы каждому звуку соответствовала буква. У него были и серьезные противники, считавшие, что отход от; славяно-сербского языка свидетельствует об отходе от православных традиций, но победа осталась за Караджичем.

Реформированный Караджичем язык хотя и не сразу, но все же был признан и в Сербском княжестве, где с 60-х гг. XIX в. стал основой для развития образования и литературы. Это новое Правописание использовалось сербами в Воеводине, Боснии и Герцеговине, а также и черногорцами. На нем основан и современный литературный сербский язык.

В Хорватии, где существовало семь различных правописаний, за реформу языка взялись иллиры. Людевит Гай в 1830 г. выпустил

«Краткую основу хорватско-славонского правописания», где за основу взял штокавский диалект, близкий к сербскому. Алфавит он создал на основе латиницы и ввел туда чешские надстрочные знаки.

Идея югославизма, охватившая хорватских, словенских и сербских деятелей Возрождения в 40—50-е гг. XIX в., диктовала необходимость и языкового объединения. С этой целью в 1850 г. сербские и хорватские ученые подписали «Литературный договор» об общем литературном сербско-хорватском языке, различающемся только написанием — латиница и кириллица. Но в дальнейшем разница в понимании национальных задач и политическое соперничество хорватских и сербских политических кругов привели к критике самой возможности существования этого единого языка. В последующие десятилетия спор о языке был одной из составляющих национальных конфликтов сербов и хорватов.

КУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СЕРБИИ В XIX - НАЧАЛЕ XX в.

Специфика становления и развития сербской культуры заключается в том, что ее центром до середины XIX в. являлась Австрийская империя, а точнее Южная Венгрия, территория Воеводины. Именно здесь были сосредоточены культурно-просветительные учреждения сербов. Во второй половине XIX в. центром развития сербской науки и культуры становится Сербское княжество, этот процесс активизируется после получения Сербией независимости в 1878 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: