В XIX- начале XX в

ХОРВАТИИ, СЛОВЕНИИ, БОСНИИ И ГЕРЦЕГОВИНЫ

Словенско-немецкие отношения в конце XIX— начале XX в.

Последнее десятилетие XIX в. и начало XX в. характеризуются усилением националистических тенденций и ростом настроений национальной нетерпимости. Это объясняется как экономическими факторами — конкуренцией национальной буржуазии, чиновничества, так и ростом общих тенденций к развитию расистских и шовинистических теорий, распространению пангерман-ских настроений. На словенских землях складывается специфическая демографическая ситуация — немецкое население растет, [ а словенское убывает, что объясняется массовой эмиграцией обедневших словенских крестьян за океан. Всего эмигрировало свыше 100 тыс. словенцев. В системе просвещения также наблюдалась германизация — не было ни одной гимназии на словенском языке, а большинство учителей средних школ были немцами.

На словенских землях начинается открытое противостояние немцев и словенцев в общественно-политической и экономической сферах. Наиболее откровенные формы принимает этот процесс в контактных зонах проживания немецкого и словенского населения, и в первую очередь в Каринтии. Политика официальной германизации вызывает здесь открытое сопротивление словенцев. В свою очередь шовинистически настроенная часть немецкого населения участвует в погромах словенских культурных учреждений, редакций словенских газет. В ответ на эти действия в 1908 г. прошли манифестации словенцев, сопровождавшиеся погромами немецких лавок. В ходе разгона демонстраций погибли два словенских юноши.

Как и у других славянских народов, у словенцев появились накануне первой мировой войны тайные молодежные организации. Наиболее массовая из них — «Возрождение» — объединяла гимназистов и студентов, обучающихся в Вене. Своей задачей она ставила создание независимого государства, поддерживала юго-славянские идеи, выступала с антиавстрийскими лозунгами и была связана с боснийской подпольной организацией «Молодая Босния».

КУЛЬТУРА СЕРБИИ, ВОЕВОДИНЫ, ЧЕРНОГОРИИ,

Народы Сербии, Воеводины, Черногории, Хорватии, Словении, Боснии и Герцеговины в XIX — начале XX в. объединяли не только этническая и языковая близость, но и общие задачи развития культуры. Ими являлись: изучение национального языка и оформление литературного языка; модернизация образования, создание национальных научных учреждений, средних и высших учебных заведений с преподаванием на национальном языке; становление светской национальной художественной культуры — литературы, изобразительного искусства, музыки, театра; изменение обыденной культуры в сторону европеизации и урбанизации. Поэтому в первой половине XIX в. сотрудничество ученых и политиков этих народов было очень плодотворным. Время это характеризуется взаимным влиянием и совместными культурными акциями. Трудно разделить по «национальным квартирам» взаимосвязанный процесс поиска путей оформления литературных языков, реализации идеи о возможности принятия общего литературного югославянского языка и т.д. Однако уже во второй половине XIX в. национальные устремления сербов, хорватов, словенцев дифференцировались, что повлияло и на их культурную жизнь. Разница в политическом положении различных народов также сказывалась на специфике культурных процессов. Культурная жизнь южных славян монархии Габсбургов была неразделима с борьбой за национальное самоопределение, национальную интеграцию, с сопротивлением процессам германизации и мадьяризации. Вассальные княжества, а после 1878 г. независимые государства Сербия и Черногория решали совсем другие задачи и в других политических условиях. Развитие их культуры было частью государственно-политической программы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: