Словенские земли во второй половине XIX в

Словенское национальное Возрождение и революция 1848—1849 гг.

Словенское национальное Возрождение, активизация которого приходится на период существования Иллирийских провинций, было тесно связано с хорватским национальным движением — иллиризмом. Непосредственные контакты хорватских ил-лиров и словенских просветителей способствовали выработке общей позиции по вопросу о возможном преобразовании империи и создании в ней единой югославянской единицы. Многие словенцы участвовали в иллирийском движении. Близким соратником и помощником Людевита Гая был выдающийся словенский поэт Станко Враз (1810-1851), писавший свои произведения на хорватском языке. До революции 1848 г. словенское национальное движение шло в основном в русле иллиризма, в свою очередь находившегося под сильным влиянием чешской национальной идеологии и идей славянской взаимности.

Сам термин «Словения» начинает использоваться словенскими интеллектуалами лишь накануне революции 1848 г. До этого словенцы самоидентифицировались как «каринтийцы», «шти-рийцы», «краинцы», и их краевой сепаратизм замедлял процесс интеграции словенской нации

Словенцы, у которых не было «исторического права» на государство, до революции 1848 г. не выдвигали программ автономиза-ции, некоторые из них предлагали войти в состав хорватской автономии. События революции 1848—1849 гг. явились стимулом ДЛЯ выработки общесловенской национальной программы, известной

под названием «Объединенная Словения». Она предполагала объединение всех территорий, населенных словенцами, в одну автономную административную единицу в рамках Австрийской империи. Предусматривалось создание своего представительного органа (дежельный збор) и введение словенского языка в обучении и в администрации. Эта программа, разработанная в апреле 1848 г. группой словенцев во главе с Матией Маяром (1809—1892), находившихся в Вене, стала знаменем национальной мысли до самого распада Австро-Венгрии в 1918 г. Словенская делегация приняла активное участие в созыве Славянского съезда в Праге (июнь 1848 г.) и работе в составе его южнославянской секции, поддержав идею федерализации Австрийской империи.

На словенских землях революционные события в основном разворачивались в деревне, где произошло несколько крупных восстаний, подавленных с помощью армии. Октроированная конституция (4 марта 1849 г.) в целом была позитивно воспринята большинством словенских политических деятелей.

После поражения революции словенские земли прошли весь путь реформирования империи Габсбургов в составе коронных австрийских земель. Никакой автономии, ни политической, ни культурной, они не получили.

Преобразования периода баховского абсолютизма и конституционных реформ 60-х гг., освобождение крестьян от повинностей способствовали высвобождению рабочих рук для развивающейся горнодобывающей промышленности Словении. Общие процессы модернизации экономики и централизованного ее регулирования положительно сказались на экономическом развитии словенских земель. Начинается переоснащение горнодобывающих предприятий, ведется поиск и разработка новых месторождений железной руды и угля, строятся железные дороги. Словенские земли становятся одним из источников топливно-сырьевых ресурсов, а города Любляна, Марибор, Целе — индустриальными центрами. В Триесте активно развиваются транзитная торговля, промышленность и судостроение. Словенская буржуазия по-прежнему оставалась в тени австронемецкой, но уже к началу XX в. на базе густой сети словенских сберегательных касс складывается словенский банковский капитал. В 1900 г. создается Люблянский кредитный банк.

Изменяется и социальная структура общества, процент сельского населения заметно снижается с 83% в 1857 г. до 73% в конце XIX в. Рабочий класс же на рубеже веков насчитывал около 80 тыс. человек.

Принятие Октябрьского диплома и Февральского патента оживило политическую жизнь на словенских землях. Начались выборы в местные представительные органы — ландтаги. Словенцы были представлены в ландтагах Каринтии, Крайны, Штирии, Горицы, Истрии. Однако из-за особенностей избирательной системы в них преобладали немецкие представители. Избирательный ценз и курии были установлены таким образом, что 200 крупных землевладельцев избирали более четверти состава ландтагов, а составлявшие около 80% населения крестьяне — только две пятых. Поскольку словенцы в основном и были крестьянами, то представлены в ландтагах они были не пропорционально своей численности.

В период, когда все славянские народы империи выступали с программами восстановления своих «исторических прав» и предоставления им автономии, у словенцев появилась новая программа национальной интеграции — «Внутренняя Австрия». Ее автор каринтийский священник Андрей Эйншпилер (1813—1888), легитимист и апологет католической церкви, в своем журнале «Словенец» заявлял, что «словенец всегда будет католиком, словенцем и австрийцем» одновременно. В 1865 г. в г. Мариборе словенскими общественными деятелями был принят проект воссоздания австрийской средневековой провинции Внутренняя Австрия как автономной единицы. Таким образом, словенцы предполагали объединиться на основе «исторического права». Мариборская программа не имела широкой поддержки, поскольку была уязвимой по многим пунктам, и прежде всего потому, что границы Внутренней Австрии не совпадали с границами проживания словенцев.

Словенская общественная мысль получила развитие в связи с активизацией работы местных ландтагов по Конституции 1867 г. Вновь актуальной стала программа «Объединенная Словения». В это время начинают складываться первые политические группировки — либералов и консерваторов («младословенцы» и «ста-рословенцы»).

Национальной интеграции мешал и географический фактор, так как горные затерянные селения и низинные села были оторваны друг от друга. В городах Каринтии и Штирии преобладало немецкое население. Центром национального единения стала Крайна (во главе с г. Любляна), где словенцы составляли большинство. Именно здесь словенские общественные деятели устраивали общесловенские многолюдные съезды под открытым небом, получившие по чешской аналогии название таборов. Эта смесь ярмарки, политического митинга и народного праздника давала возможность вести широкую пропаганду словенской национальной идеи и программы «Объединенная Словения».

Вместе с тем продолжала развиваться и югославянская идея, тредусматривавшая триалистическое переустройство империи с выделением югославянской единицы. О возможном административном объединении словенских земель с Триединым королевством Хорватия, Славония и Далмация договорились хорватские и словенские общественные деятели в Любляне в 1870 г. Люб-лянская резолюция провозглашала общность интересов южных славян Австро-Венгрии.

Политические партии у словенцев оформляются довольно поздно — лишь в конце 80-х — начале 90-х гг. XIX в. Фактически складываются две словенские партии — в 1892 г. консервативно-клерикальная Католическая народная партия (в 1905 г. переименована в Словенскую народную партию, а в 1912 — в Хорвато-словенскую партию права) и в 1894 г. либеральная Народная прогрессивная партия. На протяжении последующих двух десятилетий на политической арене неизменно побеждали консерваторы, обладающие большим весом в народных массах.

Образование Католической народной партии было связано с ростом и укреплением клерикальных тенденций в словенской политической жизни. Большое значение для выработки программ словенских клерикальных кругов имела энциклика папы Льва XIII Rerum novarum (1891), призывающая католических священников к активной деятельности по защите угнетенных слоев населения, при этом признавая и права собственников и работодателей. На словенских землях в конце XIX — начале XX в. состоялось четыре католических съезда (1892, 1900, 1906, 1913), где обсуждались вопросы науки, культуры, воспитания молодежи, политической и общественной деятельности. Характерной чертой словенского национального движения является ведущая роль церкви и священников, которые шли в авангарде национальных сил. Усиление клерикальных тенденций в общественной жизни словенцев связано с именами епископов Антона Махнича (1850—1920) и Якоба Миссы (1838—1902). Под их покровительством церковь проникает во все сферы жизни словенцев, контролирует умонастроения паствы. Под эгидой церкви и католической партии развивается движение христианского социализма, быстро получившего популярность в словенских массах. Его возглавил член Католической народной партии священник и профессор богословия Янез Крек (1865-1917). В своих публицистических работах он обличал капиталистическую эксплуатацию и видел решение этой проблемы в создании крестьянских и рабочих кооперативов. Практическая деятельность Я. Крека и его сподвижников привела к созданию кредитных касс для помощи рабочим и крестьянам, организации 460 сельскохозяйственных и торгово-промышленных

кооперативов (задруг), объединившихся в 1903 г. в единый союз. Активно действовали христианские социалисты и среди рабочих. Уже в 1894 г. они создали «Словенское католическое рабочее общество» в Любляне, объявив его целью улучшение материального и духовного положения рабочих. В 1909 г. созданные ими профсоюзные организации объединились в Югославянский профессиональный союз. Христианские социалисты не выделились в особую партию, а действовали в рамках Католической народной партии и тем самым способствовали ее популярности. В основе национально-политической программы партии лежала программа «Объединенная Словения».

Либеральную Народную прогрессивную партию возглавили Иван Хрибар (1851-1941) и Иван Тавчар (1851-1923). У либералов была хорошо разработана национально-политическая программа борьбы за автономию словенских земель. Гораздо слабее выглядела ее социальная часть, содержавшая общие фразы о прогрессе. Партия объединяла в основном либеральную словенскую буржуазию и вела работу только среди городского электората. Ее попытка создать свои рабочие организации, альтернативные хрис-тианско-социальным и социал-демократическим профсоюзам, оказалась неудачной. В противовес клерикалам партия вела широкую пропагандистскую работу через культурно-просветительные организации Общества свв. Кирилла и Мефодия. Несмотря на все усилия, либералы так и не сумели победить клерикалов в политической борьбе.

В 1896 г. в Словении была создана Югославянская социал-демократическая партия (ЮСДП), которая в качестве составной части австрийской социал-демократической партии приняла ее Гайнфельдскую программу. Партия активно включилась в борьбу за права рабочих, 8-часовой рабочий день, прямые и тайные выборы, расширение полномочий профсоюзов. ЮСДП выступала против клерикализма и требовала секуляризации образования. Ее лидер Этбин Кристан (1864-1953) на съезде австрийской социал-демократической партии в Брно в 1899 г. отстаивал программу культурно-национальной автономии. Он считал, что любая политическая форма автономии приведет к последующему угнетению находящихся в ней национальных меньшинств и только объединение по языковому и культурному принципам позволит решить национальный вопрос и ликвидировать государственные границы.

Против клерикализма и либерализма активно выступали и словенские реалисты — последователи идей известного чешского политика Томаша Масарика, теория «малых дел» которого была

чрезвычайно популярна среди славянской молодежи. Объединившиеся вокруг журнала «Наши записки» в 1909—1914 гг. молодые интеллектуалы, получившие образование в Праге, выступали за социальные реформы, учитывающие интересы «маленького человека», за широкую просветительскую работу. Они категорически не соглашались с планами социал-демократии о революционном преобразовании общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: