Этапы закрепощения крестьян
1497 г. — Судебник Ивана III. Ограничение крестьянского перехода Юрьевым днем (26 ноября).
1550 г. — Судебник Ивана IV. Подтверждение Юрьева дня и увеличение платы за пожилое.
1581 г. — временное ограничение крестьянского перехода в Юрьев день, введение заповедных лет.
1592—1593 гг. — бессрочное запрещение крестьянского выхода.
1597 г. — введение пятилетнего срока сыска беглых крестьян.
1649 г. — Соборное уложение Алексея Михайловича. Окончательное юридическое оформление крепостного права. Крепостная зависимость стала наследственной, а розыск беглых крестьян бессрочным.
Крепостническое законодательство, увеличение барщины и оброка свидетельствовали об усилении феодального гнета.
В 1601 — 1603 гг. страшный голод охватил страну. Феодалы и монастыри спекулировали хлебом. Крестьяне были доведены до разорения. Резко увеличивается число побегов крестьян из центральных районов на юг. В 1603 г. вспыхнуло восстание крестьян и холопов во главе с Хлопко. В сентябре 1603 г. восставшие подошли к Москве. Борису Годунову с трудом удалось разбить повстанцев.
|
|
Таблица 1
Дата | Руководители | Контролируемая-территория | Национальный состав повстанцев |
1606-1607 гг. | Болотников Иван Исасвич | Юго-Западный и Центральный районы | Русские, украинцы |
1670-1671 гг. | Разим Степан Тимофеевич | Дон, Поволжье, Приуралье | Русские, украинцы, мордва, чуваши, марийцы, калмыки, казахи, татары |
1773-1775 гг. | Пугачев Емельяи Иванович | Оренбургский край, Урал, Приуралье, Западная Сибирь,.Среднее и Нижнее Поволжье | Русские, мордва, чуваши, башкиры калмыки, казахи татары |
Однако массовое антифеодальное движение не прекращается, оно перерастает в крестьянскую войну, кульминационным пунктом которой было восстание Болотникова в 1606—1607 гг. Таким образом, классовая борьба переходит в свою высшую при феодализме форму — крестьянскую войну. Крестьянская война начала XVII в. была первой в России (см. табл. 1).
Крестьянской войной называется крупное восстание крестьян, имеющее следующие признаки.
Восстанием охвачена огромная территория. Страна как бы распадается на две части: в одной сохраняется старая власть, а в другой она не признается. На захваченной территории повстанцы устанавливают свои порядки.
Большое число участников восстания — крестьяне (основная движущая сила), холопы, казаки, горожане — объединяются в повстанческую армию, имеющую организующий центр для ведения военных действий против царских войск.
Для крестьянских войн характерна царистская идеология их участников. Выступая против феодального гнета, восставшие не ставили своей целью свержение самодержавия, наивно верили в «хорошего» царя.
|
|
Как правило, крестьянские войны начинались с восстаний на окраинах России, где сосредоточивались самые активные слои крестьянства (беглые). Однако восстания перерастали в войну только тогда, когда в них принимала участие основная масса крестьянства центральных районов.
§ 3. Ливонская война
Во внешней политике России второй половины XVI в. важное значение имела Ливонская война 1558—1583 гг. (см. табл. 2).
Ливонией называли в это время конфедерацию пяти княжеств (Ливонский орден, Рижское архиепископство, епископства Курляндское, Дерптское и Эзель-Викское). Господствующим классом в Ливонии были немецкие феодалы, угнетавшие местное латышское и эстонское население.
Россия вела войну за захват этой территории и выход к Балтийскому морю. Сначала военные действия велись успешно, но затем положение осложнилось вступлением в войну Польши, Литвы и Швеции. Серьезные последствия имело также объединение Польского королевства и Великого княжества Литовского в одно государство — Речь Посполитую (Люблинская уния 1569 г.).
§ 4. Польская и шведская интервенции в начале XVII в.
Правящие круги Речи Посполитой и Швеции не были удовлетворены результатами Ливонской войны и не отказывались от захватнических планов в отношении России. Однако внутреннее положение Речи Посполитой и обострение ее отношений со Швецией мешали ей приступить к военным действиям с Россией. Что касается Швеции, то в результате войны с ней в 1590—1593 гг. Россия вернула свою территорию, утраченную по Плюсскому перемирию.
В начале XVII в. польские феодалы решили, что наступает очень удобный момент для осуществления их планов. Внешне-политическое положение России в этот период было ослаблено ростом антифеодальной борьбы и обострением противоречий внутри господствующего класса.
Таблица 2
Ход военных действий в Ливонской войне 1558—1583 гг.
1 период — 1558—1561 гг. борьба с Ливонией | II период — 1561 — 1583 гг. борьба со Швецией, Литвой и Польшей (с 1569 г. Речь Посполитая) | ||
1561-1579 гг. | 1579-1583 гг. | ||
1558 г. — русские войска взяли Дерпт и Нарву | Россия захватила всю Ливонию за исключением Риги и Ревеля (Таллин) | 1 579 г. — вторжение короля Речи Посполитой Стефана Батория в Рос- | |
1560 г. — русские войска взяли Мариенбург и Феллин "1561 г. — Ливонский орден перешел под власть Польско-Литов- ского государства | после кампании 1576г. 1563 г. — русские войска взяли По-, лоцк | сию Поляками захвачен Полоцк, Великие Луки 1581 г. — поляками осажден Псков | |
1564 г. — пораже- ние русских войск на р. Улле и под Оршей | 1581 г. — шведы заняли Нарву и Корелу | ||
1573 г. — русские войска взяли Вейсенштейн | |||
1575 г. — русские войска взяли Пернов | |||
Ливонский орден разгромлен, но выход в Балтийское море Россия не получила и истощена длительной войной | 1582 г. — Ям-Запольское перемирие (на 10 лет) России с -Речью Посполитой, по которому Полоцк и Ливония отходили к Речи Посполитой, русские земли, захваченные польским королем, возвращались России | ||
1583 г. — Плюсское перемирие со Швецией. Нарва, Ям, Копорье, Ивангород отошли к Швеции |
Не имея возможности перейти к открытым военным действиям, Речь Посполитая использовала авантюриста, выдававшего себя за сына Ивана Грозного Дмитрия, и с его помощью начала агрессию. Это был первый этап скрытого периода интервенции. Второй этап связан с Лжедмитрием II, а когда и это не принесло ожидаемых результатов, Речь Посполитая начинает открытое вторжение в Россию. Под видом помощи России шведы также начинают интервенцию. Целью польской и шведской интервенций было расчленение России и ликвидация ее государственной самостоятельности (см. табл. 3).
|
|
Таблица 3
Польская и шведская интервенция в начале XVII в.
Польская интервенция | Шведская интервенция | ||
скрытая (1604—1609 гг.) 1604-1605 гг. Поход Лжс-дмитрия I на Москву 1605-1606 гг. Лжедмитрий I — царь 17 мая 1606 г. Восстание в Москве, Лжедмитрий I убит | открытая (1609-1618 гг.) Сентябрь 1609 г. Осада поляками Смоленска 24 июня 1610 г. Поражение русских войск у Клушина 1610-1612 гг. Поляки в Москве | скрытая (1609-1610 гг.) Февраль 1609 г. Выборгский договор правительства Шуйского со шведским королем Карлом IX За шведских наемников Россия уступила Швеции Корелу с уездом. Заключение этого договора дало | открытая (I6IO-I6I7 гг.) Август 1610 г. Шведы осадили И вам город 1611 г. Осада Новгорода и сдача города воеводами. Договор Новгорода со Швецией устанавливал зависимость Новгорода от |
1607-1608 гг. Поход Лжедмитрия II на Москву 1608- 1609 гг. Лагерь Лжедмитрия II в Тушино под Москвой | 1611 г. Первое ополчение 1611-1612 гг. Второе ополчение (Минин и Пожарский) Октябрь 1612 г. Изгнание интервентов из Москвы 1617-1618 гг. Неудачный поход польского королевича Владислава на Москву Декабрь 1618 г. Деулинское перемирие заключено между Русским государством и Речью Посполитой на 14,5 лет Россия уступила Польше Смоленские, Чернигов- ские, Новгород-Северские земли с 29 городами. Королевич Владислав не отказался от притязаний на русский престол | повод Швеции для вмешательства в дела Русского государства Февраль 1617 г. Столбовский мир России со Швецией. Новгород остался за Россией, но Швеции уступлены Корела с уездом, Ям, Копорье, Иван-город, Орешек | шведского короля К 1612г. Шведы захватили Копорье, Ям, Ивангород, Орешек, Порхов, Старую Русу, Ладогу, Тихвин 1613 г. В результате народной борьбы освобожден Тихвин 1615 г. Неудачная осада шведами Пскова |
§ 5. Укрепление Русского централизованного государства в середине XVI в.
|
|
Обострение классовой борьбы стало (наряду с ростом и развитием городов) важнейшей предпосылкой для складывания в России в середине XVI в. сословно-представительной монархии, т. е. такой формы феодального государства, при которой власть монарха опиралась на органы сословного представительства дворян, духовенства и горожан. Эта форма государства существовала в большинстве стран Европы в период расцвета феодализма. Органы сословного представительства в разных странах назывались по-разному: в Испании и Португалии Кортесами, во Франции Генеральными штатами, а в России — Земскими соборами. На Земских соборах кроме Боярской думы и высшего духовенства присутствовали и представители дворянства, а с 1566 г. и горожане. Крестьян на Земских соборах не было.
Первый Земский собор был созван в 1549 г. Его обычно называют «Собором примирения». Иван IV в своей речи осудил боярское самовластие и призвал участников собора к сотрудничеству. Здесь же было намечено составление нового Судебника. Созданное государство требовало значительных средств, поэтому одним из важнейших вопросов на Земских соборах было введение новых налогов и изменение прежних. Здесь обсуждались и вопросы внешней политики. Например, Земский собор 1566 г. был созван в связи с Ливонской войной, а собор 1653 г. утвердил воссоединение Украины с Россией. Земские соборы созывались также для утверждения на престоле или избрания царя (1584, 1598, 1613 гг.). Главное в деятельности Земских соборов — обсуждение и утверждение мер, связанных с укреплением власти феодалов над крестьянами. С этой целью в 50-х гг. XVI в. был проведен ряд реформ, которые отвечали интересам всего класса феодалов, но особенно они укрепили позиции дворянства в стране. Таким образом, главная причина реформ — реакция господствующего класса на обострение классовой борьбы. Их главная цель — дальнейшее закрепощение крестьян, усиление царской власти, укрепление централизованного государства.
Важнейшей была реформа местного управления, состоявшая из губной и земской реформ.
В результате губной реформы дела о «разбойниках» были изъяты из суда наместников и волостелей и переданы губным органам (от слова «губа» — округ). Возглавляли их выборные лица из местных дворян — губные старосты, которые опирались на зажиточных крестьян и посадских людей. Губная реформа началась в 1539 г. и закончилась к 1555—1556 гг., предоставив господствующему классу более широкие возможности в борьбе с антифеодальными выступлениями крестьян и холопов.
Земская реформа заменила наместничье управление (на основе кормлений) в городах, «черных» и дворцовых волостях местным выборным самоуправлением. Она заключалась в том, что суд, управление тяглым населением и сбор налогов, которые осуществляли наместники, были переданы земским старостам, выбираемым из числа зажиточных посадских людей и крестьян. Земская реформа началась в 1555—1556 гг., когда система кормлений была отменена в общегосударственном масштабе, однако ее проведение затянулось до 1570 г. В полной мере земская реформа была проведена на черносошном севере, где деятельность земских органов контролировалась приказами. В пограничных городах наместников заменяли воеводы, возглавлявшие военное и гражданское управление городом и уездом. В начале XVII в. воеводы были введены во всех городах России. Они контролировали органы губного и земского самоуправления. Таким образом, губная реформа начала, а земская завершила перестройку местного управления на сословно представительной основе (см. табл. 4).
Таблица 4
Аппарат власти Русского централизованного государства
Конец XV — первая половина XVI в. | Вторая половина XVI в. |
Великий князь, государь веся Руси Боярская дума Приказы Наместники | Царь Боярская дума Земские соборы Приказы Воеводы, губные старосты, земские старосты |
В 1550 г. был издан новый Судебник. В нем закреплялась реформы в области местного и центрального управления. Основное в Судебнике 1550 г. — закрепление крестьян на земле феодалов. Судебник подтвердил ограничение права крестьянского перехода только Юрьевым днем и увеличил плату за пожилое.
В 50-х гг. была проведена военная реформа, в результате которой было создано ядро постоянного войска — стрелецкая пехота. Уложение о службе 1556 г. установило единый порядок прохождения военной службы: со 150 десятин земли феодал был обязан выставить одного вооруженного всадника. Таким образом, вотчинники были уравнены в отношении военной службы с помещиками.
В 50-х гг. были укреплены и органы центрального управления — приказы. В это время сложилась основная сеть постоянных приказов: Посольский, Разрядный, Ямской и др. Приказы выросли не только количественно, в них усилилась роль дьяков. К концу XVI в. число приказов достигло 22.
Реформы 50-х гг. усилили дворянство. На местах важную роль стали играть губные старосты — дворяне, в приказах усилилась роль дьяков-дворян. Военная реформа также укрепила их позиции. Дворянство стало активно привлекаться к участию в управлении страной. В работе Земских соборов и земских органов принимали участие представители городов.
В результате проведенных реформ в 50-х гг. усилилась власть царя, была ослаблена княжеско-боярская аристократия, получило дальнейшее развитие общегосударственное законодательство и налогообложение, вырос и укрепился государственный аппарат. Процесс государственной централизации был тогда прогрессивным, так как облегчал дальнейшее экономическое развитие феодального общества. Реформы 50-х гг. укрепили Русское государство и позволили ему перейти к активной внешней политике, которая увенчалась в 1552 г. взятием Казани, а в 1556 г. — присоединением Астрахани.
§ 6. Система власти в Российском государстве
Процесс расширенного воспроизводства при капитализме приводит к несамостоятельности капиталистической экономики по отношению к государству, в результате чего оно становится одним из элементов «базиса» капиталистического общества. Развитие России от Киевской Руси до XVII в. привело к тому, что государство стало элементом «базиса» русского общества уже в период, который в экономическом отношении соответствует феодальной стадии развития. Социальные движения и революции на Западе в городской и сельской социальных субсистемах способствовали эволюции отношений собственности, характерных для данных подсистем. В России социальные движения и революционная борьба на протяжении столетий, как в городе, так и в деревне, практически не оказывали никакого влияния на положение непосредственных производителей. Отношения собственности не менялись вплоть до XIX в. В деревне они начинают меняться только после реформы 1861 г., проведенной государством.
Среди этих социальных и революционных движений были настоящие крестьянские войны, охватывавшие огромные территории страны и продолжавшиеся на протяжении нескольких лет. Однако и эти войны не нарушили отношения собственности. Главным фактором консервации экономических отношений выступало государство. Оно нивелировало борьбу экономических классов и, следовательно, не было фактором прогресса и социальной динамики, как полагают русские либералы и официальные советские историки.
Русское государство свело основной механизм социального развития к выравниванию распределения экономических благ. Такой механизм на Западе начал формироваться лишь в последней трети XIX в. В России он существовал уже в феодальную эпоху. Тем самым русское государство свело борьбу экономических классов к роли второстепенного экономического явления. Именно благодаря роли государства на первый план в истории России выдвигается суперклассовое соперничество между собственниками-властителями и собственниками-гражданами.
§ 7. Экономика и политика середины XVI в.
Несмотря на то что соперничество между собственниками-властителями и собственниками-гражданами приняло в России особые формы, русское общество периода феодализма не являлось тоталитарным обществом. В тоталитарном обществе классы собственников производственных сил и распорядителей сил принуждения взаимно перекрещиваются, не существует класса собственников производительных сил, отдельного от властной иерархии. В русском обществе начиная с XVII в. такой класс существует. Русское общество отличалось как от экономического общества, в котором оба класса взаимно исключают друг друга, так и от общества тоталитарного, в котором эти классы идентичны.
Частнособственнический элемент — первая составная часть государственного феодализма — имеет следующую структуру развития:
— он раздвоен на сельский и городской уклады;
— отношения между городом и деревней тождественны;
— сельский уклад развивается в соответствии с циклом: фаза роста отчуждения труда — фаза социально-революционных движений — фаза эволюции отношений собственности;
— городской уклад развивается в соответствии с циклом: фаза роста отчуждения труда — фаза социально-революционных выступлений — фаза эволюции отношений собственности;
— из отношений собственности, которые сформировались эволюционным путем, в рамках каждого из укладов распространяются такие отношения собственности, которые обладают более высоким показателем перспективы развития.
Таким образом, фаза революционных волнений в экономической сфере ведет к уступкам со стороны класса собственников производительных сил. Часть из них меняет отношения собственности в направлении, обеспечивающем увеличение степени освобождения непосредственного производителя. В результате уменьшается отчуждение труда, причем это относится и к прогрессивным, и к традиционным собственникам. Эволюция отношений собственности заключается в их дифференциации и постепенном распространении прогрессивных отношений. И так происходило бы развитие деревни и города, если бы не существовало государства, которое нарушает действие названных выше механизмов. Нарушение это состоит в том, что при государственном феодализме конкуренция города и деревни, городского и сельского хозяйства не может быть механизмом формационного перехода. Государство, как третий элемент системы, подчиняется иным закономерностям и воздействует на развитие обеих сфер частноэкономического сектора — города и деревни.
Английский историк Г. Сетон-Уотсон отмечает: «Феодализм практически отсутствует в истории России. Феодальные землевладельцы в Западной Европе были самостоятельным фактором, творящим историю. В России этого никогда не было. Ни одна социальная группа здесь не держала в своих руках политическую власть и не делала государственную политику. Эта роль сохранялась исключительно для самодержца»[92]. Данная оценка фиксирует специфику исторической ситуации в России и отличается от оценок официальных советских историков, стремившихся всеми силами уменьшить отличия России от Запада для того, чтобы доказать, что Россия, в принципе, была такой же страной, как и другие страны Европы: «Единое Российское государство основывалось на феодальных общественно-экономических отношениях»[93]. Тем не менее и концептуализация отличий России от Запада, предлагаемая Г. Сетоном-Уотсоном, а также множеством других либеральных историков, как отечественных, так и зарубежных, не может быть признана истинной. Оценка положения «самодержца» в российском обществе английским историком опирается на традиционно западное понимание власти как иерархии политических позиций. Согласно этому пониманию, чем выше позиция в иерархии власти, тем больше социальная сила властвующего. Такое понимание не является истинным.
Так, например, в период формального «самодержавия» Екатерины I (1725—1727 гг.) фактически правил страной А. Меншиков, а во время формального царствования императрицы Анны Россией фактически правил Э. Бирон (1730—1740 гг.). Причем оба фаворита своим положением не были обязаны ни праву, ни происхождению, ни традиции, ни особой харизме (Меншиков, как известно, происходил из социальных низов, а Бирон был герцогом Курляндским, привезенным Анной из Митавы). Меншикова поддерживала «новая аристократия», созданная Петром I в его борьбе с классом землевладельцев. Бирона поддерживала новая немецкая элита, происходившая из стран Балтии, завоеванных Петром I. Оба фаворита не оставили бы никакого следа в истории России, если бы не выражали и не обеспечивали интересов определенных социальных групп.
Положение Меншикова и Бирона обнаруживает действительный источник власти «самодержавия царей», поскольку бывший продавец пирожков и курляндский герцог были лишены орнаментов царской власти, привычно бросающихся в глаза при анализе политической истории России. Значит, господствующее политическое положение зависит от того, насколько оно выражает интересы определенного политического класса. Это положение является истинным независимо от наличия или отсутствия всех составных частей «самодержавной власти».
В государственном феодализме наряду с частноэкономичес-кой тенденцией можно вычленить и политическую. Развитие изолированной политической системы протекает совершенно иначе по сравнению с изолированной экономической системой.
В результате роста политического насилия происходит рост гражданского отчуждения, которое ведет к революционным волнениям, подавляемым властью. Наступает укрепление аппарата власти и дальнейшее усиление и расширение политического гнета, порождающего полное деклассирование и десоциали-зацию граждан. Таким образом изолированная система достигает равновесия, ибо разрушенные социальные связи между гражданами не позволяют им организовать новое сопротивление.
Из стремления политической системы к равновесию следует, что для власти намного выгоднее и удобнее деклассирование граждан, нежели их мирное отношение к классу распорядителей средств принуждения и государственному аппарату в целом. Для власти выгоднее и удобнее доводить гражданское отчуждение до пределов и провоцировать граждан на волнения для того, чтобы в будущем располагать не только классовым и социальным миром, но и расширенной сферой своего контроля. Короче говоря, если атаке со стороны граждан подвергается собственность, то собственники уступают и улучшают положение трудящихся до таких пределов, что они сами отказываются от давления на собственников. Если граждане атакуют власть, то она увеличивает насилие до тех пор, пока не лишит подвластных даже малейшей возможности дальнейшего сопротивления.
Отсюда вытекает еще одна особенность изолированной политической системы. Экономическая сила собственников ослабевает в результате революционных волнений, зато постепенно возрождается в ходе эволюции отношений собственности, тогда как политическая сила властителей возрастает в период роста гражданского отчуждения, поскольку они стремятся укрепить свою власть технически и организационно для того, чтобы удержать граждан в подчинении навсегда.
Как же государственный феодализм, в котором властители выступают одновременно собственниками, меняет политическую систему?
Прежде всего, аппарат власти, который одновременно является собственником, стремится использовать в своих производственных единицах (фабриках, заводах, научных учреждениях) методы политического, а не экономического решения конфликтов с непосредственными производителями. Как и все собственники, государство стремится увеличить свои доходы. Однако в качестве специфического собственника государство использует средства насилия по отношению к непосредственным производителям для того, чтобы предотвратить их экономическую борьбу с представителями аппарата власти. Это приводит к тому, что борьба за повышение уровня переменного капитала, которую ведут непосредственные производители в государственных производственных предприятиях, переходит в политическую борьбу, даже если она вырастает первоначально из чисто экономических побуждений. Такая борьба направлена против государственного аппарата как распорядителя сил принуждения. Отсюда следует, что государство не в состоянии решить конфликт с непосредственными производителями на государственных предприятиях так, как его решает частный собственник.
Частный собственник нередко оказывается беззащитным, если непосредственные производители выступают против него. Государство не является беззащитным, ибо у него есть чем защищаться от актов разрыва связей рабочей силы со средствами производства. Кроме того, условием достижения равновесия политической системы служит деклассирование граждан. Непосредственные производители в государственном секторе являются гражданами государства. А поскольку государство одновременно расширяет сферу своего влияния на класс граждан в целом, постольку сопротивление непосредственных производителей, работающих на государственных предприятиях, опасно для властной иерархии в целом и ее политических интересов, если даже такое сопротивление возникает из чисто экономических побуждений. Поэтому власть стремится как можно быстрее подавить это сопротивление и применить средства насилия. Но едва оно применяет подобные средства, как непосредственные производители забывают о своих экономических притязаниях и выступают против власти.
Любой экономический конфликт преобразуется в политический и угрожает взрывом в масштабах всего общества, а не только в рамках группы лиц, которые являются непосредственными производителями в рамках государственных предприятий. Государство вынуждено применять против них такую стратегию, которая еще более усиливает естественную склонность государственного аппарата — расширение сферы власти за счет лишения свободы всех граждан. Невозможно деклассировать лишь непосредственных производителей, работающих на государственных предприятиях, оставляя в покое всех остальных граждан. Деклас-сирование — это разрушение автономных социальных связей граждан. Оно может осуществляться двумя методами: путем физического уничтожения достаточного количества людей, входящих в данные связи; путем принуждения людей к разрыву связей с другими гражданами. Власть использует оба метода одновременно.
Решение экономических конфликтов методами насилия — первая новая тенденция государства-собственника. Она укрепляет его естественную репрессивность по отношению к гражданам. Государство-собственник — это всегда худший политический угнетатель, нежели государство как обычная иерархия власти. А если государство является одним-единственным собственником и преобразуется в класс властителей-собственников, его политическое угнетение еще хуже. Отсюда следует, что при государственном феодализме репрессивность государственного аппарата и давление по линии «власть — граждане» развиты больше, чем при обычном феодализме.
Механизм решения экономических конфликтов частными собственниками ведет к повышению производительности труда, так как большая свобода непосредственных производителей способствует большему производству продуктов за единицу времени. Этот механизм содействует экономическому прогрессу, увеличивая производительность труда. В государственном секторе такой прогресс исключен. Подвергаемые принуждению производители увеличивают интенсивность труда лишь в той степени, в которой они чувствуют надзор над собой. В результате государственная экономика подвергается стагнации. Неэффективность государственной системы и безрезультатность действий государства для «блага подданных» особенно заметны в периоды разнообразных стихийных бедствий, которые в России нередко вели к голоду. Как правило, бюрократия возлагает вину за любое социальное неблагополучие на «явления природы»[94]. «Несмотря на то, что определенные средства помощи для голодающих периодически обновлялись, русское правительство было абсолютно не годно на то, чтобы ввести в действие общенациональные программы смягчения последствий стихийных бедствий, но и на то, чтобы изменить свою социально-экономическую политику, которая смогла бы предохранить перманентные жертвы таких бедствий»[95].