§ 9. Организация власти на местах
Областное управление в городах и уездах Московского государства сначала осуществлялось наместниками, которые заступили на место посадников, а с конца XVI — начала XVII столетия были совершенно вытеснены городскими воеводами.
Власть наместников и воевод была почти одинакова. Различие между ними состояло в том, что наместник являлся в город, поручаемый его управлению, один и сам назначал по разным частям управления своих людей, которые от него и зависели. Воевода же не сам назначал себе помощников по управлению, его помощниками были государевы приказные люди, высший надзор за которыми принадлежал правительству.
Наместник получал кормы, т. е. содержание от области, им управляемой, а воевода — государево жалованье. Кормы наместников не были произвольным побором, а были строго определены законом; так, они собирались в три срока: в Рождество, в Петров день и на Великий день, т. е. на Пасху. Законом определялось, сколько должно идти на наместничьи кормы с каждой сохи. Наместники не могли сами собирать свои кормы с жителей или посылать за ними своих людей. Жители сами раскладывали наместничьи кормы вместе с государевыми податями по вытям и животам и доставляли их своим выборным старостам или сотским, которые уже доставляли их наместнику и его людям. При составлении окладных или переписных книг всегда ясно обозначалось, сколько с какого селения должно идти на наместничьи кормы и поборы на наместничьих людей. Кроме кормов и поборов наместники получали еще доходы от судных дел, производящихся в их суде.
В середине XVI в. была предпринята попытка ввести местное самоуправление.
Царь Иван Васильевич в 1555 г. издал указ, или уложение, которым суд и управа в областях предоставлялись излюбленным головам и старостам и земским дьякам, избираемым самими жителями, с тем только условием, чтобы утверждение этих выборных зависело от государя и чтобы все доходы, собираемые на содержание наместников и волостелей, присылались в государеву казну. Но это узаконение Ивана Васильевича не имело полного успеха, далеко не все области воспользовались им; Вследствие этого Иван Васильевич предоставил на волю областных жителей — управляться ли самим через своих излюбленных голов и старост, или через наместников, присылаемых государем.
Этот же порядок существовал и после Ивана Васильевича. До нас дошла официальная роспись городов и уездов, которые при Федоре Ивановиче и Борисе Федоровиче Годунове управлялись излюбленными головами и старостами, и таких городов по росписи насчитывается 32, среди них: Владимир, Ярославль, Суздаль, Муром, Коломна и другие значительные города. От времен Михаила Федоровича до нас дошло несколько челобитных, где в одних жители просили государя прислать им наместников или воевод, а в других — дозволить управляться излюбленными головами и старостами. При этом жители не только сами выбирали своих голов и старост, но и указывали государю, кого именно они хотят к себе в воеводы. Губной староста ведал татебными, разбойными и душегубными делами, а воевода заведовал остальными делами; иногда же все дела по городу и уезду поручались одному воеводе, а иногда всеми делами заведовал выборный губной староста, т. е. имел на своей ответственности и укрепление города, и служилых людей, и сбор податей, и суд и расправу во всех делах.
Попытка дать самоуправление областям повторилась и при царе Михаиле Федоровиче, который издал распоряжение, в котором предлагал волостям управляться самим, без воевод. Но и при Михаиле Федоровиче также не все волости управлялись сами. Главной причиной этого было то, что при самоуправлении волости, кроме содержания своим излюбленным головам, старостам и судьям, должны были еще давать в казну воеводское жалованье; к тому же излюбленные головы и судьи часто были не лучше наместников и воевод. Таким образом, с середины XVI в. управление областями было смешанное: одни из них управлялись своими выборными, а другие были подчинены наместникам или городским воеводам. Такой порядок областного управления существовал до конца XVII столетия и был отменен Петром I.
Наместники и воеводы. Области Московского государства в административном отношении разделялись на несколько разрядов, или степеней. Значительнейшие из них: Новгород Великий, Казань и Сибирь, а потом Белгородский полк — составляли высшую ступень. Они были как бы отделениями Разряда, в них посылалось иногда по двое-трое воевод, преимущественно из бояр, и при воеводах всегда было по двое дьяков и несколько подьячих. Наместники и воеводы всех этих областей имели огромное значение. Как наместники пограничных областей, они заведовали и дипломатической частью: вели переговоры со Швецией, Персией, Хивой, Бухарой. Послы шведские принимались новгородским наместником и только в редких случаях, по особому распоряжению, приезжали в Москву, а равно и посольства к шведам по большей части отправлялись не от государя из Москвы, а из Новгорода от наместника.
Вторую степень составляли города, в которых при воеводе всегда был дьяк и несколько подьячих.
В городах третьего разряда при воеводе было по одному или по двое подьячих и, наконец, в городах четвертого разряда при воеводах не было подьячих. Воеводы посылались по городам из тех приказов, в ведении которых состояли города (так, например, в города, состоявшие в ведении Казанского дворца, воеводы посылались из Казанского дворца, в сибирские города воеводы посылались из Сибирского приказа), и были в их прямом подчинении.
В воеводы посылались исключительно служилые люди, начиная с бояр до дворян первой статьи; воеводство давалось обыкновенно на год и по особой милости государя или по обстоятельствам и по просьбе жителей — на два и на три года. Назначение воевод в города первой степени зависело прямо от государя; в города второй степени и особенно в города окраинные, где нужно было отражать нападения неприятелей, вое-. воды назначались Разрядным приказом; в города незначительные и где не предполагалось нападения от неприятелей, воеводы назначались или по челобитной самих служилых людей, или по просьбе жителей тех городов. Впрочем каждое назначение в городские воеводы представлялось на утверждение государя.
При смене одного воеводы другим старый воевода сдавал все дела и все казенное имущество по описям и по книгам. Ежегодные отчеты воевод в приказы назывались сметными списками, а книги сдачи города одним воеводой другому носили название сдаточных описей или росписных списков; один экземпляр таких описей старый воевода отвозил в приказ, а другой оставался у нового воеводы. Иногда новый воевода и сам извещал приказ о приеме города с описью, что им принято.
Воевода, отправляясь на воеводство, получал из приказа подробный наказ, в котором прописывались воеводские обязанности — общие и особенные, соответствующие местным условиям той области, куда отправлялся воевода. Особенные воеводские обязанности были чрезвычайно разнообразны. Общие же обязанности для всех воевод, насколько можно судить по наказам, были следующие:
— суд и управа над всеми жителями города и уезда, кроме тех, которые имели особые жалованные грамоты, освобождавшие их от наместничьего суда. Суду наместников подлежали сперва как гражданские, так и уголовные дела; но когда были учреждены губные старосты, то уголовные дела перешли к ним; впрочем, в тех городах, где губных старост не было, эти дела по-прежнему принадлежали суду наместников и воевод. В XVII в. и гражданские дела не все подлежали суду воевод: воеводы больших городов, при которых были дьяки, могли судить долговые дела ценой от 100 до 10 тыс. руб., однако же в больших исках от 1 тыс. до 10 тыс. руб. они никого не могли обвинить без царского указа; в средних и малых городах, куда отправлялись воеводы одни или с подьячими, они могли судить дела только до 20 руб., а более ценные тяжбы должны были отсылаться в Москву;
— дела полицейские, а именно: надзор за казенными постройками и вообще за городскими строениями, за порядком в этом деле; прокладка новых дорог и уничтожение прежних, а также надзор за их исправным содержанием, чтобы в надлежащих местах были мосты, перевозы; надзор за ямской гоньбою; принятие мер против морового поветрия, т. е. устройство застав, оцепление зараженных мест и т. п.; охрана городов от пожаров; высший надзор за порядком и тишиной, чтобы не было бою, грабежа, корчмы, распутства, непозволенной игры и проч., чтобы не укрывались беглые. Воеводы обязаны были наблюдать за правильным заселением земель вверенной области, чтобы крестьяне не оставляли необработанными земли и не переходили с одной земли на другую в неурочные сроки; с прикреплением крестьян к земле, воеводы выводили беглых крестьян на их старые места. В областях новозаселенных, особенно в Сибири и украинских городах, наместники и воеводы должны были ежегодно присылать в Москву ведомости, сколько распахано земли, сколько засеяно хлеба и сколько снято. В ведении воеводы было попечение о торговле: он обязан был смотреть, чтобы торговля производилась в узаконенных местах и в узаконенное время, чтобы не было контрабанды и чтобы меры и весы были исправны;
— обязанности финансовые: надзор за сбором податей и пошлин и за отправлением повинностей, надзор за таможенным и кабацким управлением. Всем этим непосредственно заведовали общины через своих выборных людей — старост и целовальников. Воевода был только главным высшим охранителем казенного интереса, он помогал выборным начальникам, а также наблюдал, чтобы выборные начальники не делали ущерба казне. Главное дело воеводы состояло в управлении казенными оброчными статьями и промыслами, куда общинные выборные начальники не вмешивались;
— в ведении воеводы состояли все служилые люди, живущие в городе и уезде; он вел им подробные списки: сколько за кем имения, сколько кто получает жалованья и как кто исправно является на службу; он делал служилым людям смотры и отправлял их на службу по первому требованию из Разряда; на его главной ответственности были все городские укрепления, крепостные пушки и разные военные и съестные казенные запасы, которые он принимал и сдавал по описи. А в пограничных городах на воеводе лежали защита границ и отражение неприятельских набегов, высылка разъездных станиц и сторожей в степи, исправность засек и.засечных крепостей.
Наместник или воевода имел приказную или съезжую избу, в которой производились все дела по управлению областью; здесь хранились все государевы грамоты, приходные и расходные книги и росписи разных податей и сборов. В приказной избе воевода принимал челобитные и производил суд; здесь же хранилась собираемая с области государева казна.
Приказная изба, смотря по значительности города, а также и по большей или меньшей власти воеводы, разделялась на столы, которые состояли в ведении подьячих. Кроме подьячих в приказной избе были приставы или неделыцики, рассыль-щики и сторожа, которые приводили в исполнение приказания воеводы. В приказной избе хранилась Государева печать (в особом ящике за печатью воеводы). Государева печать была только в значительных городах, в городах низших степеней воеводы все бумаги печатали своей печатью.
Дьяки — товарищи наместников или воевод — были не во всех городах, а только в главных. Основная их обязанность состояла в надзоре за сбором податей и пошлин и исправным ведением приходных и расходных книг, а также в составлении ежегодных отчетов, посылаемых в Разряд или приказ; вообще дьяк заведовал всей письменной частью по управлению и ему были подчинены все подьячие, служившие в одном с ним городе.
Обязанности дьяка не ограничивались одним надзором за письмоводством. Он имел право делать и отдельные распоряжения по некоторым частям управления, независимо от наместника или воеводы. Например, он был главным начальником по сбору казенных податей. Дьяки имели большое влияние на областное управление и к ним стекалось огромное число дел, поэтому срок их службы был гораздо продолжительнее службы наместников и воевод, так что дьяк в одном и том же городе служил несколько воеводских и наместничьих сроков. Дьяки большей частью посылались в города из того приказа,, в ведении которого состояли эти города. Например, в сибирские города дьяками посылались служащие из Сибирского приказа, в украинские города — из Разрядного приказа и т. д. Стало быть, дьяки лучше знали потребности городов, в которых они слу-жили, чем наместники. Дьяк был товарищем наместника, и его имя во всех официальных грамотах писалось рядом с именем наместника. В тех городах, где дьяков не полагалось, их обязанности исполняли подьячие.
Кроме дьяков при наместниках или воеводах были: тиуны, доводчики и праветчики. Это были' чиновники, имевшие только исполнительные функции.
Тиуны были собственно судебные чиновники при наместниках или воеводах. Должность тиуна при наместнике состояла в первоначальном производстве судебных дел; тиун первый делал разбор челобитных, допрашивал тяжущихся и их свидетелей, отбирал крепостные акты и другие бумаги, представляемые тяжущимся в подтверждение своих прав на иск, записывал показания тяжущихся и их свидетелей в судный список и туда же вносил копии представляемых крепостей и других грамот, и список этот за своей печатью представлял наместнику и дьяку, если он был при наместнике, а также приводил к нему и самих тяжущихся.
Тиуны жили или в городах при наместниках для разбора городских дел, или же рассылались по станам и волостям для разбора дел уездных.
Наместник не мог сменить тиуна до истечения годичного срока. Это было установлено для того, чтобы жители не обязывались в течение одного года давать по нескольку раз кормы тиуну.
Доводчики распределялись наместнмком по волостям и станам уезда, и наместники или воеводы до истечения годичного срока не могли сменять их. Доводчик обязывался по судным вызовам представлять в суд тяжущихся или брать с них поруки о явке в суд. На нем лежала обязанность брать подсудимых под арест. Он производил следствие в тех случаях, если где поднимут мертвого; ему же представляли воров и разбойников для препровождения их в суд. Он надзирал за тем, чтобы жители в его стане или волости не корчемствовали, не играли в азартные игры, не держали у себя беглых и неведомых людей, не давали пристанища разбойникам и татям и не держали развратных женщин.
Праветчиками назывались состоявшие при наместниках или воеводах полицейские служители для сбора недоимок, для взыскания штрафов по судебным приговорам и вообще по всем делам, по которым производились денежные взыски. При взысканиях праветчики брали виновных на поруки, а тех, кто не мог представить ни денег, ни поручителей, держали под арестом и каждодневно приводили к судейскому дому для правежа посредством битья палками по пяткам и икрам. По тогдашним законам правеж продолжался не больше месяца, после чего для уплаты по взысканию продавалось имение виновного.
Кроме наместников или воевод в областях управляли и другие чиновники, присылаемые государев: волостели, т. е. начальники волостей, становщики — начальники станов, сло-бодчики — начальники слобод — и поселыцики — начальники сел, принадлежавших государю, или так называемых подклет-ных или дворцовых сел. Они чинили суд и управу в своих ведомствах, но, как и наместники, не иначе как в присутствии выборных сотских, старост и целовальников. Они надзирали за сбором податей, и имели те же права и обязанности в своих ведомствах, которые принадлежали наместнику в целом уезде (за исключением управления служилыми людьми и суда по уголовным делам), и так же, как и наместники, пользовались определенными кормами.
По замене наместников воеводами волостели, становщики и слободчики были заменены приказчиками. Впрочем, разница между ними и приказчиками была только та, что волостели получали кормы, а приказчики — жалованье; размер власти тех и других был одинаков.
По мере надобности в города присылались и другие чиновники: осадные головы — коменданты пограничных крепостей; засечные головы — смотревшие за укреплением границ, т. е. устройством засек, сторожевых будок и т. п.; стрелецкие, казачьи, пушкарские, объезжие[110], житничьи, ямские и острожные головы — начальники внутренних крепостей.
По общему.порядку, существовавшему на Руси,, рядом с государевыми служилыми людьми во всех обществах, как городских, так и сельских, были еще чиновники, выборные от земщины. В параллель каждому из государевых людей был выборный от земщины и ни один из чиновников государя не мог ничего сделать по службе без участия выборного от земщины. В параллель наместнику или воеводе общество выбирало так называемого городового приказчика. Как наместник имел приказную избу, или съезжую, так и городовой приказчик имел свою земскую избу, где он производил вместе с сотскими, десятниками, старостами и целовальниками все дела по управлению городом. Должность городового приказчика была установлена для предупреждения своевольства и притеснений от наместников или воевод и их чиновников. Городовые приказчики выбирались от общества всех жителей данной области, от служилых людей, от купцов и крестьян и были защитниками народа и охранителями его прав. Никого не могли взять под стражу или заковать в цепи ни до суда, ни после суда, не уведомив городового приказчика и его товарищей; в противном случае они освобождали взятого из-под стражи и взыскивали на наместничьих людей бесчестье, смотря по званию обиженного. Городовые приказчики смотрели:
— чтобы воеводские люди не притесняли жителей при нарядах к городовым и другим казенным работам;
— чтобы торговля производилась на указанных местах, чтобы никто в ущерб городской торговле не заводил торгов по селам и деревням без государевой жалованной грамоты;
— чтобы в сборе податей и отправлении повинностей соблюдался порядок, согласный с общинной раскладкой, и чтобы никто не был обижен в раскладке или сборе, а поэтому им было предоставлено решение всех споров в земских и податных делах;
— к ним городские старосты, сотские и десятские должны были представлять всех пришлых и подозрительных людей, которые окажутся в той или другой городской общине;
— наконец, они наблюдали за целостностью общественных имуществ и защищали их от наместников или воевод и их людей.
Когда и кем учреждена должность городовых приказчиков — неизвестно; первое известие о них относится к 1521 г. Городовые приказчики встречаются не во всех городах. Вероятно, они назначались только на время, по особенным нуждам, например, по жалобе жителей на наместника и т. п. В городах пограничных, в которых население было преимущественно военное, городовых приказчиков не было вовсе.
От земщины избирались и старосты. Их было несколько разрядов. К первому принадлежал земский староста. Он избирался в тех городах, которые не имели городовых приказчиков, и имел то же значение, какое они; все земские городские дела он производил в своей земской избе.
В городах избирались: старосты торговые, старосты таможенные (в больших городах этими старостами были не выборные из местных жителей, а присылаемые из Москвы, преимущественно из класса гостей), кабацкие старосты, которые наблюдали за продажей вина, если общество торговало им само, а не отдавало его на откуп, и старосты при суде, которые заседали на наместничьем суде. В волостях избиралисьдворские и сотские старосты.
В некоторых городах существовали еще губные старосты — выборные судьи по уголовным делам. Обыкновенно они выбирались от всего уезда из дворян первой статьи. Должность губных старост была учреждена Иваном IV около 1556 г. В этом учреждении Иван Грозный только возобновил старый порядок. По Русской Правде ведение уголовных дел было отчасти предоставлено самим обществам, которые или выдавали уголовного преступника наместнику, или же платили за него виру. Впоследствии уголовные дела смешались с гражданскими и перешли к наместнику. При Иване III Васильевиче и Василии III Ивановиче не встречается известий о губных старостах. Стало быть, в это время в некоторых местах были уголовные судьи, отдельные от гражданских.
В помощники к губным старостам выбирались: целовальники, земские дьяки, сотские, пятидесятские и десятские — полицейские чиновники, выборные от общества; они были при старостах всех разрядов, как в городах, так и в уездах. Они осуществляли прямой непосредственный надзор за своими общинами, вели книги жителей своих общин, наблюдали, чтобы среди них не было лихих людей — татей и разбойников, делали своими общественными окладными людьми раскладки и разметы для платежа податей и отправления повинностей, защищали интересы своих общин, участвовали в суде, и без их ведома нельзя было ни взять под арест, ни наказать члена общины.
§ 10. Развитие права
10.1. Судебник 1497 г.
Судебник Ивана III имеет иной характер, чем все предшествующие памятники. С него начался новый период в истории законодательства. Главная его задача состояла в том, чтобы сообщить всем судам определенную и однообразную форму и централизовать их. В нем хотя и стояло на первом месте разделение суда на разные виды, как это было и в прежних законодательных памятниках, но эти разновидности тяготели к одному главному суду; они составляли высшие и низшие инстанции одного и того же суда.
По Судебнику суд для всех жителей Московского государства был равен и одинаков; по нему все были в ведении одного суда: бояре, купцы, крестьяне, служилые и неслужилые люди, и никому не было привилегии в суде. Главная задача Судебника состоит в устройстве суда и сообщении ему большего однообразия согласно с основными началами централизации. Юридических верований и воззрений русского народа Судебник не менял, оставляя их такими, какими они были в Русской Правде и других законах прежнего времени, важных новых положений Судебник в себе не содержал, поэтому одновременно с ним во многих местностях России имела силу Русская Правда и разные уставные грамоты. Судебник 1497 г. кодифицировал нормы обычного права, уставные грамоты, княжеские указы и т. п., собрал их воедино. Он содержал некоторые новые узаконения, служившие дополнением и дальнейшим развитием прежних правовых начал. По содержанию Судебник 1497 г. можно -разделить на две половины: в первой говорилось о порядке суда, а во второй содержались различные узаконения, которых или вовсе нет в Русской Правде, или которые подверглись здесь значительным изменениям.
Первая половина Судебника 1497 г. подразделяется на пять отделов.
В первом отделе говорилось о судоустройстве и судопроизводстве. Судебник 1497 г. делил суд на следующие виды: суд великого князя, суд боярский, наместничий или волостельский суд и святительский суд. Из этих судов только святительский суд был отдельным, независимым судом, которому было подчинено все духовенство и все лица церковного ведомства; прочие же три вида суть не что иное, как инстанции одного и того же суда. Из них низшей ступенью был наместнический суд, средней — боярский, а высшей — великокняжеский; а посему главное различие этих судов заключается не в роде дел, подлежавших им, а в составе суда и в размере судных пошлин.
Наместничий или волостельский суд состоял из наместника в городах или волостеля в уездах, как представительственной власти на суде, и дворского или старосты и лучших людей, как представителей общества. По Судебнику ни наместник, ни волостель без дворского, старосты и лучших людей не могли судить. К составу наместничьего суда принадлежал и тиун, который занимался письмоводством.
Боярский суд состоял из боярина или околоточного и дьяка; представители от земщины здесь были те же, какие и на наместничьем суде, потому что суд боярский был только высшей инстанцией наместничьего суда.
Суд великого князя включал самого великого князя, или его сына, или боярина, которого назначал великий князь, дьяка и подьячего, а при выдаче правых грамот и других — печатника.
Судебные пошлины делились на три разряда: пошлины от иска; пошлины от судебного поединка; пошлины от правых грамот, от холопьих правых грамот и отпускных.
1. По гражданским делам боярину полагалось по 2 алтына с рубля, а дьяку по 8 денег «с виноватого» без различия — будет ли это истец или ответчик.
2. Пошлины от судебного поединка различались в зависимости от условий поединка: а) ежели тяжущиеся помирятся, не выходя на поле, то пошлины прежние, т. е. боярину 2 алтына, а дьяку 8 денег; б) ежели они помирятся, выйдя на поле, то в таком случае к прежним пошлинам прибавляются еще полевые пошлины, а именно: окольничему, который должен присутствовать при поединке, с рубля четверть, или 60 денег, дьяку 4 алтына с деньгой и неделыцику четверть или 50 денег с рубля и сверх того вязчего 2 алтына; в) а ежели тяжущиеся, выйдя на поле, вступят в бой, то в иск по заемному делу или по драке боярину с дьяком взять от суда на побежденном прежние пошлины (т. е. боярину 2 алтына, а дьяку 8 денег с рубля), а собственно полевых денег окольничему взять полтину с рубля, дьяку 50 денег и неделыцику полтину, а вязчего 4 алтына; а ежели иск был в разбое, душегубстве, поджоге или татьбе, то на побежденном добавлялось: окольничему полтина с рубля да доспех, т. е. оружие побежденного, а недельщику и дьяку прежние пошлины; равным образом и боярину с дьяком за производство дела пошлины прежние.
3. Пошлины от грамот были следующие: а) от правой грамоты: боярину от печати по 9 денег с рубля, дьяку от подписи 1 алтын, подьячему от письма 3 деньги с рубля; б) от докладного списка: боярину за печать с рубля по алтыну, дьяку за подпись по 4 деньги с рубля, подьячему за письмо по 2 деньги с рубля; в) от холопьей правой грамоты и отпускной: боярину от печати 9 денег с головы, дьяку за подпись алтын, подьячему за письмо 3 деньги.
По Судебнику 1497 г. грамоты, выдаваемые судом, были следующие:
правая грамота — копия с окончательного решения суда, по которому одна сторона признавалась оправданной, а другая. виноватой. Правая грамота состояла из трех частей, из которых в первой части прописывался весь ход судебного дела и все судебные доказательства, представленные в суде: грамоты, акты, показания свидетелей и проч.; во второй заключался приговор; в третьей — исполнение судебного решения. В исках о владении она выдавалась как документ на право владения и в случае вторичных споров представлялась на суд как доказательство. К правой грамоте прикладывалась печать великого князя, боярина или наместника, смотря по тому, чьим судом решалось дело; она подписывалась дьяком, бывшим на суде, а писалась подьячим. В правой грамоте прописывались также имена судей от правительства и от общества, участвовавших в суде;
докладные списки — записи, в которых фиксировались ход судебного дела и судебный приговор; по форме были одинаковы с правыми грамотами, только в них не прописывалось исполнение судебного решения. Они выдавались для приведения решения суда в исполнение. К докладному списку прикладывалась печать судьи, решавшего дело, и сверх того он утверждался подписью дьяка;
судные списки — записки тиунов, представляемые судьям, по которым они и решали дело. Судный список обыкновенно прописывался в начале докладных списков и правых грамот;
холопьи правые грамоты и отпускные — выдавались холопам, которые по суду признавались свободными. Грамоты утверждались печатью судьи и подписью дьяка, и вообще они имели одинаковую форму с другими правыми грамотами, только выдавать их могли те из наместников, которые имели право боярского суда, или те бояре в Москве, которые заведовали холопьим судом. Отпускные по Судебнику признавались действительными только в том случае, если были написаны рукой господина, отпускавшего холопа;
бессудные грамоты — правые грамоты, выданные только одной стороне в случае неявки в суд другой стороны. Неявившийся автоматически признавался виноватым, и на него выдавалась бессудная грамота — решение, вынесенное без суда. Грамоты эти выдавались дьяками без доклада судье, таким образом, дьяк, посмотрев срочные грамоты, представленные явившейся стороной, и прождав другую сторону семь дней после срока, на восьмой день выдавал бессудную грамоту за своей подписью и за печатью судьи;
срочные грамоты — судебные бумаги, которые выдавались тяжущимся для явки в назначенный срок на суд. Они делились на два вида: на срочные простые и срочные отписные. Простыми срочными назывались те, в которых назначался первый срок для явки в суд, а отписными — те, в которых по просьбе тяжущихся им назначалась отсрочка для явки в суд. Те и другие срочные грамоты выдавались дьяком за его подписью и со взятием определенной пошлины;
приставные — грамоты, которые выдавались судом недель-щикам или приставам для вызова в суд тяжущихся. Приставная подписывалась дьяком и выдавалась иногда одна по нескольким делам, если вызываемые жили в одном городе.
Судебник определял порядок вызова в суд и судебные сроки. Для вызова на великокняжеский или боярский суд посылались неделыцики, а на наместничий суд — доводчики или приставы.
По Судебнику вызов в суд производился следующим порядком:
во-первых, истец подавал в, суд челобитную, в которой прописывал, чего стоит его иск, и просил выдать приставную память для вызова в суд ответчика. Такая челобитная принималась дьяком, который вместе с неделыдиком рассматривал, стоит ли иск тех издержек, которые потребуются для вызова в суд ответчика. Если оказывалось, что предъявленный иск стоит издержек по вызову, то дьяк подписывал приставную грамоту, за что и получал определенную пошлину — и отдавал ее не-делыдику; а если иск оказывался не стоящим издержек, то приставная грамота не выдавалась и суд не принимал этот иск;