Скульптура периода Ранней классики (490-450 гг. до Р.Х.)
Quot;Церковь Троицы в Никитниках".выстроенный ярославскими купцами в Китай-городе
Классификация зданий и сооружений
Здания — это надземные строения, имеющие помещения, предназначенные для проживания, производственной и другой деятельности людей и т. д.
Сооружения — это строения специального назначения. В них могут быть помещения для людей, однако они не определяют функционального назначения сооружения. Многие из таких строений, например мосты, плотины, шлюзы, дымовые трубы и т. д., называют инженерными сооружениями.
По назначению здания подразделяют на жилые, общественные и производственные.
К жилым зданиям относят квартирные дома, общежития, гостиницы и т. д.
Общественные здания предназначены для социального обслуживания населения и для размещения административных учреждений и общественных организаций.
Производственные здания делят на промышленные, предназначенные для размещения различных производств (цехи заводов, гаражи, котельные, насосные станции и т.д.), и сельскохозяйственные, предназначенные для удовлетворения нужд сельского хозяйства (коровники, свинарники, овоще- и зернохранилища и т.д.).
По объемно-планировочному решению различают сооружения линейные (трубопроводы, линии электропередачи, дороги), площадные (плавательные бассейны, аэродромы) и объемные (элеваторы, башни). По планировочной отметке сооружения бывают наземные (дороги, площадки), подземные (метрополитены, хранилища, скважины) и полузаглубленные (мосты, дамбы).
По конструкции стен здания и сооружения подразделяют на мелкоэлементные (из кирпича, керамических и силикатных камней, мелких блоков), крупноэлсментные (из крупных блоков, панелей, объемных блоков).
По этажности различают малоэтажные (до 5 этажей), средней этажности (5... 12 этажей), повышенной этажности (12...20 этажей) и высотные (свыше 20 этажей).
Здания и сооружения должны быть функционально целесообразны, т. е. отвечать своему назначению, быть прочными, устойчивыми, капитальными, долговечными, огнестойкими и одновременно обладать архитектурной выразительностью.
Прочность здания — это способность воспринимать действующие нагрузки, а также усилия, возникающие в его конструктивных элементах. Устойчивость здания — это способность сопротивляться опрокидыванию или сдвигу. Прочность и устойчивость обеспечиваются целесообразным выбором конструктивной схемы и несущих элементов здания.
Капитальность зданий характеризует степень долговечности и огнестойкости его основных строительных элементов.
Долговечность определяется прочностью и устойчивостью здания в течение определенного времени без потери требуемых эксплуатационных качеств. Она характеризуется сроком службы основных конструктивных элементов: фундаментов, стен, колонн, ригелей, перекрытий и т. д. По долговечности строительные конструкции делят на три степени: I — срок службы не менее 100 лет, II — не менее 50 лет и III — не менее 20 лет.
Огнестойкость зданий и сооружений характеризуется степенью возгораемости и пределом огнестойкости.
В зависимости от капитальности, эксплуатационных качеств, назначения и архитектурно-художественной выразительности здания и сооружения подразделяют на четыре класса:
1-й класс — здания и сооружения, к которым предъявляются повышенные требования: монументальные постройки, рассчитанные на эксплуатацию в течение длительного периода (театры, музеи, административные здания, жилые дома повышенной этажности). Долговечность и огнестокойкость этих зданий и сооружений должны быть не ниже I степени;
2-й класс — жилые здания с числом этажей не более девяти, а также общественные и другие здания. Их долговечность и огнестойкость должны быть не ниже II степени;
3-й класс — малоэтажные дома, общественные здания, возводимые в районных центрах и сельских пунктах и пр., долговечностью не ниже II степени, огнестойкостью не ниже III и IV степеней;
4-й класс — постройки, удовлетворяющие минимальным архитектурно-эксплуатационным требованиям. Их огнестойкость не нормируется, а долговечность — не ниже III степени.
https://www.mariles.ru/spravochnik-molodogo/obshie-svedenj/klassifikacij-zdanij.html
Фронтонная группа храма Зевса в Олимпии.
Творчество Пифагора Регийского,
Творчество Крития и Несиота,
Творчество Мирона.
Использованная литература:
1. Всеобщая история искусств том первый. Искусство Древнего мира под общей редакцией А.Д.Чегодаева, Москва 1956;
2. Искусство Эгейского мира и Древней Греции / Ю.Д. Колпинский. – М.: Искусство, 1970.
Переодизация:
XI-IX вв. Гомеровский период
IX-VIII вв. Геометрический период
VII-VI вв. Архаика
490-450 гг. Ранняя классика. Пифагор Регийский, Критий и Несиот, Мирон
450-410 гг. Высокая классика. Эпоха Перикла. Фидий и Поликлет
404-325 гг. Поздняя классика. Скопас, Пракситель, Лиссипп, Леохар
Кон. IV – до I в. до н.э. Эллинизм
ФРОНТОННАЯ ГРУППА ХРАМА ЗЕВСА В ОЛИМПИИ
Храм Зевса в Олимпии, построенный между 468 и 456 гг. до н.э. архитектором Либоном, имел значение общеэллинского святилища и являлся самым крупным храмом всего Полопоннесса. Это был классический дорический периптер (отношение колонн 6 к 13), построенный из твердой породы известняка (ракушечника), что давало возможность добиться почти чеканной точности и чистоты исполнения деталей. Храм был украшен большими скульптурными группами на фронтонах. Метопы наружного фриза, как и в большинстве храмов ранней классики, были лишены скульптурных украшений. 3а наружной колоннадой над портиками пронаоса и опистодома на метопах триглифного фриза были помещены скульптурные композиции, по шесть на каждом фризе. Сюжеты этих рельефов были тесно связаны с общественным назначением храма, бывшего центром обширного архитектурного ансамбля Олимпии — священного центра общеэллинских спортивных состязаний. На фронтонах были изображены легендарное состязание на колесницах Пелопса и Эномая и битва греков (лапифов) с кентаврами, на метопах — подвиги Геракла. Внутри храма с середины 5 в. до н.э. помещалась выполненная из золота и слоновой кости статуя Зевса работы Фидия.
Таким образом, в храме Зевса в Олимпии уже нашел свое воплощение характерный для классической Греции синтез архитектуры и скульптуры.
Особенности композиции фронтона ранней классики: осевая композиция с повышенным центром может сохраняться, но симметрия боковых элементов не полная; отсутствует перепад масштабов фигур (в углах фронтона изображаются лежащие персонажи); разнообразие мимики и жестов, несмотря на внеличный (эпический) характер раннеклассического искусства; увеличение количества фигур за счет введения плановости.
Храм Зевса в Олимпии. Либон. 468-456 гг.
Западный фронтон. «Кентавромахия»
Восточный фронтон. Состязание Пелопса и Эномая.
ТВОРЧЕСТВО ПИФАГОРА РЕГИЙСКОГО
Ведущими мастерами, определившими решительный поворот скульптуры 70 - 60-х гг. 5 в. до н.э. к реализму, были Агелад, Пифагор Регийский, Каламид. Представление об их творчестве можно составить по римским копиям с греческих статуй этого времени, а главное, по ряду сохранившихся подлинных греческих статуй второй четверти 5 в. до н.э., выполненных неизвестными мастерами.
Дельфийский возница - cтатуя, найденная в 1896 г. в Дельфах, недалеко от руин храма Аполлона. Приписывается Пифагору Регийскому, родившемуся около 510 г. до н. э. Деятельность скульптора проходила в Регии (Южная Италия). Работал в бронзе (статуи атлетов); любовь к сильным движениям, характер и сила.
«Дельфийский возница» - часть большой скульптурной группы с изображением колесницы богини победы Ники. Скрытая динамика в статике, внутреннее напряжение, архитектурная гармония фигуры (напоминает дорическую колонну храма). Глаза инкрустированы стеклянным сплавом, губы и повязка проложены серебром.
было реалистическое изображение человека в естественно-жизненном движении. Так, по описанию древних известна его статуя «Раненый Филоктет», поражавшая современников правдивой передачей движений человека. Приписывается Пифагору Регийскому статуя «Гиацинт» или (как ее называли прежде) «Эрот Соранцо» (Государственный Эрмитаж, римская копия). Мастер изобразил юношу в тот момент, когда он следит за полетом брошенного Аполлоном диска; он поднял голову, тяжесть тела перенесена на одну ногу. Изображение человека в целостном и едином движении — вот основная художественная задача, которую ставил перед собой художник, решительно отбросивший архаические принципы строго фронтальной и неподвижной статуи, последовательно и глубоко развивавший черты реализма, накопленные в искусстве поздней архаики. Вместе с тем движения «Гиацинта» еще несколько резки и угловаты; некоторые стилистические особенности, например в трактовке волос, непосредственно примыкают к архаическим традициям. В этой статуе смело и резко поставлены новые художественные задачи, но не до конца еще создана соответствующая этим задачам стройная и последовательная система нового художественного языка.
Дельфийский возница;
Гиацинт, или Эрот Соранцо. Вторая четверть 5 в. до н. э. Мраморная римская копия с утраченного бронзового оригинала
Раненый Филоктет
ТВОРЧЕСТВО КРИТИЯ И НЕСИОТА
Критий и Несиот «Тираноубийцы Гармодий и Аристогитон» прославились тем, что ниспровергли тирана Гиппарха. Это второй памятник тираноборцам (одноименная скульптурная группа эпохи архаики исчезла во время персидского нашествия). Нет пластической слитности – героев связывает психологический контраст движений: пылкий Гармодий и осторожный Аристогитон. Особую выразительность имеет единственная точка обозрения разворота в ¾.
Тираноубийцы Гармодий и Аристогитон | Для сравнения Полимед Аргосский, Клеобис и Битон |
ТВОРЧЕСТВО МИРОНА
Афина и Марсий 450 г. Мирон родился в Элевтерне около 500 г. Деятельность проходила в 480-440 гг. Его произведения – в Дельфах, Олимпии, Малой Азии, Сицилии. Работал в бронзе (статуи атлетов-победителей). Разнообразие форм и пропорций, одушевленность, органическая энергия.
«Афина и Марсий» - нет параллелизма движений, центр переживания не за пределами композиции (как в Тираноборцах), но в ней самой, единственная оптимальная точка обозрения, изображение краткого одномоментного действия, движение только в конечностях (признак раннего стиля), противопоставление фаса и профиля в лице Афины (спереди кажется рассерженной, сбоку – умиротворенной) – признак раннего стиля.
«Дискобол» - архаизмы в стилистике: плоская грудь, суховатость и точность лепки, орнаментальные волосы. Рельефный характер статуи (единственная точка обзора). Эвритмия головы: разные части лица различны по объемности (удаленная от зрителя половина более плоская).
Афина и Марсий | Дискобол |
1. Н.Брунс, Прелюдия ми минор. А.Цветков (орган)
2. Х. Родриго. Canario из «Фантазии для джентльмена» на темы Гаспара Санза. Гитара соло.
3. Д. Анерио. Мотет.
4. К. Гаспарини. Adoramus te.
5. Ф. Дуранте. Вся любви полна. Соло: Денис Беленков
6. Х. Родриго. Villano y Ricercare из «Фантазии для джентльмена» на темы Гаспара Санза. Гитара соло.
7. О. Лассо. Три мадригала:
· S’io tivedess una sol volt’il giorno
· Io ti vorria contar la pena mia
· Matona mia cara
8. Дж. Меркаданте. Романс из оперы «Il Giuramento».
Соло: Ольга Москвина
9. Дж. Меркаданте. Романс из оперы «I normanni a parigi»