Известнейшие классические скульптуры
Лосенкова Екатерина
Известнейшие классические скульптуры
СКУЛЬПТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
В этом виде искусства греки достигли наибольших успехов. Скульптура отличается
совершенством форм и идеалистичностью. В качестве материалов использовали мрамор,
бронзу, дерево или применяли смешанную (элефантинную) технику: изготавливали фигуру
из дерева, а покрывали тонкими золотыми пластинами, лицо и руки выполняли на слоновой кости.
Виды скульптуры разнообразны: рельеф (плоская скульптура), мелкая пластика, круглая скульптура.
Образцы ранней круглой скульптуры еще далеки от совершенства, они грубоваты, статичны.
В основном это куросы — мужские фигуры и коры — женские фигуры.
Постепенно древнегреческая скульптура приобретает динамику и реализм, В классическую
эпоху творят такие маcтера, как Пифагор Регийский (480—450 гг. до н. э.): «Мальчик,
вынимающий занозу», «Возничий» Мирон (середина V в. до н. э.): «Дискобол», Поликлет
(середина V в. до н. э.), «Дорифор» («Копьеносец»), Фидий (середина V в. до н.э.), скульптура
Парфенона, скульптура богини Афины — «Афина Дева», Афина с острова Лемнос. Не
сохранилось копий ни скульптуры Афины Промахос («Победительницы»), стоявшей на
пропилеях акрополя, ее высота достигала 17 м, ни статуи Зевса Олимпийского. К концу
периода классики скульптурные образы становятся более эмоциональными,
одухотворенными, как в работах Праксителя, Скопаса, Лисиппа. Эллинистическая скульптура
более реалистична и сложна композиционно. Художников привлекают новые темы:
старость, страдание, борьба («Лаокоон с сыновьями», «Ника Самофракийская»).
Основным источником наших знаний об искусстве Древней Греции являются сохранившиеся
памятники. Архитектурные и скульптурные памятники Афин, Пестума или Олимпии дают
нам высочайшие образцы художественного творчества греческого народа. Но многие античные
статуи, до нас дошедшие, не являются греческими подлинниками. О значительной части
памятников мы можем иметь представление лишь по мраморным копиям, выполненным
древнеримскими мастерами. В эпоху расцвета Римской империи (1 - 2 вв. н.э.) римляне
стремились украшать свои дворцы и храмы копиями с прославленных греческих статуй и фресок.
Так как почти все крупные греческие бронзовые статуи были переплавлены в годы гибели античного
общества, а мраморные — в большей своей части разрушены, то часто только по римским
копиям, обычно при этом неточным, мы можем судить о ряде шедевров греческой скульптуры.
Реферат подготовила студентка 1-С
Маленькое 2013
1. Самой известной в мире скульптурой является творение Микеланджело «Давид». В 1501 году Микеланджело получил заказ на статую Давида для отделки Флорентийского собора. Ему дали кусок мрамора, с которым до него работал скульптор Агостино ди Дуччио, наверное, выполняя задание на аналогичную тематику.
Микеланджело решил отойти от традиционного изображения этого персонажа Ветхого Завета: он не показал его как победителя с головой Голиафа в руках. Давид работы Микеланджело - молодой и, кажется, только готовится к тяжелой битве с великаном.
Когда работа была завершена, комитет жителей Флоренции и художников решил, что скульптура достойна украшать главную площадь города. Поскольку Флоренция в то время была центром искусств, это признание стало большой честью даже для прославленного еще при жизни Микеланджело.
2. Копия Венеры Милосской часто украшает холлы музеев, государственных учреждений и частных особняков, так что не признать ее популярность невозможно.
Автор статуи, которая сейчас выставлена в парижском Лувре, неизвестен, равно как и время ее создания. Скульптуру нашел крестьянин на острове Милос, расположенном в Эгейском море. Во время перипетий, связанных с перевозкой скульптуры во Францию, руки Венеры были потеряны. Однако говорят, что в одной руке богиня держала щит, а в другой - зеркальце. Есть версия и о яблоке, врученном Афродите Парисом.
3. Самая известная работа Огюста Родена «Мыслитель», как и многие другие его творения, была задумана как часть композиции на тему «Божественной комедии» Данте. Планировалось, что скульптурная группа украсит ворота музея декоративного искусства в Париже. Роден назвал свою работу «Поэт», поскольку она изображала самого Данте, скульптуру которого должны были разместить над воротами. Однако мастер понял, что статуя имеет широкую, более универсальную тематику: человек, который переживает жестокую внутреннюю борьбу.
4. «Пиета» - изображение Девы Марии, которая держит тело Иисуса после его смерти на кресте. Эта тема была и остается популярной у многих художников, и скульпторы - не исключение. Однако самой известной является скульптура Микеланджело, благодаря которой он снискал славу. Микеланджело высек композицию из цельного куска мрамора. Мастер изобразил Марию молодой и внеземной, чтобы противопоставить ее многочисленным старым, уставшим и убитым горем женщинам других скульпторов.
5. «Цезарь Август». Изображение Октавиана Августа, как и его предшественника Юлия Цезаря, вряд ли можно причислить к мировым шедеврам, однако они известны нам всем еще со школы. Оригинальная статуя Октавиана Августа была сделана из мрамора и покрыта листовой бронзой. Скульптуру, как и много других изображений первого римского императора, создали уже после смерти Августа.
6. Страстная любовь Франческа да Римини и Пауло Малатесты вдохновила не только Данте на создание образа трагически влюбленных, но и французского скульптора Родена на создание композиции «Поцелуи». Он планировал использовать статую в работе «Ворота ада», но почувствовав, что она не совсем подходит по настроению, решил сделать отдельную композицию. Свет и тень мастер использовал для создания ощущения реальности так же, как его современники импрессионисты использовали цвета.
7. Статуя «Правосудие» изображает женщину с закрытыми глазами, которая в одной руке держит меч, а в другой - весы, пожалуй, является самой узнаваемой в мире. Именно так древние греки и римляне представляли богиню правосудия Темис (Фемиду). Статуй Фемиды сохранилось много, и трудно выделить какую-то одну, но сам образ прославился чрезвычайно - это видно хотя бы из того, что в любом суде вы увидите образ Правосудия.
8. «Дискобол» древнегреческого скульптора Мирона стал самым известным шедевром классического периода. Греки победили персов в марафонский битве, настал желанный мир и художники, поддержаные духом оптимизма, начали создавать новые шедевры в более реалистичной манере. Оригинальная статуя выполнена из бронзы и хранится в Римском национальном музее.
9. Статуя «Гермес» - единственный известный шедевр древнегреческого скульптора Праксителя, который сохранился до наших дней. Скульптуру было создано около 343 года до н. е. в городе Олимпия, где она и сейчас хранится в музее. Пракситель известен своим талантом воспроизводить черты лица и головы, в частности волос. Бюст Гермеса неоднократно исследовали, пытаясь открыть секрет скульптора. Однако до сих пор любые попытки остаются безуспешными.
10. Бронзовая статуэтка «Девочка из Саванны, кормящая птичек» (Savannah Bird Girl) была создана 1936 году скульптором Сильвио Шоу Жадсон (Sylvia Shaw Judson) для оформления сада в Массачусетсе. Существовало четыре копии статуи, одна из которых впоследствии оказалась на кладбище города Саванна, штат Джорджия. О ней забыли, пока один фотограф в 1994 году не сделал ее снимок для оформления обложки романа «Полночь в саду Добра и Зла». Теперь статуя хранится в музее искусств города Саванна.
Варианты готического стиля можно разделить на две основные группы: северную и южную. На севере - твердые породы древесины, резьба по дереву и перенесению в мебельное искусство архитектурных форм. Украшали мебель в основном ажурным орнаментом и складками. На юге - полутвердые породы древесины (в основном хвойные), неглубокий резной орнамент с растительными элементами, завитками и лентами. Эти неглубокие резные орнаменты часто покрывали краской красных и зеленых цветов.
Для готического интерьера характерно: дощатые или кафельные полы, Стены облицовываются деревом, остекляют окна, настенная живопись, Потолки обычно деревянные, камин.
различают четыре основных вида украшения филенок:
1) ажурный орнамент;
2) лиственный орнамент;
3) ленточное плетение;
4) т. н. parchemin plie — стилизованный резной орнамент, в виде свитка сырой кожи с закрученными краями или имитации фактуры ткани, собранной в складки, типичный для французской мебели XV века.
Выше: 185. Сундук, богато украшенный ажурным орнаментом, рамочно-филеночная вязка, XV в.
186. Простая скамья, XV в. 187. Складной стул со спинкой. 188. Кресло с нижней частью в форме сундука, XV в. 189-192. Мебельные детали с ажурным орнаментом. 193. Буфет, высокая готика, ок. 1422-1453 г. 194. Кровать с пологом, полностью покрытая текстилем, XV в. 195. Кресло с нижней частью в форме сундука, филенки в форме складок, XV в.