Мельница в Вейк-бей-Дюрстеде (Пейзаж с мельницей в Вейке).
Беление холстов близ Харлема
Харлемское море
Пейзажи
Юриан Ван Стрек
Натюрморт с кубком из раковины наутилуса
Амстердамские десерты
Завтрак с ежевичным пирогом. Дрезден.
Те же часы, бокал. Та же композиция, передача фактуры, колорит без пятен, светотень. Кажущийся беспорядок создает впечатление жизни.
У него был свой «Завтрак с ветчиной» и «завтрак с рыбой».
Одно и то же с небольшими вариациями.
Со второй половины 17 века начинается новый этап в развитии голландского натюрморта. Мастера переходят от простого к сложному. Появляются более богатые и роскошные натюрморты. С одной стороны это отражение более обогащенного быта. Художники стремятся к более широкому освоению мира вещей, хотят выбирать более интересные эстетически значемые объекты.
Самый яркий мастер этого времени — Виллем Кальф
Виллем Кальф(1619, Роттердам — 31 июля 1693, Амстердам)
Работает в Амстердаме и пишет роскошные десерты.
Эффектно сгруппированные на столе, покрытом роскошной тканью или ковром, предметы из стекла, серебра и т. д., блюда с фруктами и т. д.
Более сложная композиция. Есть главный элемент. В колорите появляются активно звучащие яркие цветовые пятна.
Стабильный натюрмортный фонд. Некоторые предметы тоже кочуют.
Обязательно темный фон.
Малоизвестный натюрмортист.
Ванитас. Натюрморт на тему ванитас (а ля моментомори).
Был популярен и жанр «обманок» - иллюзионистически нарисованных бытовых предметов.
Пейзаж получил важное значение в Голландии. Голландские пейзажи отличаются тем, что они сугубо национальные, а не идеализированные. Плюс, большинство голландских пейзажей носят отпечаток субъективно индивидуального переживания этого мотива.
В пейзажном жанре голландской живописи было много подразделений:
ñ марины (морские пейзажи)
ñ полужанровые работы (ландшафты со скотиной) Паул Поттер.
ñ и д.р.
Интерес к пейзажу возрос из-за урбанизации в 17 веке.
Ян ван Гойен (13 января 1596, Лейден — 27 апреля 1656, Гаага)
Работал в Лейдене и Гааге.
Писал в серовато-коричневых тонах виды широких медленно текущих рек, каналов, прибрежные виды с городами и селениями. Небо занимает 2/3 картины, а иногда и больше. (Посмотреть «Вид реки Вааль»). Хорошо писал небо, влажный воздух.
Якоб ван Рёйсдал (1628/1629, Харлем — похоронен 14 марта 1682, там же)
Единственный многогранный мастер, который поработал в разных типах пейзажей. Путешествовал по Европе, поселился потом в Амстердаме.
Ранние его произведения до путешествия очень похожи. Как правило, это кусок земли с дорогой, деревом, строениями, человеческими фигурами и т. д. Отличается от всех он тем, что его работы фактурнее. У него рельефный фактурный мазок, поэтому он кажется эмоциональнее. У него присутствует ощущение вещественности.
Зрелые его работы разные. Хорошо получались виды типичных голландских плоских равнин.
Будет на угадайке. Такого рода вещи похожи на Ван Гойена, но его работы фактурнее.
посмотрите в музее «пейзаж … близ деревни Эгмонд»
От других пейзажей выделяется мельницей. Он любит переходные состояния в природе.
У него были и такие пейзажи (романтические с замками, водопадами).
Лесной пейзаж.
В позднем творчестве напряженная тематика приобретает более отчетливый характер.
Мейндерт Хоббема (крещен 31 октября 1638, Амстердам, — ум. 7 декабря 1709, там же)
Ученик Рёйсдела и продолжатель его традиции.
Аллея (тополей) в Мидделхарнисе. Необычная для голландского пейзажа динамичная композиция. Уходящая вдаль дорога, противопоставление вертикалей и горизонталей.