double arrow

Храмовая арх-ра Египта: композиция, символическое значение, средства выразительности

Храмы. Погребальная капелла существовала отдельно от самого погребения, задолго до создания гробниц Долины Царей. В Гизе храм Сфинкса был связан с Великой пирамидой закрытым переходом. В храме отесанные гранитные монолиты поддерживали каменную кровлю; центральный пролет был выше боковых, пропуская внутрь свет через боковые верхние окна.

К эпохе Нового царства храм окончательно отделяется от гробницы. Характерные черты хралюв Нов ого uapcm ea дляхрамов Нового царства каково бы ни было их различие в деталях, характерно четкое разделение на тричасти: открытый двор, окруженный колоннами, колонный зал и святилище, а также расположение этих частей по горизонтальной оси. Часто в храмахбыло несколько колонных зал и подсобных помещений (библиотека, кладовые и др.). Гигантские колонны и мощные каменные архитравы поддерживали перекрытия гипостильного зала, имевшего обычно более высокий средний проход, через верхнюю часть которого в зал проникал свет. В святилище потолок значительно понижался. Колонны сохраняют свой «растительный» характер, особенно часто применяется форма капители в виде колокольчиком раскрытой метелки папируса. На стенах по-прежнему рельефы, чаще всего изображающие победоносных царей в сражениях и на охотах. Рельефы достигают огромных размеров. Таковы рельефы на стенах Карнакского храма и храма в Мединет-Абу. Фасад храма был обычно обращен к Нилу, с которым храм соединял дорога. Храму придавался характер крепости, обнесенной массивной стеной. Это было особенно необходимо в случаях, подобных Мединет-Абу, где храм был объединен с дворцом фараона Рамсеса III.

Перед пилонами, имевшими вход прямоугольной формы и вверху харак­терную для египетской архитектуры выкружку, как и в Среднем царстве, ста­вили обелиски и колоссальные статуи фараона, а к наружной стене пилона прикрепляли высокие мачты с флагами. Дорогу к храму украшали сфинксами или овнами (бараноголовыми сфинксами).

Примером введения в архитектурный ансамбль монументальных статуй могут служить гигантские статуи фараона Аменхотепа III (так называемые «Колоссы Мемнона»)которые возвышались когда-то перед его храмом...

Такие храмы могли иметь колоссальные размеры, как храм Амона-Ра в Карнаке, где расстояние от первой пары пилонов до стены святилища более трехсот метров. Стремясь превзойти предшественников, фараоны пристраивали к комплексу все новые и новые пилоны и перистили. Колонны древнеегипетских храмов сохраняют свою преемственность от растительных форм: их цилиндрические стволы слегка сдавлены у основания, где ствол обегают раскрашенные рельефные изображения листьев. Капитель сначала расширяется, а затем сужается наподобие закрытых бутонов лотоса и папируса; рельеф и раскраска имитируют плотно сжатые лепестки цветка. У более высоких колонн центрального нефа гипостиля капителям придана колоколообразная форма раскрытых цветков тех же растений. В других случаях мы обнаруживаем еще более древнюю форму колонны в виде связки тростника, восходящую к эпохе Древнего царства. Росписи стен и колонн гипостильного зала обычно изображали растения в нижнем ярусе, людей за различными занятиями - во втором, летящих птиц - в третьем, и над всем этим - синее небо, усеянное звездами.

Привычные элементы храмовой архитектуры сохраняются и в таком комплексе, как поминальный храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри, где внутренние помещения глубоко врезаны в скальный массив наподобие древних подземных гробниц. Здесь шестнадцатигранные колонны, по-видимому, ведущие свое происхождение от квадратных в плане опор храма Сфинкса, обрамляют перистиль. В Абу-Симбеле Рамсес II приказал высечь свой заупокойный храм в скале. Его фасад с гигантскими статуями фараона по сторонам от входа занял место пилонов, а гипостиль и святилище находятся в толще скалы. Важное место, которое занимали в зодчестве древних египтян погребальные сооружения, свидетельствует об огромной роли религии; мощь этих построек отразило страстное желание оставить о себе память.

Символика храма: 1 Хранилище божественной силы; 2 Оболочки защищают людей от божества; 3 храм как путь; 4 храмы повторяются, напоминание о мифическом времени, когда боги ходили по земле; 5 храм как вселенная: пол храма- холм на котором возникло царство; колонны-растительность; потолок- небо; стены- боги, люди, животные итд.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: