Греческая вазопись: геометрический, ориентализирующий, чернофигурный, краснофигурный стили. Эволюция изобразительности

Геометрическая вазопись. На ранних этапах до 900 г. до н. э. керамическая посуда расписывалась обычно крупными строго геометрическими узорами. Типичными украшениями ваз являлись также проведённые с помощью циркуля круги и полукруги. Чередование геометрических орнаментов рисунков устанавливалось различными регистрами узоров, отделённых друг от друга огибающими сосуд горизонтальными линиями.

В период расцвета геометрики происходит усложнение геометрических рисунков. Появляются сложные в исполнении чередующиеся одинарные и двойные меандры. К ним добавляются стилизованные изображения людей, животных и предметов. Колесницы и воины во фризообразных процессиях занимают центральные части ваз и кувшинов. В изображениях всё чаще преобладают чёрные, реже красные цвета на светлых оттенках фона. К концу VIII в. до н. э. такой стиль росписи в греческой керамике исчезает.

Ориентализирующий период Начиная с 725 г. до н. э. в изготовлении керамики лидирующее положение занимает Коринф. Начальный период, которому соответствует ориентализирующий, или иначе протокоринфский стиль, характеризуется в вазописи увеличением фигурных фризов и мифологических изображений. Положение, очерёдность, тематика и сами изображения оказались под влиянием восточных образцов, для которых были прежде всего характерны изображения грифонов, сфинксов и львов. Техника исполнения аналогична чернофигурной вазописи. Следовательно, в это время уже применялся необходимый для этого трёхкратный обжиг.

Чернофигурная вазопись Со второй половины VII в. до начала V в. до н. э. чернофигурная вазопись развивается в самостоятельный стиль украшения керамики. Всё чаще на изображениях стали появляться человеческие фигуры. Композиционные схемы также подверглись изменениям. Наиболее популярными мотивами изображений на вазах становятся пиршества, сражения, мифологические сцены, повествующие о жизни Геракла и о Троянской войне. Как и в ориентализирующий период, силуэты фигур прорисовываются с помощью шликера или глянцевой глины на подсушенной необожженной глине. Мелкие детали прочерчивались штихелем. Горлышко и дно сосудов украшались узором, в том числе орнаментами, в основу которых положены вьющиеся растения и пальмовые листья (т. н. пальметты). После обжига основа становилась красной, а глянцевая глина приобретала чёрный цвет.

Белый цвет впервые стали использовать в Коринфе и прежде всего для того, чтобы отобразить белизну кожи у женских фигур. Другие центры производства керамики, как, например, Афины, заимствовали технику коринфского вазописного стиля. К 570 г. до н. э. Афины даже превзошли Коринф по качеству своих ваз и размаху производства. Эти афинские вазы получили в искусствоведении название «аттическая чернофигурная керамика». Впервые мастера гончарного дела и художники-вазописцы стали с гордостью подписывать свои произведения, благодаря чему их имена сохранились в истории искусства. Самым знаменитым художником этого периода является Эксекий. Кроме него широко известны имена мастеров вазописи Пасиада и Хареса. Начиная с 530 г. до н. э. с появлением краснофигурного стиля чернофигурная вазопись теряет свою популярность. Но и в V в. до н. э. победителям спортивных состязаний на так называемых Панафинеях вручались панафинейские амфоры, которые выполнялись в чернофигурной технике. В конце IV в. до н. э. даже наступил короткий период ренессанса чернофигурной вазописи в вазописи этрусков.

Краснофигурная вазопись Краснофигурные вазы впервые появились около 530 г. до н. э. Считается, что эту технику впервые применил живописец Андокид. В отличие от уже существовавшего распределения цветов основы и изображения в чернофигурной вазописи, чёрным цветом стали красить не силуэты фигур, а наоборот фон, оставляя фигуры незакрашенными. Отдельными щетинками на неокрашенных фигурах прорисовывались тончайшие детали изображений. Разные составы шликера позволяли получать любые оттенки коричневого. С появлением краснофигурной вазописи противопоставление двух цветов стало обыгрываться на вазах-билингвах, на одной стороне которых фигуры были чёрными, а на другой — красными. Краснофигурный стиль обогатил вазопись большим количеством мифологических сюжетов, кроме них на краснофигурных вазах встречаются зарисовки из повседневной жизни, женские образы и интерьеры гончарных мастерских. Невиданный прежде для вазописи реализм достигался сложными в исполнении изображениями конных упряжек, архитектурных сооружений, человеческих образов в три четверти и со спины.

8 Ордер: дорический, ионический, коринфский. Сложение типов греческих храмов. Одним из величайших достижений греческих архитекторов было изобре­тение ордерной системы. Ордер в клас­сической архитектуре — порядок соот­ношения несущих и несомых частей здания, представляющий собой архи­тектурно-художественный образ стоечно-балочной конструкции. Ордер де­лится по вертикали на три основные части: опору, несущую и несомую си­стемы. Опора может существовать в виде подия( высокая, обычно прямоугольная платформа с лестницей с одной стороны (на нем возводились храмы).под колоннами — много­ступенчатого стереобата ( многоступенчатый цоколь храма или колонны.

), но можетбыть оформлена иначе. Несущая сис­тема — это стена или колонна. Несомая система — это антаблемент, находя­щийся сверху. Он представляет собой архитектурный образ системы гори­зонтальных балок и в свою очередь де­лится по вертикали на три части: ниж­няя архитрав, лежащий на капите­лях (завершение ствола колонны)колонн или на стене; средняя — фриз; верхняя — выступающий впе­ред и завершающий систему карниз. В архитектуре Древней Греции сложи­лись ордера, различавшиеся по стилю: дорический, ионический, коринфский. Дорический и ионический ордера возникли в период архаики. Доричес­кий ордер получил распространение на материковой Греции, а ионический

был связан с культурой островной и малоазийской Греции. Дорический ор­дер встречается в храмах Геры в Олим­пии, Аполлона в Коринфе, Деметры в Посейдонии и др. Постройки иони­ческого ордера — храмы Артемиды в Эфесе, Геры на острове Самос, а так­же (с некоторыми изменениями) хра­мы в святилище в Дельфах.

Дорический ордер — самый прочный и тяжелый на вид. В этом ордере ко­лонна не имеет базы и стоит прямо на стилобате (верхняя ступень и вся пов-сть стереобата). Ее пропорции обычно приземисты и мощны. Одна треть ко­лонны имеет энтазис — равномерное утолщение, которое создает ощущение упругого сопротивления тяжести ан­таблемента. Колонна состоит из сужа­ющегося кверху ствола, прорезанного желобками {каннелюрами), и капители, завершающей ствол. Капитель состав­ляют эхин — круглая каменная подуш­ка и абака — квадратная невысокая плита, принимающая давление антаб­лемента. Дорическую колонну приня­то сравнивать с образом героя, а сам ордер символизирует его силу. Этот ор­дер как «тяжелый» помещался преиму­щественно внизу архитектурного со­оружения.

Архитрав дорического ордера — гладкий. Фриз украшают триглифы и метопы. Триглифы по своему происхо­ждению восходят к выступающим тор­цам деревянных балок и разделены на три полосы вертикальными желобками. Метопы — прямоугольные плиты — за­полняют промежутки между триглифа­ми. На поверхности метопы обычно по­мещается рельефный декор, который в архитектуре античной Греции носил характер сюжетной сцены, но впослед­ствии свелся к декоративному мотиву. Антаблемент завершается карнизом.

Ионический ордер занимает среднее положение между дорическим и более легким коринфским ордером. Он сло­жился к концу VII в. до н.э. Колонна ионического ордера выше и тоньше по своим пропорциям, чем дорическая колонна. Ионическая колонна симво­лизирует грациозность женщины. Она имеет базу, а эхин ее капители обра­зует два изящных завитка — волюты. Архитрав разделен по горизонтали на три полосы, отчего кажется легче. Фриз сплошной лентой опоясывает весь ан­таблемент. Карниз богато декорирован. Коринфский ордер самый легкийиз трех ордеров греческой системы (возник в V в. до н.э., в эпоху класси­ки). Коринфская колонна еще тоньше и стройнее, чем ионическая. Ее мож­но сравнить с образом прекрасной де­вушки. Увенчана колонна коринфско­го ордера пышной корзинообразной капителью с растительным орнаментом из листьев аканта. В многоэтажных постройках этот орден располагали сверху.

7 в. до и. э. характерен ростом городов и расширением масштабов строитель­ства. С середины столетия появляются постройки из камня, главным образом известняка мягких пород. Основным видом монументальных сооружений были храмы, которые были и

культовыми и общественными зданиями. В 7 в. до н. э. вырабатываются различные типы храмов Самый простой и, видимо, самый ранний тип храма — храм в антах, возник­ший из мегарона микенского времени. Главный фасад обрамляется торцами боковых стен, называемых антами, между которыми находятся две колонны. Простиль имеет на фасаде четыре колонны, расположенные впереди антов. В амфипростиле колонны находятся и на переднем и на заднем фасадах. Самый распространенный тип храма — периптер, где колонны располагаются по всему периметру сооружения.

Наиболее сложный тип храмового здания — диптер, который включает два ряда колонн, окружающих святилище—целлу. Цела храма делится на три помещения: переднее—пронаос, служащее преддверием, центральное, самое обширное —наос или целла (собственно святилище) и опистодом — со входом с заднего фасада.. Греческие храмы, начиная со второй половины 7 в. до н. э., строились из отдельных блоков камня, хорошо притесанных друг к другу и уложенных без применения раствора. Эти блоки составляли основную конструкцию сооружений, в то же время они являлись и средством архитектурного решения постройки. Таким образом, в греческой архитектуре существовала самая тесная, органическаясвязь архитектурно - художественного и конструктивного начал.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: