Скульптура Древней Греции. Сложными путями раз­вивалась архаическая скульптура. Вплоть до середины VI в. до н.э. создавались строго фронтальные статуи богов, слов­но застывшие в

Сложными путями раз­вивалась архаическая скульптура. Вплоть до середины VI в. до н.э. создавались строго фронтальные статуи богов, слов­но застывшие в торжественном покое. Таковы статуи «Артемида» с острова Делос и «Гера» с острова Самос. Лица греческих скульптур не пере­давали индивидуальных черт, так как они изображали не конкретных людей, а воплощали обобщенные образы, об­ладающие духовной красотой, портре­ты героев и богов. К греческому типу лица можно отнести следующие чер­ты: правильный овал, прямая линия носа, продолжающая линию лба; продолговатый разрез глаз; полные выпук­лые губы, причем верхняя губа тонь­ше нижней; подбородок крупный и круглый; волнистые волосы мягко и плотно облегают голову, не скрывая правильной округлой формы. Лицо оза­ряет знаменитая «архаическая улыбка», выражающая состояние жизнерадост­ности и уверенности, которым про­никнут весь образный строй статуй. Архаический Аполлон всегда мо­лод, ведь только в этот период жиз­ненные силы находятся в полном рас­цвете. Он обнажен, стоит прямо, но одна нога выдвинута вперед, словно готовясь к движению. Анатомическое строение фигуры показано четко и обобщенно. Лицо лишено индивидуальности, углы рта чуть приподняты, взгляд ничего не выражает. Для архаи­ческих скульптур использовался жел­товатый мрамор с зернистой поверх­ностью, дающий нежные переходы светотени. Это создавало впечатление живого тела, казалось, что скульпту­ры дышат. Знаменательно, что уже в архаиче­ский период скульптурные изображе­ния богов практически не отличаются от скульптур людей. Архаические Апол­лоны и куросы (атлеты и воины) по­хожи друг на друга. Художники искали средства для создания типических пре­красных образов человека, органиче­ски объединяя частное и обществен­ное, жизненное и идеальное. Излюбленным образом греческих художников был обнаруженный строй­ный юноша-атлет. Можно с уверен­ностью сказать, что греческая скуль­птура родилась на стадионе — там с победителей лепили статуи. По прави­лам все должны были быть нагими.

Молодые прекрасные девушки — коры — изображались в хитонах и пеплосах, так как красота обнаженного женского тела еще не воспевалась в искусстве. Рассмотрим статую коры в старинном хитоне, изящно задрапи­рованном складками. Хотя мелкие складочки переданы условно, орнаментально, они имитируют мягкое волнообразное движение материи. Сложная прическа и головной убор также изображены орнаментально. Скульптор удачно использовал мрамор разного цвета для фигуры и одежды. Большинство знаменитых древне­греческих статуй известно нам по рим­ским копиям, имеющимся во многих музеях мира. Однако копии далеко не всегда передавали красоту оригиналов. Греческая скульптура дошла до наше­го времени частично, в основном в обломках и фрагментах. Однако сле­ды, нанесенные прошедшими веками, даже придали ей какую-то особую по­эзию. Взор пустых глазниц, утративших вставные зрачки, стал волнующе-таинственным. Когда-то волосы мрамор­ных девушек подкрашивали золотистым цветом, щеки розовым, глаза синим. Но яркие краски стерлись, открыв естест­венную красоту белого мрамора. Остат­ки скульптур и обломки архитектуры заставляют живее работать воображение, дорисовывать нарушенную картину, представлять то, что когда-то было.

Со второй половины VI в. до н.э. в скульптуре начали более последова­тельно выступать реалистические тен­денции в изображении человека, сви­детельствуя о приближении глубоких перемен в общественной жизни и ху­дожественной культуре Греции.

Греки жили в окруже­нии богов и героев, изваянных из мра­мора и отлитых из бронзы. Статуи сто­яли в храмах и на площадях, возле них проходили шествия, праздники, спор­тивные игры.

Одним из шедевров строгого стиля является статуя «Дельфийский возничий» (автор неизвестен). Юноша изображен в полный рост. Можно предположить, что он управляет квадригой (колесни­цей, в которую запряжена четверка лошадей), так как у него в руках поводья. На юноше длинный хитон, склад­ки которого напоминают каннелюры колонн. Прекрасное лицо было прора­ботано очень тщательно. Глаза инкру­стированы, опушены бронзовыми рес­ницами. Ноздри и зубы возницы были покрыты серебром, а губы, — вероят­но, золотом. Тщательно выверены пропорции фигуры. Возница стоит спокой­но, но в этом спокойствии — сдержан­ная сила и энергия, концентрация во­ли перед состязанием на колесницах. Героический идеал ранней класси­ки получил яркое воплощение в бронзовой статуе Посейдона, готовящего­ся метнуть копье. Взгляд скульптуры очень выразителен благодаря инкрус­тации глаз смальтой. Живое, естествен­ное движение значительно запечатлено в скульптуре «Мальчик, вынимающий занозу». Мифологическая тема продолжает занимать ведущее место в искусстве рассматриваемого периода, но в обра­зах богов прежде всего раскрывается идеал красоты и силы реального че­ловека. Характерный пример — рель­еф с изображением рождения Афро­диты из пены морской (так называе­мый «ТронЛюдовизи»). В симметричной композиции еще чувствуются отго­лоски архаического искусства. На бо­ковых сторонах мраморного трона по­мещены обнаженная девушка, игра­ющая на флейте, и женщина в дли­ной одежде перед курильницей. Осо­бенно выразительна центральная ком позиция, где две нимфы поддержи­вают выходящую из воды Афродиту. Облегающая ее тело влажная одежда ложится тонкими складками, напо­минающими струйки воды. Точно пе­редан характер встречного движения: нимфы склонились вниз, а богиня уст­ремлена вверх.Среди известных ваятелей ранней классики выделяется скульптор Мирон. Его работы реконструированы по рим­ским копиям и описаниям античных авторов. Он создал много статуй юно­шей-атлетов. Мирон был мастером пе­редачи мгновенных состояний.Метание диска издавна было очень распространенным в Греции видом состязаний. Скульптура Мирона Дис­кобол передает напряжение мускулов атлета перед броском: секунда — и диск полетит. Поза свидетельствует об ог­ромной внутренней энергии. Диско­бол показан обнаженным, так как на Олимпийских играх юноши состяза­лись без одежд. Согласно преданию это вошло в обычай, когда один бегун сбросил с себя одежды, чтобы опере­дить соперников, и победил. Скуль­птура была отлита из бронзы, но до нас она дошла в виде римской мраморной копии. Мирону не было необходимо­сти вводить уродливые подпорки под руками, у ног и между пальцами рук, которые обычно использовали для придания прочности мраморным ко­пиям. Помимо прочности бронза об­ладала еще одним ценным качеством: ее темно-золотистый цвет соответство­вал загару. Скульптурное убранство Парфено­на и всего Акрополя создавалось под руководством и при участии Фидия, родившегося в Афинах и изваявшего здесь свои главные произведения. Оно дает яркое представление о скульпту­ре периода расцвета классики. Гар­мония и величественность фронтон­ных скульптур Парфенона достигнуты единством композиций, прославляю­щих красоту и совершенство челове­ческого тела. Фидий тонко прочувствовал и отобрал для них естественные движения людей. Боги и люди изобра­жены одинаково прекрасными. Дух гражданственности и общественного самосознания позволял афинянам гор­до утверждать в искусстве эстетическое равенство человека и богов.

Скульптурная группа фронтона над восточным входом посвящена мифу о рождении Афины из головы Зевса. Эта сцена трактовалась Фидием как гран­диозное событие: его созерцают божества солнца, ночи и богини судьбы — мойры. Статуи мойр сравнительно хо­рошо сохранились (они находятся в Лондоне, в Британском музее). Эти фигуры были решены как круглые ста­туи, а не рельефы, хотя располагались на плоском фоне фронтона. Непринуж­денное благородство движений мойр подчеркнуто красотой ниспадающих складок, за которыми ощущается богатейшая пластика тела.

Пракситель славился особенной мягкостью лепки, способностью в холодном мраморе и бронзе передавать теплоту живого тела. Он создал образы богов, героев и обычных юношей и девушек, иногда веселых и шаловливых, а порой задумчи­вых. Наиболее яркая черта творчества Праксителя — умение сочетать глубокий внутренний мир своих героев с поразительным физическим совершен­ством. Самыми выдающимися произ­ведениями скульптора считаются «Гер­мес с Дионисом» и прекрасная «Аф­родита Книдская», послужившая впо­следствии для создания многочислен­ных копий и подражаний. Статуя «Гермес с Дионисом» была обнаружена при раскопках храма Геры в Олимпии и вполне может являться подлинником, а не копией. Вероятно, раньше у статуи были раскрашены во­лосы, лицо, глаза. Мраморный Гермес заботливо при­держивает одной рукой малыша Дио­ниса. Но мысли Гермеса витают где-то далеко, меланхолический взгляд сколь­зит мимо ребенка, прекрасное лицо кажется печальным, а сильные мыш­цы расслаблены. Пракситель изменил трактовку образов богов. Гермес не бородатый бог, а изящный юноша в расцвете своей молодости. Дионис не взрослый, а младенец, тянущий руч­ки к кисти винограда. Мифологический сюжет трактуется отчасти как бытовой, но одухотворенность и совершенная красота возвышают его над повседнев­ностью. Для эпохи заката классической культуры подобные образы были очень характерны. Творчество Праксителя проникну­то духом утонченной гармонии и по­этичности. Он использует способность мрамора передавать мягкую, мерцаю­щую игру светотени, тончайшие фак­турные нюансы. Лисипп б ыл придворным скульптором Александра Македонского и создал вполне реалистический его портрет с приподнятыми бровями и низким лбом, рассеченным глубокими морщинками. Игра светотени придает лицу разные выражения: то безмятежное, то проникнутое предчувствием трагедии. Скульптору удалось передать характер Александра: его беспокойный дух и огромную одаренность. Лисипп, разносторонний и очень талантливый мастер, любил изображать мифологические сюжеты. Благодаря римской копии мы можем познакомиться со статуей «Отдыхающий Геракл»: герой стоит, опираясь на па лицу и, отведя за спину правую руку, голова его повернута влево. Статую необходимо обозреть со всех сторон, чтобы получить полное представление о содержании образа, каждый взгляд, на фигуру вносит новый оттенок в ее понимание. «Отдыхающий Геракл» несет на себе печать усталости, тягот жизни и трагической опустошенности.

От идеализированного образа человека в эпоху классики Лисипп пришел к постижению разнообразия человеческих характеров, к передаче особенностей возраста и психологических переживаний


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: