Афинский акрополь: композиционное решение, архитектурное сооружения, культурная значимость комплекса

Развитие периптера и других типов храмов в архаическую и классическую эпоху даёт наиболее яркое представление об изменениях в ордерной композиции и о сложении характерных черт греческой архитектуры. Вершиной развития стали храмы Афинского акрополя, который создаётся в V — IV вв. до н. э. и господствует над городом и его окрестностями. Разрушенный во времена персидских нашествий, Акрополь был отстроен заново с невиданным до того размахом. В течении третьей четверти V в. до н. э. были возведены сверкающие, беломраморные здания: Парфенон, Пропилеи, храм Ники Аптерос («Бескрылой Победы»). Завершающее ансамбль здание Эрейхтейона строилось позже.

Ансамбль Акрополя должен был увековечить память о героической победе греческих государств над персами и воплотить идею гегемонии Афин как пере­дового общественно-политического и культурного центра всей Греции. В созда­нии Акрополя участвовали крупнейшие греческие архитекторы и художники того времени: Иктин, Калликрат, Мнесикл и многие другие. Скульптор Фидий, близкий друг Перикла, руководил созданием всего ансамбля и создал важней­шие из его скульптур.Подлинно гармонии удалось достичь строителям Парфенона, Иктику и Калликрату. Колонны храма имеют ту же высоту, что и колонны храма Зевса в Олимпии, но на смену тяжёлым пропорциям «сурового» стиля пришли стройность, изящество. Влияние ионийских традиций сказалось в появлении фриза с внешней стороны западной части сооружения. К соединению обоих стилей стремился и архитектор Мнесиклет, создатель величественных ворот, ведущих на Акрополь, — Пропилеев: ионийские колонны соседствуют здесь с дорическими. Напротив, в архитектуре красивого миниатюрного храма Афины-Победительницы преобладают ионийские черты. Также в духе ионийских традиций сооружён был Эрейхтейон, расположенный весьма живописно. Пропилеи — наиболее богатый и развитый монументальный вход — с давних пор сооружались в святилищах Греции (строил архитектор Мнесикл). Как и все постройки на Акрополе, они полностью сооружены из белого пентелийского мрамора и отличаются необычайной тщательностью строительных работ и тон­костью выполнения деталей. Основу этих сооружений составляли портики, рас­положенные по обе стороны проема в ограде святилища.

Все эти замечательные творения Афинских зодчих расположены на Акрополе. Смысл планирования Акрополя можно понять; лишь представляя движение торжественных процессий в дни общественных празднеств. Дорога вела вверх, к торжественным воротам — Пропилеям. Дорическую колоннаду Пропилеи два не равных, но взаимоуравновешенных крыла здания, к правому, меньшему крылу прилегает храм Ники Аптерос («Бескрылой победы»), начатый строительством в 449 г. как памятник в честь победы Афин над персами. Это не большой по размера, гармоничный и ясный по форме храм, словно отделившись от общего массива холма, первым встречал процессию. Стройные ионические колонны на каждой из двух коротких сторон храма придают зданию черты изящества.

Главный храм Акрополя Парфенон, возведённый на самой высокой площадке Акрополя, виден с угла. Большое здание Парфенона уравновешенно стоящими по другую сторону площади изящным и сравнительно небольшим храмом Эрехтехоном, оттенявшим свободной асимметрией возвышенную строгость Парфенона.

Парфенон самый большой храм в ансамбле Акрополя и всей греческой метрополии. Внутри он располагает двумя большими залами — прямоугольным и квадратным, входы в которые располагались с противоположных сторон. Восточный прямоугольный зал со статуей Афины в глубине был разделён на три части двухъярусными колоннадами дорического ордера. Квадратный зал служил сокровищницей и носил название «Парфенон».

Поднявшись на Акрополь, чуть правее от Пропилей, можно увидеть главный храм — Парфенон, посвященный богине Афине — покровительнице города. Пар­фенон (строили зодчие Иктин и Калликрат) являлся крупнейшим дорическим храмом в греческой метрополии. Его размеры по стилобату 30,89 х 69,54 м. Раз­мещен храм на самой высокой части холма, что открывает прекрасные возмож­ности для его обозрения с разных точек города. В Парфеноне 8 рядов по 17 ко­лонн высотой 10,5 м. Дорические колонны наделяют его особой монументально­стью и мужественной красотой. В архитектуре Парфенона органически соедине­ны колонны дорического и ионического ордеров, придающие впечатление изя­щества и благородства. Ионические черты проявились во внешней архитектуре храма: позади величественной наружной дорической колоннады Парфенона по верху стен тянулся скульптурный фриз.

Этот величественный храм, сложенный из белоснежного мрамора, поражает искусным мастерством обработки материала. Раскраска храма подчеркивала кон­структивные детали и создавала фон, на котором отчетливо выделялись скульп­турные украшения.

Фризы Парфенона покрыты рельефами на мифологические темы, славящие греческий народ и его историю. Большое значение для внешней архитектуры храма имело совершенство его исполнения и, в частности, тщательно осуществленная система отклонений от геометрической правильной линии. Эти отклонения, по отдельности встречав­шиеся еще в архаических храмах, впервые применили одновременно именно в Парфеноне. К ним можно отнести незначительный подъем в середине всех го­ризонтальных линий (ступеней стереобата, частей антаблемента), наклон осей колонн к стенам храма, утолщение угловых колонн и т.д. Преднамеренное ис­пользование этих отклонений придавало формам Парфенона поразительную пластичность и жизненность.

Тип греческого храма, над созданием которого трудились многие поколения, получил в Парфеноне наиболее совершенное истолкование. В своих основных формах — это дорический периптер с восемью колоннами на коротких и семнадцатью на длинных сторонах. Но он органически включает элементы и ионического ордера: вытянутые по пропорциям колонны, облегчённый антаблемент, сплошной фриз, опоясывающий здание, сложенное из квадратов пентелииского мрамора. Раскраска подчёркивает конструктивные детали и образовывала фон, на котором выделялись скульптуры фронтонов и метоп.

Главное святилище Акрополя — храм Эрехтейон — создано позднее Парфе­нона, в последней четверти V в. до н.э. Храм был воздвигнут в честь Афины и Посейдона на том месте, где, по преданию, проходил спор за обладание Атти-кой. Особенностью Эрехтейона являлась его совершенно необычная для гречес­кого храма сложная асимметричная планировка.

Основной объем храма, с размерами по стилобату 11,63x23,5 м, был вытя­нут с востока на запад и завершался с восточной стороны шестиколонным иони­ческим портиком с фронтоном. У его западного конца имелись еще два портика: обращенный к югу маленький портик Кор и выходящий на север глубокий иони­ческий портик, имевший четыре колонны по фронту и еще две колонны, постав­ленные позади угловых.

Помимо ионических колонн храм украшали скульптуры кариатид — деву­шек, торжественно поддерживающих карниз. Таким образом, кариатиды выпол­няли конструктивную роль, заменяя колонны. В то же время они производили на зрителя и эстетическое впечатление. Их фигуры величавы и спокойны, кра­сивые складки одежд драпируют стройные тела. Может быть, именно так ше­ствовали жрицы, неся на голове корзины со священными атрибутами.

Внутреннее пространство храма разделялось поперечной стеной. Восточная часть была посвящена Афине, а западная — Посейдону. Благодаря перепадам в уровне местности северный и западный фасады храма расположены почти на 3 м ниже южного и восточного фасадов. В результате по северному фасаду вся глад­кая часть стены получила высокий цоколь.

Эрехтейон выполнен целиком из мрамора, отличается точностью кладки и совершенством исполнения. В композиционном отношении в нем развиваются те же принципы свободного гармонического равновесия, свойственные всему Акрополю. Но в соответствии с изменившимися общественными идеалами и вкусами Эрехтейону не были приданы монументальность и героический масш­таб, характерные для построек эпохи Перикла. Формы Эрехтейона легки, изящ­ны, разнообразны и отличаются богатой деталировкой. Благодаря этому Эрех­тейон, несмотря на скромные размеры по сравнению с Парфеноном, не теряется рядом с ним, но сохраняет свое особое место в ансамбле Акрополя.

Кроме этих сооружений на неровных скалах южного склона Акрополя был построен театр Диониса (VI—IV вв. до н.э.). Театрон имел общую неправильную форму плана, хотя ряды зрителей были расположены по кругу.

Акрополь как бы парит над Афинами, его силуэт формирует силуэт города. Здесь в этом замечательном комплексе греческими строителями было проявлено удивительное умение художественно связать сооружения между собой и в то же самое время органически ввести их в природную среду, окружающий пейзаж.Акрополь воплощал представление о могуществе и величии Афинской державы и в то же время, впервые в истории Греции, выражал идею общеэллинского единства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: