Теория и практика жилищного строительства в 1956-1970 гг

В 50-е гг. произошел перелом в творческой направленности советской архитектуры, обусловленный всем ходом событий, настоятельными потребностями жизни.

Хотя в годы первых пятилеток, а затем в послевоенный период велось обширное строительство, потребности росли быстрее. Не хватало зданий всех видов - промышленных, жилых, общественных. Необходимо было усилить темпы строительства и путем его удешевления увеличить выпуск строительной продукции. Таким образом, ключом для решения насущных задач была индустриализация строительного производства.

В 1954-1955 гг. были приняты меры для развития строительной промышленности, создавались предприятия по производству железобетонных изделий и легких материалов, совершенствовались и внедрялись в практику крупноблочные, крупнопанельные и сборные железобетонные конструкции.

После этого в направленности советской архитектуры произошли глубокие, принципиальные изменения. Начался новый этап ее развития. Изменения сказались во всех отраслях архитектурного творчества: в планировке населенных мест, в объемно-планировочных решениях зданий, в их конструкциях и внешних формах. Отныне в архитектурном проектировании стали больше учитываться возросший уровень техники и современные эстетические требования. Планировочные и конструктивные решения зданий стали более рациональными. Приоритет внешнепоказной стороны архитектуры был отвергнут. Это не означало отказа от проблем формы в архитектуре, но главное внимание уделялось удобству, прочности, экономичности

Больших успехов достигла архитектура промышленных зданий и сооружений. Для их возведения стали широко внедряться сборные железобетонные конструкции, что создавало предпосылки для высокой степени механизации строительных процессов. В целях рентабельности заводского производства сборных изделий проводилась унификация конструктивных и планировочных элементов зданий. Преодолевались также трудности на пути изменения установившихся приемов объемно-пространственной композиции.

Удельный вес многоэтажных производственных зданий с конца 50-х гг. значительно возрос.

В промышленное строительство 60-х гг. внедрялись новейшие конструкции и передовые методы производства работ. Новосибирский научный городок, возникали новые молодые промышленные центры, обновлялись старые города страны. Основным направлением советского градостроительства этого периода было комплексное строительство крупных жилых массивов на свободных территориях.

Претерпевали изменения приемы планировки и застройки. Подвергались критической переоценке некоторые теоретические положения и практика градостроительства предшествующего периода.

В 1956-1957 гг. был составлен, а затем осуществлен проект планировки квартала № 9 в жилом районе Новые Черемушки в Москве (группа проектировщиков под руководством архитектора Н. Остермана). Планировка этого жилого массива основывалась на принципе создания жилой среды, которая была бы благоприятной для человека и в практическом и в эстетическом отношении. Здания разной высоты и различных форм располагались на участке свободно и в то же время упорядоченно; помимо жилых домов, предусматривалось строительство предприятий культурно-бытового обслуживания.

Этот опыт получил дальнейшее развитие при проектировании новых жилых районов в других городах страны.

За двадцать лет интенсивного массового строительства наши города неузнаваемо преобразились. Они значительно выросли, приобрели современный облик. Эти успехи тем не менее сопровождались рядом ошибок. Хотя в новых жилых районах много внимания уделялось функцио­нальной организации жизни, все же зачастую учреждений культурно-бытово­го обслуживания строилось в них недостаточно.

Другим недостатком градостроительной практики была продолжавшаяся тенденция оформительской застройки улиц и площадей.

Третье, что вызывает серьезные нарекания,- недостаточный учет такого градостроительного фактора, как бурное развитие городского транспорта.

Во второй половине 50-х и в 60-х гг. вследствие необходимости в ко­роткий срок решить практическую задачу массового жилищного строительства повсеместно выросли жилые комплексы типовой, невыразительной застройки. Но без типизации в современном строительстве не обойтись. Сегодня выхо­дом из этого положения является проектирование отдельных зданий (общест­венных, а в ряде случаев и жилых) таким образом, чтобы они играли роль выразительных акцентов на общем фоне рядовой архитектуры (кстати, так всегда было и в прошлом).

Остается трудным и нерешенным основной вопрос современного градо­строительства: какими в принципе должны быть города ближайшего буду­щего?

Большим достижением жилищного строительства второй половины 50-60-х гг. было внедрение типа малометражных квартир, рассчитанных на заселение одной семьей. Необходимость в короткий срок обеспечить население современным жильем требовала предельной экономичности строительства, поэтому габариты помещений были приняты минимальными.

С конца 60-х гг. в жилищном строительстве происходит переход к созда­нию жилых домов разнообразных по типам, конструктивным решениям, ха­рактеру и планировке квартир, наконец, по внешнему виду. Больше внимания уделяется удобству планировки и качеству отделки квартир, отработке архи­тектурных форм и композиций зданий и комплексов.

К началу 60-х гг. архитекторы окончательно перешли на позиции совре­менного зодчества. Особое внимание уделялось связи архитектурных форм с конструкциями зданий. Отказ от орнаментальности в формообразовании сопро­вождался внимательным отношением к использованию эстетических качеств строительных материалов - бетона, стекла, кирпича, металла, пластиков; в архитектурных композициях активно использовался цвет. Одним из сооружений, в котором проявились эти новые веяния, было здание гостиницы «Юность» в Москве (рис. 254).

Авторы проекта гостиницы «Тарасова гора» под Киевом (рис. 255) показали, что современное здание не обязательно должно быть коробкообраз­ным и что для выразительности композиции не обя­зательно применять детали, не имеющие практиче­ского назначения.

Наряду со строительством массовых типов производственных, жилых и общественных зданий и таких уникальных общественных комплексов, как СЭВ, возводились постройки, которые вносили разнообразие в городскую среду и служили ее композиционными акцентами. Этим сооружениям придавался своеобразный „облик. К их числу относится, например, Дом шахматистов в Ере­ване (рис. 259). Формы этого здания пластичны, и вся его композиция имеет неповторимый, запоминающийся вид. Внешний объем здания сравнительно невелик, поскольку часть помещений находится в цокольном этаже. Облик сооружения имеет цельную, компактную форму. Внутреннее пространство его объема также воспринимается единым. Наружные ограждения не измельчены проемами: архитектор и здесь стремился к укрупненным формам, применяя в удачных соотношениях глухие и прозрачные участки ограждений. Стены сделаны из легкого бетона и облицованы туфовыми плитками золотистого оттенка. Плоскости стен пластично изогнуты на концах фасада, что соответст­вует свойствам материала, из которого они выполнены, - литого бетона. Благодаря этой форме стены получили трактовку как бы ширм или экранов, ограждающих, но не замыкающих пространство.

В современной советской архитектуре все большее внимание уделя­ется расширению и совершенствованию средств образования архитектур­но организованной среды человеческой жизнедеятельности. Ныне объектом архитектурно-планировочной работы становится комплекс зданий, район го­рода, город в целом и, наконец, значительная территория, на которой рас­положено несколько городов.

Один из наиболее интересных городских жилых комплексов, созданных в самые последние годы советскими зодчими,- жилой район Лаздинай под Вильнюсом (в основном завершен в 1973 г.; планировка арх. В. Чеканаускаса и В. Брединиса, здания по проектам арх. В. Чеканаускаса и др.). Интересен он тем, что здесь осуществлены многие современные приемы планировки и застройки. Территория Лаздиная представляет собой холмистую, поросшую лесом местность. Архитекторы запроектировали здания разной высоты и различной конфигурации, расположили их живописными группами, используя в общей пространственной композиции не только сами здания, но и ландшафт. Важную роль играют и малые архитектурные формы: подпорные стенки, декоративные водоемы, мощеные дорожки, кирпичные киоски. И повсюду между домами - рощицы, отдельные деревья, кустарники, газоны.

В сельской местности строятся многоквартирные жилые дома и многофункциональные здания. Их архитектурные формы соответствуют современной стилевой направленности советской архитектуры. Вместе с тем ведется поиск и в плане учета и использования местных архитектурных традиций. Необходимо всесторонне учитывать в проектировании и строительстве специфику сельской жизни, в которой большую роль играет связь людей с землей, с природой и на производстве и в быту.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: