double arrow

Братья Веснины. Основные постройки, творческие взгляды

По отношению к дореволюционному творчеству Весниных трудно говорить о каком-то едином почерке братьев. Как авторы проектов они выступают и по одному, и вдвоем, и все трое вместе. Причем не все их работы этого периода равноценны по своему художественному качеству. С большим мастерством выполнены те проекты и постройки, где использованы традиции русского классицизма (дом Сироткина в Нижнем Новгороде, 1913—1916 гг.); с меньшим успехом работали Веснины в других «стилях». Ряд предреволюционных работ Весниных носил определенные черты так называемой «рациональной архитектуры» — новая пространственно-функциональная структура и современные конструкции (каркас, большие остекленные поверхности) все более явно просвечивали сквозь традиционные формы, особенно в проектах и постройках конторских, торговых и промышленных зданий (банк на Кузнецком мосту — 1913 г., универмаг акционерного общества «Динамо» в Москве — 1917 г. и др.).

В первые годы Советской власти братья чаще выступали раздельно. Причем их творческая судьба в этот период сложилась так, что они работали в тех областях архитектуры, на стыке которых и зарождались в 20-е годы новые творческие принципы советской архитектуры: массовое жилье (Л. Веснин), промышленные сооружения (В. Веснин), художественные поиски (А. Веснин).

Творческий коллектив Весниных окончательно сложился к 1923 году, и в течение десяти лет братья были признанными лидерами нового направления в советской архитектуре. Сила творческого коллектива Весниных заключалась в том, что это было органичное сообщество талантливых, единых по творческим устремлениям, но в то же время и во многом разных архитекторов. Братья удачно дополняли друг друга не только различными сторонами своего таланта, но и своим опытом.




Произведения Весниных 1923—1932 годов характерны для конструктивизма, сторонники которого в вопросах формообразования отдавали предпочтение выявлению функционально-конструктивной основы здания. При этом для работ 1923—1925 годов было характерно подчеркивание конструктивной целесообразности новой архитектурной формы (творческие принципы раннего конструктивизма сформулированы в «кредо» А. Веснина).

В конце 1925 года была создана творческая организация конструктивистов — Объединение современных архитекторов (ОСА, председатель — А. Веснин, заместители — В. Веснин и М. Гинзбург). Печатным органом конструктивистов стал журнал «Современная архитектура» (СА, ответственные редакторы — А. Веснин и М. Гинзбург).



Во второй половине 20-х годов конструктивисты больше внимания начинают уделять обоснованию функциональной целесообразности новой архитектурной формы. Был разработан и получил распространение так называемый функциональный метод — учет требований функционального процесса (взаиморасположение отдельных помещений, график движения и т. д.), разработка рациональной планировки и оборудования здания. Функциональный метод представлял собой развернутую творческую программу конструктивизма.

Причем важно отметить, что в функциональном подходе к проблемам формообразования конструктивисты подчеркивали значение социальной функции сооружения. Широко использовалась павильонная композиция — деление сооружения на отдельные, различные по назначению корпуса, соединенные между собой в соответствии с требованиями общего функционального процесса переходами и коридорами. Характерны в этом отношении произведения Весниных: конкурсный проект Библиотеки им. В. И. Ленина (1928—1929), Дом Общества политкаторжан (1930), проекты домов-коммун для Сталинграда и Кузнецка (1929 — 1930), рабочие клубы в Баку (1928—1932), Дворец культуры Пролетарского района в Москве (1931 —1937). В этот же период созданы: универмаг на Красной Пресне (1927), Днепровская гидроэлектростанция (1929—1930), конкурс-тис проекты—театр в Харькове (1930), Дворец Советов (1931 — 1932) и др.

В начале 30-х годов в советской архитектуре происходил процесс творческой перестройки с ориентацией на использование традиций прошлого. В изменившихся творческих условиях Веснины не могли работать с полной отдачей своего таланта. Но и среди проектов, созданных братьями Весниными после 1932 года, есть весьма значительные работы; среди них — конкурсные проекты для Москвы: театр им. Вл. И. Немировича-Данченко (1933), Наркомтяжпром (1934), второй дом Совнаркома в Зарядье (1940).

Братья Веснины. Конкурсный проект здания Дворца Труда в Москве. Перспектива
А. А. и В. А. Веснины. Проект Московского отделения газеты «Ленинградская правда». 1924. Перспектива, планы, фасады
Братья Веснины. Конкурсный проект здания акционерного общества «Аркос». Москва. 1924. Перспектива
Братья Веснины. Универмаг на Красной Пресне в Москве. 1927—1928. Общий вид и план  





Сейчас читают про: