Песня
ВОКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ В ДРАМАТИЧЕСКОМ СПЕКТАКЛЕ
В музыкальном оформлении спектакля может быть использована музыка различных жанров: от симфонических произведений до уличных песенок современных гитарных бардов. В спектакль могут быть введены и оперные отрывки, и хоровые ансамбли, и всех видов камерная музыка, и церковное песнопение, и джазовые пьесы, и т. д. Словом, нет таких музыкальных форм и жанров, которые бы не звучали в драматическом спектакле.
В крупном плане все музыкальные жанры можно разделить на две большие группы: вокальную и инструментальную. Как вокальные, так и инструментальные жанры обладают своими определенными выразительными возможностями, которые могут существенно помочь режиссеру при постановке спектакля.
Наиболее широко и часто в драматическом спектакле используются вокальные жанры, а из инструментальных — танцевальная музыка.
К вокальным жанрам относятся: песня, романс, баллада, частушка и куплеты.
В отдельных случаях в музыкальном оформлении спектакля могут быть использованы фрагменты из вокально-инструментальных жанров, таких, как кантата и оратория. Так, знаменитый хор «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский» С. Прокофьева, звучащий как гимн, призыв к борьбе с захватчиками, может органично войти в ткань спектакля на героическую военную тему.
Сила эмоционального воздействия свойственна всем вокальным жанрам, однако песня занимает среди них особое место, так как является самым распространенным, понятным всем людям музыкальным жанром.
В песне могут быть отражены самые разнообразные эмоции и мысли человека — радость, ликование и безысходная тоска, грусть, любовь, гнев, героический порыв и нежность. При всей простоте формы, при всей ее лаконичности песня обладает многими свойствами, позволяющими выражать большие идеи, чувства, обобщать в художественной форме черты характера целого народа. Песня как средство образного обобщения открывает большие возможности в области драматургии. Она может обобщать идею всего спектакля или образно выражать смысл отдельной сцены, может просто иллюстрировать отдельные моменты сценического действия, выражать характер действующего лица, создавать необходимую атмосферу и т. д. Словом, ей доступна любая функция, выполняемая музыкой в драматическом спектакле вообще.
К песенным жанрам относятся весьма различные музыкальные произведения: и сложенные народом (народная песня), и сочиненные профессиональными композиторами.
Музыкальные жанры вообще не существуют вне времени, вне истории и тем более это касается народного песенного творчества.
Народные песни являются источником национального своеобразия не только в русской музыке, но и в музыке других народов. Среди русских песен есть песни, отражающие круг крестьянских работ и древние обряды, песни эпические и исторические, связанные с реальными событиями прошлого, песни лирические, выражающие глубину и красоту человеческих чувств, песни бытовые, солдатские и многие другие. Особо следует отметить среди жанров русского песенного творчества протяжную песню, как наиболее ярко отражающую национальный характер русского народа.
Песню в спектакле зачастую используют в качестве музыкального вступления, антрактовой и финальной музыки.
Не менее часто в спектаклях используют песни, созданные профессиональными композиторами. Все многообразие подобных песен можно условно разделить на массовые песни — новый жанр, родившийся в советскую эпоху: песни-марши или гимны, рассчитанные на исполнение во время демонстраций, воинских походов, массовых народных гуляний и пр.; бытовые, предназначенные для исполнения небольшой группой людей дома, на прогулке; эстрадные, исполняемые на концертах отдельными исполнителями для массового слушателя.
На своем более чем полувековом пути советская песня прошла несколько этапов, связанных с различными периодами истории нашей страны. Это — первые годы Октября, 20-е годы, период предвоенных пятилеток, эпоха Великой Отечественной войны, первое десятилетие после войны, современный этап.
Это разделение носит, естественно, в какой-то мере условный характер, но каждый этап запечатлен в песнях, и эти песни характеризуются большим различием в стиле и жанрах, в условиях бытования самой песни. Для театра это является важным обстоятельством — песня, как ни один другой из музыкальных жанров, обладает временной чуткостью, точно вбирая в себя психологию людей и настроение тех лет, когда она создавалась.
Нельзя перепутать песню, созданную в 20-е годы, с песней времен Великой Отечественной войны и тем более с современной песней.
Драматург и режиссер, вводя песню в сценическое действие, как бы возвращают зрителя в прошлое, создают у него строй мыслей, чувств, понятий, созвучных тому времени. При использовании песенного творчества, для воссоздания на сцене нужной атмосферы действия, режиссеру следует знать основные характерные особенности песенного творчества, бытовавшего на каждом из указанных выше этапов.
В годы революции и гражданской войны звучали песни-гимны, вышедшие из подполья,— «Интернационал», «Смело, товарищи, в ногу», «Варшавянка», «Смело мы в бой пойдем», «Яблочко». Энергичный, четкий ритм, боевая воодушевляющая музыка, несущая в себе пафос революции, суровую героику сражений — все это может существенно помочь при постановке спектакля на революционную тему.
Песня 20-х годов — это песня о новой жизни, о молодежи, о прошедших годах гражданской войны. Мелодии песен в основном были задорные, огневые. Популярными в то время были такие песни, как «Взвейтесь кострами, синие ночи», «Наш паровоз», «Там вдали за рекой», «Конная Буденного» и др.
30-е годы явились расцветом советского песенного искусства. Массовый и праздничный характер приобрели демонстрации, физкультурные парады, народные гулянья. Изменился музыкальный язык песен, гораздо разнообразнее стала песенная интонация. Наиболее ярко могут отразить атмосферу тех лет «Москва майская» братьев Покрасс, «Песня о встречном» Д. Шостаковича, «Вдоль деревни» Б. Захарова, «Катюша» М. Блантера, «Спят курганы темные» Н. Богословского и многие другие. Но особенно популярными в то время были песни И. Дунаевского «Песня о Родине», «Марш веселых ребят», «Спортивный марш», «Марш энтузиастов» и т. д. По этой причине драматурги и режиссеры, понимая отлично историческое своеобразие творчества этого композитора, часто обращаются-для воссоздания соответствующей эпохи именно к песням Дунаевского.
Следует сказать о цикле песен о гражданской войне, написанных различными композиторами в 30-е годы. Такие песни, как «Каховка» И. Дунаевского, «Партизан Железняк» М. Блантера, «Орленок» В. Белого, «Прощание» («Дан приказ ему на запад») Дм. Покрасса и др., живо и эмоционально передают героику гражданской войны, Но иногда по неведению эти песни звучат в спектаклях4 воссоздающих эпоху гражданской войны, чтоявно нарушает правдоподобность сценического действия.
Тем не менее, это, конечно, не значит, что режиссер не может включить в спектакль о прошлом песни, созданные в другое, более позднее время. Важно, чтобы такой прием использования песенного творчества помогал раскрыть творческий замысел постановки.
В дни Великой Отечественной войны было написано очень много новых песен, и среди них особо надо отметить песню-гимн «Священная война» А. Александрова. Исполнение этой песни всегда производит на слушателя огромное впечатление. Недаром именно эту песню часто используют в спектаклях как музыкальную эмблему Великой Отечественной войны.
Живо передать атмосферу тех далеких военных лет помогут такие песни, как «Землянка» К. Листова, «В лесу прифронтовом» М. Блантера, «Соловьи», «Давно мы дома не были», «Вечер на рейде» В. Соловьева-Седого, «Синий платочек», «Огонек» и многие другие.
Исполнялись эти песни обычно под гармонь, баян, гитару. Лучшие песни как военных, так и довоенных лет живут и сейчас, они звучат с эстрады, по радио, записаны на грампластинки. Но исполняют их нередко в новой инструментальной обработке, в другом ритмическом рисунке. В частности, в состав аккомпанирующего ансамбля иногда включают те или иные электромузыкальные инструменты и используют при записи различные звуковые эффекты, как, например, эффект реверберации, что совершенно не соответствует музыкальному сопровождению тех лет. К этому следует добавить, что исполнительская манера современных певцов также нередко отличается от исполнительской манеры певцов того времени.
Все это необходимо учесть при включении песенного материала в тот или иной спектакль. Зачастую именно инструментовка, певческая манера создает на сцене тот неуловимый колорит времени, который порой очень трудно создать другими средствами.
Песни первого послевоенного десятилетия — это прежде всего песни обобщающего значения —о Родине, о Ленине, о коммунистической партии, песни-гимны. Но вместе с тем много песен было написано о самоотверженном труде советского народа, о дружбе, о любви, о прошедших и отгремевших боях и походах.
Назовем некоторые песни, которые могут наиболее ярко охарактеризовать то время в различных сценических ситуациях. Так, например, в сцене встречи старых фронтовых друзей уместно будет включить песню В. Соловьева-Седого «Где же вы теперь, друзья-однополчане», а в сцене отъезда молодежи на целину песню В. Мурадели «Едем мы, друзья» или песню Е. Родыгина «Едут новоселы». Поэтический настрой в спектакле из жизни первых послевоенных лет может создать очень популярная в то время песня «Летят перелетные птицы» М. Блантера. В сцене «Деревенская околица» естественно будет звучать песня, получившая большую популярность в те времена, «Уральская рябинушка». Встреча старых школьных друзей может быть окрашена лирической песней И. Дунаевского «Школьный вальс» и т. д.
Не следует, однако, рассматривать приведенные примеры как единственный способ музыкального оформления подобных сцен, все будет зависеть от режиссерского замысла, от жанра произведения, от конкретных сценических условий. Возможно, что в подобных случаях окажется нужной лишь музыка к этим песням, звучащая фоном на сцене или в зрительном зале, но, может быть, достаточно будет того, чтобы кто-либо из героев напевал эту же мелодию.
Необходимо заметить, что если по ходу действия решено включить лишь музыкальное сопровождение популярной песни, то следует учесть содержание поэтического текста и ясно представить себе, не вступит ли он в противоречие с исполняемой сценой.
Эпоха 50-х годов характеризуется песнями «Ленинские горы» Ю. Милютина, «Комсомольцы — беспокойные сердца» А. Островского, «Пора в путь-дорогу», «Марш нахимовцев» В. Соловьева-Седого, «Сормовская лирическая», «Одинокая гарйонь» Б. Мокроусова и т. д.
Возможно, что, намечая музыкальное решение, режиссер остановится на песне малознакомой, но более всего подходящей для данной сценической ситуации, для исполнителя,
В отличие от предыдущих лет современные песни отражают разнообразные общественные и личные темы через восприятие одного человека, что дает возможность более точно выразить настроение и чувства героя на сцене.
Советскими композиторами создано много замечательных песен, отражающих все стороны яашей жизни, и вряд ли стоит их перечислять. Перед постановщиком, звукорежиссером стоит лишь одна задача — выбрать ту единственную песню, которая органично сольется с действием, с образом и характером советского человека, живущего в спектакле.
Кроме общеизвестных песен, являющихся своего рода аксессуаром, принадлежностью определенных явлений и событий, в спектаклях нередко звучат оригинальные песни, написанные композитором специально к данной постановке. Но и в этом случае композитор стремится выразить в музыке характерные особенности эпохи и народа, используя для этого как инструментовку, так и мелодическую структуру.
Следует особо остановиться на зарубежных песнях и песенных мелодиях. Такие песни, естественно, звучат в спектаклях западных драматургов, но и в пьесах советских авторов зарубежная песня— не редкость.
Каждая зарубежная песня, введенная в спектакль,может в какой-то мере помочь охарактеризовать время действия.
Нередко обращаются к зарубежным песням при постановке и таких поэтических спектаклей, как «Маленький принц» (Московский драматический театр им. К. С. Станиславского). На протяжении всего действия в спектакле звучат джазовая музыка и эстрадные песни на английском и французском языках.
При включении зарубежной песни в спектакль необходимо помнить, что если данная песня по ритму, мелодии подходит к сценическому действию, то текст может идти вразрез с характером данной пьесы. Поэтому, прежде чем остановить свой выбор на той или иной песне, следует проконсультироваться у переводчика о содержании текста.
Вдумчивый подход к выбору той или иной зарубежной песни поможет режиссеру не только как бы обозначить место и время действия, но и подчеркнуть национальные и социальные особенности того народа, жизнь которого воссоздается на сцене.
Нередко режиссер, ставя спектакль на молодежные темы, обращается к песням самодеятельных авторов. Их творчество, получившее сейчас широкое распространение и занявшее заметное место в быту молодежи, требует тщательного отбора. Среди песен подобных авторов есть действительно много содержательных и оригинальных поэтических текстов, но зачастую со сцены звучат малохудожественные пошловатые строки. Кроме того, музыкой к таким произведениям обычно служат самые заезженные, взятые из бытовых романсов, уличных и жаргонных песен мелодии.
Тем не менее для характеристики отдельных персонажей или группы, для создания определенной атмосферы действия режиссеру бывает необходимо специально включить в спектакль малохудожественные произведения вокального жанра. Кроме того, могут понадобиться песни из канувшего в прошлое воровского репертуара. В спектакле «Интервенция» (Московский театр Сатиры) тройка анархистов поет песенки «Лимончики», «Шарабан», они же исполняют своеобразный гимн анархистов «Цыпленок жареный». Включены все эти произведения в спектакль для придания действию необходимого колорита, и, конечно, они как нельзя лучше характеризуют персонажей.
В спектакль могут быть введены и различные церковные песнопения. Интересный пример в этом смысле дает постановка пьесы «Откуда грех?» в Минском театре им. Янки Купалы. Режиссер ввел в спектакль сектантские псалмы, исполняемые на мотивы популярных старинных и современных песен. Пародия здесь достигает, казалось бы, своей кульминации. Однако выясняется, что псалмы эти — подлинные, они собраны автором и без изменения вставлены в спектакль. Самым пародийным оказалось самое достоверное.
Другой вид вокального жанра, к которому довольно часто обращаются режиссеры,— это романс.
Романсом называется сольная лирическая песня с инструментальным сопровождением, обычно отражающая внутренний мир, личность человека.
По сравнению с песней связь музыки и слова в романсе более тесная, детальная, что достигается более сложными выразительными средствами, более развитой музыкальной композицией. Романсу свойственна большая тонкость в выражении оттенков чувств, подчас с трудом передаваемых словами.
Разница музыкальной трактовки стиха в песне и в романсе станет ясной, если сравнить, например, романс Чайковского «Песня цыганки» на слова Я. Полонского с фольклорной песней «Мой костер в тумане светит» на тот же текст. В песенной мелодии соединяются удаль и грусть, это песня прощания. В романсе эти же настроения передаются более тонко и гибко.
В романсовом творчестве, как в любом другом жанре, существуют различные направления со своими характерными чертами и особенностями. Основными из них являются: жанр западноевропейского романса и жанр русского романса. Причем жанр русского романса разделяется на два типа — бытовой и классический романс.
В театре наиболее широкое распространение получил бытовой романс.
Бытовой романс часто вводится в спектакль для создания соответствующего настроения, для передачи чувств и настроения героя.
Известно, что в 30—40-е годы прошлого века московские цыгане исполняли, помимо цыганского старинного фольклора, русские крестьянские песни и современные бытовые романсы, а также классические образцы русских свадебных, протяжно лирических, обрядовых песен, несколько трансформированных на «цыганский лад».
В эпоху А. Н. Островского в репертуаре московских цыган еще были благородные по музыке бытовые песни-романсы, пленявшие красотой русского распева и чистотой стиля («Уж как пал туман», «Ноченька», «Сарафанчик», «Обойми, поцелуй»). Их напевами пронизаны бытовые пьесы А. Н. Островского, такие, как «Гроза» и «Бесприданница».
В 80—90-е годы в репертуаре цыган появились разухабистые песни, воспевающие романтику кабацкого быта, и сложился вполне специфический жанр «цыганского романса», утвердившийся и на эстраде, и в нотных публикациях, и в музыкальном быту горожан. Подобных романсов существовало великое множество. Так, например, только на букву «Я» существовала целая романсовая энциклопедия любви: «Я скажу тебе», «Я люблю Вас так безумно», «Я клянусь», «Я вновь один», «Я б умереть желал» и т. д. и т. п. Эти слащавые мещанские романсы могут достаточно ярко характеризовать облик определенных персонажей.
Получили распространение в спектаклях вокальные баллады, произведения повествовательного склада со стихотворным текстом. Нередко за внешне спокойной формой баллады скрыт большой внутренний драматизм. Благодаря своему повествовательному характеру баллада является довольно удобной формой для ознакомления зрителя с событиями, совершившимися в прошлом или происходящими вне сценической площадки.
В последнее время в спектаклях драматического театра все чаще стали звучать песни типа небольших баллад, песни-раздумья, так называемые зонги. В спектаклях они обычно выполняют функцию авторских отступлений, с помощью зонгов можно дать оценку действию, происходящему в пьесе от лица автора или постановщика. Иронические, грустные, патетические, они могут чутко следовать за интонациями пьесы, помогая актерам донести авторскую мысль, а зрителю понять подтекст содержания пьесы. Завершая отдельные эпизоды и сцены или внезапно врываясь в действие, зонги связывают все воедино, укрупняя смысл событий, придавая завершенность стилевому решений спектакля.
В качестве зонгов могут быть использованы также стихи, написанные ранее, как, например, это сделано в спектакле Московского театра драмы и комедии «Добрый человек из Сезуана», где в качестве зонгов звучат стихи Марины Цветаевой. 'Исполняют зонги, как правило, под гитару.