double arrow

Романсы, баллады, зонги. В музыкальном оформлении спектакля может быть использована музыка различных жанров: от симфониче­ских произведений до уличных песенок современных гитарных


Песня

ВОКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ В ДРАМАТИЧЕСКОМ СПЕКТАКЛЕ

В музыкальном оформлении спектакля может быть использована музыка различных жанров: от симфониче­ских произведений до уличных песенок современных гитарных бардов. В спектакль могут быть введены и оперные отрывки, и хоровые ансамбли, и всех видов камерная музыка, и церковное песнопение, и джазовые пьесы, и т. д. Словом, нет таких музыкальных форм и жанров, которые бы не звучали в драматическом спек­такле.

В крупном плане все музыкальные жанры можно раз­делить на две большие группы: вокальную и инструмен­тальную. Как вокальные, так и инструментальные жанры обладают своими определенными выразительными воз­можностями, которые могут существенно помочь режиссеру при постановке спектакля.

Наиболее широко и часто в драматическом спектакле используются вокальные жанры, а из инструменталь­ных — танцевальная музыка.

К вокальным жанрам относятся: песня, романс, бал­лада, частушка и куплеты.

В отдельных случаях в музыкальном оформлении спектакля могут быть использованы фрагменты из во­кально-инструментальных жанров, таких, как кантата и оратория. Так, знаменитый хор «Вставайте, люди рус­ские» из кантаты «Александр Невский» С. Прокофьева, звучащий как гимн, призыв к борьбе с захватчиками, может органично войти в ткань спектакля на героическую военную тему.

Сила эмоционального воздействия свойственна всем вокальным жанрам, однако песня занимает среди них особое место, так как является самым распространенным, понятным всем людям музыкальным жанром.

В песне могут быть отражены самые разнообразные эмоции и мысли человека — радость, ликование и безы­сходная тоска, грусть, любовь, гнев, героический порыв и нежность. При всей простоте формы, при всей ее ла­коничности песня обладает многими свойствами, позво­ляющими выражать большие идеи, чувства, обобщать в художественной форме черты характера целого наро­да. Песня как средство образного обобщения открывает большие возможности в области драматургии. Она мо­жет обобщать идею всего спектакля или образно выра­жать смысл отдельной сцены, может просто иллюстри­ровать отдельные моменты сценического действия, выражать характер действующего лица, создавать необ­ходимую атмосферу и т. д. Словом, ей доступна любая функция, выполняемая музыкой в драматическом спек­такле вообще.

К песенным жанрам относятся весьма различные му­зыкальные произведения: и сложенные народом (народ­ная песня), и сочиненные профессиональными компози­торами.

Музыкальные жанры вообще не существуют вне времени, вне истории и тем более это касается народного песенного творчества.

Народные песни являются источником национального своеобразия не только в русской музыке, но и в музыке других народов. Среди русских песен есть песни, отра­жающие круг крестьянских работ и древние обряды, песни эпические и исторические, связанные с реальными событиями прошлого, песни лирические, выражающие глубину и красоту человеческих чувств, песни бытовые, солдатские и многие другие. Особо следует отметить среди жанров русского песенного творчества протяжную песню, как наиболее ярко отражающую национальный характер русского народа.

Песню в спектакле зачастую используют в качестве музыкального вступления, антрактовой и финальной му­зыки.

Не менее часто в спектаклях используют песни, соз­данные профессиональными композиторами. Все много­образие подобных песен можно условно разделить на массовые песни — новый жанр, родившийся в советскую эпоху: песни-марши или гимны, рассчитанные на испол­нение во время демонстраций, воинских походов, массовых народных гуляний и пр.; бы­товые, предназначенные для исполнения небольшой груп­пой людей дома, на прогулке; эстрадные, исполняемые на концертах отдельными исполнителями для массового слушателя.

На своем более чем полувековом пути советская песня прошла несколько этапов, связанных с различными периодами истории нашей страны. Это — первые годы Октября, 20-е годы, период предвоенных пятилеток, эпо­ха Великой Отечественной войны, первое десятилетие после войны, современный этап.

Это разделение носит, естественно, в какой-то мере условный характер, но каждый этап запечатлен в песнях, и эти песни характеризуются большим различием в сти­ле и жанрах, в условиях бытования самой песни. Для театра это является важным обстоятельством — песня, как ни один другой из музыкальных жанров, обладает временной чуткостью, точно вбирая в себя психологию людей и настроение тех лет, когда она создавалась.

Нельзя перепутать песню, созданную в 20-е годы, с песней времен Великой Отечественной войны и тем бо­лее с современной песней.

Драматург и режиссер, вводя песню в сценическое действие, как бы возвращают зрителя в прошлое, создают у него строй мыслей, чувств, понятий, созвучных тому времени. При использовании песенного творчества, для воссоздания на сцене нужной атмосферы действия, режиссеру следует знать основные характерные особен­ности песенного творчества, бытовавшего на каждом из указанных выше этапов.

В годы революции и гражданской войны звучали песни-гимны, вышедшие из подполья,— «Интернационал», «Смело, товарищи, в ногу», «Варшавянка», «Смело мы в бой пойдем», «Яблочко». Энергичный, четкий ритм, боевая воодушев­ляющая музыка, несущая в себе пафос революции, суровую героику сражений — все это может существенно помочь при постановке спектакля на революционную тему.

Песня 20-х годов — это песня о новой жизни, о молодежи, о прошедших годах гражданской войны. Мелодии песен в основном были задорные, огневые. Популярными в то время были такие песни, как «Взвейтесь кострами, синие ночи», «Наш паровоз», «Там вдали за рекой», «Конная Буденного» и др.

30-е годы явились расцветом советского песенного искусства. Массовый и праздничный характер приобрели демонстрации, физкультурные парады, народные гулянья. Изменился музыкальный язык песен, гораздо разнооб­разнее стала песенная интонация. Наиболее ярко могут отразить атмосферу тех лет «Москва майская» братьев Покрасс, «Песня о встречном» Д. Шостаковича, «Вдоль деревни» Б. Захарова, «Катюша» М. Блантера, «Спят курганы темные» Н. Богословского и многие другие. Но особенно популярными в то время были песни И. Дунаев­ского «Песня о Родине», «Марш веселых ребят», «Спор­тивный марш», «Марш энтузиастов» и т. д. По этой при­чине драматурги и режиссеры, понимая отлично истори­ческое своеобразие творчества этого композитора, часто обращаются-для воссоздания соответствующей эпохи именно к песням Дунаевского.

Следует сказать о цикле песен о гражданской войне, написанных различными композиторами в 30-е годы. Та­кие песни, как «Каховка» И. Дунаевского, «Партизан Железняк» М. Блантера, «Орленок» В. Белого, «Проща­ние» («Дан приказ ему на запад») Дм. Покрасса и др., живо и эмоционально передают героику гражданской войны, Но иногда по неведению эти песни звучат в спектаклях4 воссоздающих эпоху гражданской войны, чтоявно нарушает правдоподобность сценического дейст­вия.

Тем не менее, это, конечно, не значит, что режиссер не может включить в спектакль о прошлом песни, соз­данные в другое, более позднее время. Важно, чтобы та­кой прием использования песенного творчества помогал раскрыть творческий замысел постановки.

В дни Великой Отечественной войны было написано очень много новых песен, и среди них особо надо отме­тить песню-гимн «Священная война» А. Александрова. Исполнение этой песни всегда производит на слушателя огромное впечатление. Недаром именно эту песню часто используют в спектаклях как музыкальную эмблему Ве­ликой Отечественной войны.

Живо передать атмосферу тех далеких военных лет помогут такие песни, как «Землянка» К. Листова, «В ле­су прифронтовом» М. Блантера, «Соловьи», «Давно мы дома не были», «Вечер на рейде» В. Соловьева-Седого, «Синий платочек», «Огонек» и многие другие.

Исполнялись эти песни обычно под гармонь, баян, гитару. Лучшие песни как военных, так и довоенных лет живут и сейчас, они звучат с эстрады, по радио, записаны на грампластинки. Но исполняют их нередко в новой инструментальной обработке, в другом ритмическом ри­сунке. В частности, в состав аккомпанирующего ансамб­ля иногда включают те или иные электромузыкальные инструменты и используют при записи различные звуко­вые эффекты, как, например, эффект реверберации, что совершенно не соответствует музыкальному сопровожде­нию тех лет. К этому следует добавить, что исполнитель­ская манера современных певцов также нередко отли­чается от исполнительской манеры певцов того времени.

Все это необходимо учесть при включении песенного материала в тот или иной спектакль. Зачастую именно инструментовка, певческая манера создает на сцене тот неуловимый колорит времени, который порой очень труд­но создать другими средствами.

Песни первого послевоенного десятилетия — это прежде всего песни обобщающего значения —о Родине, о Ленине, о коммунистической партии, песни-гимны. Но вместе с тем много песен было написано о самоотвержен­ном труде советского народа, о дружбе, о любви, о про­шедших и отгремевших боях и походах.

Назовем некоторые песни, которые могут наиболее ярко охарактеризовать то время в различных сценических ситуациях. Так, например, в сцене встречи старых фрон­товых друзей уместно будет включить песню В. Соловье­ва-Седого «Где же вы теперь, друзья-однополчане», а в сцене отъезда молодежи на целину песню В. Мурадели «Едем мы, друзья» или песню Е. Родыгина «Едут новоселы». Поэтический настрой в спектакле из жизни первых послевоенных лет может создать очень популяр­ная в то время песня «Летят перелетные птицы» М. Блантера. В сцене «Деревенская околица» естествен­но будет звучать песня, получившая большую популяр­ность в те времена, «Уральская рябинушка». Встреча старых школьных друзей может быть окрашена лириче­ской песней И. Дунаевского «Школьный вальс» и т. д.

Не следует, однако, рассматривать приведенные при­меры как единственный способ музыкального оформле­ния подобных сцен, все будет зависеть от режиссерского замысла, от жанра произведения, от конкретных сцени­ческих условий. Возможно, что в подобных случаях ока­жется нужной лишь музыка к этим песням, звучащая фоном на сцене или в зрительном зале, но, может быть, достаточно будет того, чтобы кто-либо из героев напевал эту же мелодию.

Необходимо заметить, что если по ходу действия ре­шено включить лишь музыкальное сопровождение попу­лярной песни, то следует учесть содержание поэтического текста и ясно представить себе, не вступит ли он в про­тиворечие с исполняемой сценой.

Эпоха 50-х годов характеризуется песнями «Ленин­ские горы» Ю. Милютина, «Комсомольцы — беспокойные сердца» А. Островского, «Пора в путь-дорогу», «Марш нахимовцев» В. Соловьева-Седого, «Сормовская лириче­ская», «Одинокая гарйонь» Б. Мокроусова и т. д.

Возможно, что, намечая музыкальное решение, ре­жиссер остановится на песне малознакомой, но более всего подходящей для данной сценической ситуации, для исполнителя,

В отличие от предыдущих лет современные песни отражают разнообразные общественные и личные темы че­рез восприятие одного человека, что дает возможность более точно выразить настроение и чувства героя на сцене.

Советскими композиторами создано много замечательных песен, отражающих все стороны яашей жизни, и вряд ли стоит их перечислять. Перед постановщиком, звукорежиссером стоит лишь одна задача — выбрать ту единственную песню, которая органично сольется с действием, с образом и характером советского человека, жи­вущего в спектакле.

Кроме общеизвестных песен, являющихся своего рода аксессуаром, принадлежностью определенных явлений и событий, в спектаклях нередко звучат оригинальные песни, написанные композитором специально к данной постановке. Но и в этом случае композитор стремится выразить в музыке характерные особенности эпохи и народа, используя для этого как инструментовку, так и мелодическую структуру.

Следует особо остановиться на зарубежных песнях и песенных мелодиях. Такие песни, естественно, звучат в спектаклях западных драматургов, но и в пьесах советских авторов зарубежная песня— не редкость.

Каждая зарубежная песня, введенная в спектакль,может в какой-то мере помочь охарактеризовать время действия.

Нередко обращаются к зарубежным песням при по­становке и таких поэтических спектаклей, как «Малень­кий принц» (Московский драматический театр им. К. С. Станиславского). На протяжении всего дей­ствия в спектакле звучат джазовая музыка и эстрадные песни на английском и французском языках.

При включении зарубежной песни в спектакль необ­ходимо помнить, что если данная песня по ритму, мело­дии подходит к сценическому действию, то текст может идти вразрез с характером данной пьесы. Поэтому, прежде чем остановить свой выбор на той или иной песне, следует проконсультироваться у переводчика о содержа­нии текста.

Вдумчивый подход к выбору той или иной зарубежной песни поможет режиссеру не только как бы обозначить место и время действия, но и под­черкнуть национальные и социальные особенности того народа, жизнь которого воссоздается на сцене.

Нередко режиссер, ставя спектакль на молодежные темы, обращается к песням самодеятельных авторов. Их творчество, получившее сейчас широкое распростране­ние и занявшее заметное место в быту молодежи, требует тщательного отбора. Среди песен подобных авторов есть действительно много содержательных и оригинальных поэтических текстов, но зачастую со сцены звучат мало­художественные пошловатые строки. Кроме того, музы­кой к таким произведениям обычно служат самые заез­женные, взятые из бытовых романсов, уличных и жар­гонных песен мелодии.

Тем не менее для характеристики отдельных персона­жей или группы, для создания определенной атмосферы действия режиссеру бывает необходимо специально вклю­чить в спектакль малохудожественные произведения вокального жанра. Кроме того, могут понадобиться песни из канувшего в прошлое воровского репертуара. В спектакле «Интервенция» (Московский театр Сатиры) тройка анархистов поет песенки «Лимончики», «Шара­бан», они же исполняют своеобразный гимн анархистов «Цыпленок жареный». Включены все эти произведения в спектакль для придания действию необходимого коло­рита, и, конечно, они как нельзя лучше характеризуют персонажей.

В спектакль могут быть введены и различные церков­ные песнопения. Интересный пример в этом смысле дает постановка пьесы «Откуда грех?» в Минском театре им. Янки Купалы. Режиссер ввел в спектакль сектант­ские псалмы, исполняемые на мотивы популярных ста­ринных и современных песен. Пародия здесь достигает, казалось бы, своей кульминации. Однако выясняется, что псалмы эти — подлинные, они собраны автором и без изменения вставлены в спектакль. Самым пародийным оказалось самое достоверное.

Другой вид вокального жанра, к которому довольно часто обращаются режиссеры,— это романс.

Романсом называется сольная лирическая песня с инструментальным сопровождением, обычно отражающая внутренний мир, личность человека.

По сравнению с песней связь музыки и слова в роман­се более тесная, детальная, что достигается более слож­ными выразительными средствами, более развитой му­зыкальной композицией. Романсу свойственна большая тонкость в выражении оттенков чувств, подчас с трудом передаваемых словами.

Разница музыкальной трактовки стиха в песне и в ро­мансе станет ясной, если сравнить, например, романс Чайковского «Песня цыганки» на слова Я. Полонского с фольклорной песней «Мой костер в тумане светит» на тот же текст. В песенной мелодии соединяются удаль и грусть, это песня прощания. В романсе эти же на­строения передаются более тонко и гибко.

В романсовом творчестве, как в любом другом жанре, существуют различные направления со своими характер­ными чертами и особенностями. Основными из них яв­ляются: жанр западноевропейского романса и жанр русского романса. Причем жанр русского романса раз­деляется на два типа — бытовой и классический романс.

В театре наиболее широкое распространение получил бытовой романс.

Бытовой романс часто вводится в спектакль для создания соответствующего настроения, для передачи чувств и настроения героя.

Известно, что в 30—40-е годы прошлого века москов­ские цыгане исполняли, помимо цыганского старинного фольклора, русские крестьянские песни и современные бытовые романсы, а также классические образцы русских свадебных, протяжно лирических, обрядовых песен, не­сколько трансформированных на «цыганский лад».

В эпоху А. Н. Островского в репертуаре московских цыган еще были благородные по музыке бытовые песни-романсы, пленявшие красотой русского распева и чисто­той стиля («Уж как пал туман», «Ноченька», «Сарафан­чик», «Обойми, поцелуй»). Их напевами пронизаны бы­товые пьесы А. Н. Островского, такие, как «Гроза» и «Бесприданница».

В 80—90-е годы в репертуаре цыган появились разуха­бистые песни, воспевающие романтику кабацкого быта, и сложился вполне специфический жанр «цыганского романса», утвердившийся и на эстраде, и в нотных публи­кациях, и в музыкальном быту горожан. Подобных ро­мансов существовало великое множество. Так, например, только на букву «Я» существовала целая романсовая энциклопедия любви: «Я скажу тебе», «Я люблю Вас так безумно», «Я клянусь», «Я вновь один», «Я б умереть желал» и т. д. и т. п. Эти слащавые мещанские роман­сы могут достаточно ярко характеризовать облик опре­деленных персонажей.

Получили распространение в спектаклях вокальные баллады, произведения повествовательного склада со стихотворным текстом. Нередко за внешне спокойной формой баллады скрыт большой внутренний драматизм. Благодаря своему повествовательному характеру балла­да является довольно удобной формой для ознакомления зрителя с событиями, совершившимися в прошлом или происходящими вне сценической площадки.

В последнее время в спектаклях драматического теат­ра все чаще стали звучать песни типа небольших баллад, песни-раздумья, так называемые зонги. В спектаклях они обычно выполняют функцию авторских отступлений, с помощью зонгов можно дать оценку действию, проис­ходящему в пьесе от лица автора или постановщика. Иронические, грустные, патетические, они могут чутко следовать за интонациями пьесы, помогая актерам доне­сти авторскую мысль, а зрителю понять подтекст содер­жания пьесы. Завершая отдельные эпизоды и сцены или внезапно врываясь в действие, зонги связывают все вое­дино, укрупняя смысл событий, придавая завершенность стилевому решений спектакля.

В качестве зонгов могут быть использованы также стихи, написанные ранее, как, на­пример, это сделано в спектакле Московского театра драмы и комедии «Добрый человек из Сезуана», где в ка­честве зонгов звучат стихи Марины Цветаевой. 'Испол­няют зонги, как правило, под гитару.


Сейчас читают про: