double arrow

Произведения сонатно-симфонического цикла. Частушки — русские народные песни, основанные на многократном повторении небольшого куплета. По со­держанию частушки довольно различны, в них можно встретить


Одночастные произведения

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ

Куплеты

Частушки и куплеты

Частушки — русские народные песни, основанные на многократном повторении небольшого куплета. По со­держанию частушки довольно различны, в них можно встретить острую, хлесткую сатиру, озорной юмор, лири­ческие раздумья (так называемые страдания) и пр. Ритм в частушках четкий—танцевальный: их исполнение сопровождается обычно игрой на гармошке или бала­лайке.

Частушки имеют вполне определенное временное де­ление: частушки эпохи революции и гражданской вой­ны, частушка 20-х и 30-х годов, частушка наших дней и т. д.

Частушки часто исполняются на злобу дня, и именно эта особенность жанра дает возможность постановщику передать в ней как свое, так и отношение действующих лиц к происходящему в процессе развития сценического действия.

Только что на сцене произошло какое-то событие, а ге­рой спектакля уже поет об этом частушки и через них выражает свое отношение к этому событию. Такое «опе­ративное» отражение действительности свойственно имен­но этому жанру.

Но частушка в спектакле — это не только внешняя примета времени, это и проникновение в характер дей­ствующих лиц. В частушечных попевках можно нередко выразить и мечты людей и их надежды, протесты и кон­фликты.




В наши дни почти ни один спектакль, рассказываю­щий о людях русского сёла, не обходится без частушек, которые стали своеобразной характеристикой сельского народного быта.

Нередко режиссеры злоупотребляют этим жанром, и тогда частушки становятся своего рода музыкальным ярлыком, штампом для иллюстрации характеристики ме­ста действия.

Это сатирические и комические песенки, которые преимущественно исполняются на эстраде, в оперетте, в водевилях и комедиях.

Куплеты чаще всего сопровождаются несложной музыкой, исполняемой на гитаре, концертино или оркест­ром. Основная тема современного куплета — злоба дня.

Существует мнение, что куплеты — жанр ограничен­ных возможностей и что в драматическом театре их ме­сто лишь в водевилях и комедиях.

Тем не менее опытные режиссеры, обращаясь к куп­летам, используют их в спектаклях других жанров.

Инструментальную музыку, так же как и вокальную, многообразно используют в драматическом спектакле. Именно инструментальная музыка чаще всего выполняет важнейшие функции в сценическом действии.

Инструментальных жанров довольно много, это и од­ночастные пьесы и произведения сонатно-симфонического цикла, программно-симфонической и танцевальной му­зыки.

Небольшие произведения, как правило, содержащие всего один основной образ, одно настроение или же два ярко контрастирующих образа.



К одночастным произведениям относятся ноктюрн, прелюдия, рапсодия, инструментальная пьеса и др., с по­мощью которых на сцене можно передать необходимое настроение, подчеркнуть образ персонажа.

Нередко для музыкального оформления привлекают одночастные полифонические произведения, как, напри­мер, фуги.

Диапазон образного содержания фуг обширен: фуга может запечатлеть широкий круг вдохновенных лириче­ских высказываний, философско-этические раздумья о мире, жизни, различные переживания человека, поэти­ческие созерцания природы, жанровые картины и драма­тические сцены.

Это соната, симфония, концерт.

В отличие от малых форм инструментальной музыки произведения сонатного цикла заключают в себе не один-два музыкальных образа, а целую систему их.

Сонаты не так уж часто используются в музыкальном оформлении спектакля. Однако этот жанр имеет большие возможности, хотя раскрывает в основном эмоциональ­ную сторону действия, создает определенный настрой всей постановки.

Многоплановость образов этого жанра, воплощение глубоких замыслов, отображение душевной борьбы во множестве оттенков и переходов — все это дает возмож­ность создать музыкальное оформление, богатое музы­кальными образами, помогающими раскрыть идейное содержание пьесы, воссоздать эпоху, проиллюстрировать определенные сцены и т. д.

Естественно, что при подборе музыки к спектаклю невозможно брать симфоническое произведение целиком, но фрагменты или отдельные музыкальные темы могут послужить основой для музыкального оформления.







Сейчас читают про: