double arrow

Танцы 1900 -1914 гг


Танцы XX века

Полонез

Мазурка

Мазуркатрёхдольный танец польского происхождения. Крестьянская мазурка — подвижный прыжковый танец с не­ожиданными акцентами, синкопами. Как бальный танец ма­зурка известна с XIX века. Бальная мазурка соединила в себе черты нескольких польских танцев: мазурки, куявяка и оберека. Эти танцы (особенно оберек) имеют более лирический характер, что отразилось в бальной мазурке. В XIX веке и мазурка, и оберек, и куявяк продолжали существовать как народные танцы польских крестьян.

Для мазурки характерен острый, причудливый ритмичес­кий рисунок, часто с акцентом на второй доле и «раздроб­ленной» первой четвертью. Иногда она «дробится» пунктир­ным ритмом, иногда восьмыми, иногда триолью.

Фактурные формулы аккомпанемента в крестьянских ма­зурках могут быть различными, но в творчестве композиторов часто используется формула вальса — бас и два аккорда.

Лучшие образцы жанра мазурки принадлежат Ф.Шопену.Все его 58 мазурок написаны для фортепиано. Большинство из них имеют трехчастную форму, но есть мазурки и в форме рондо, как например, Пятая мазурка си-бемоль мажор. Она звучит как блестящий бальный танец с характерным для мазурки ритмом и причудливыми скачками в мелодии:

Торжественный танец-шествие польского происхождения. Полонезом обычно открывались балы. Танец умеренного темпа, в трехдольном метре.Характерна особая ритмическая фигура - восьмая и две шестнадцатых на первой доле.Часто используется пунктирный ритм.

В XIX веке около 20 «полонезов не для танца» написал польский дипломат и композитор-любитель, Михал Клеофас Огиньский. Его ля-минорный лирический Полонез для фор­тепиано получил мировую известность. В напевной, выразительной, грустной мелодии пер­вого раздела нет танцевальной чёткости полонеза, лишь ха­рактерная ритмическая фигура во втором такте напоминает об этом жанре:

Черты торжественного, героического полонеза появляются в среднем разделе.

В опере «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») Михаил Иванович Глинка изображает бал во дворце воин­ственного польского короля Сигизмунда. Открывается бал полонезом, в котором композитор использует характер­ные ритмические фигуры этого танца: и пунктир, и формулу полонеза. Этими фигурами и фанфарной интонацией вступления он под­чёркивает сходство полонеза с маршем.

Высшими достижениями в этом жанре считаются полонезы Ф. Шопена. Его 16 фортепианных полонезовпредставляют собой развёрнутые музыкальные поэмы-картины героического, драматического, лирического содержания. Полонезы Шопена навеяны драма­тичной историей Польши.

Один из известнейших полонезов ШопенаПолонез Ля мажор.

В XX веке с появлением больших эстрадных площадок, активной роли радио, телевидения, кино танцевальная музыка стала наиболее распространенным и популярным ви­дом музыкального искусства, её коммерческие направления (напри­мер, диско) составляют часть так называемой массовой культуры.

Ø регтайм Ø кэк-уок Ø танго Ø вальс - бостон Ø пасадобль

Регтайм - (англ. – ragtime - син­копированный ритм) - стиль форте­пианной игры и связанный с ним жанр танцевальной фортепианной пьесы, сложившейся к концу XIX века. По происхождению регтайм связан с "трактирной" музыкой северо-американских негров, приёмами игры на банджо, танцем кэк-уок. Музыка регтайма явилась одним из предшественников джаза. Регтайм также американский салонный и бальный танец. От него произошли танцы тустеп, уанстеп, фокстрот.

Кэк-уок - бальный и эстрадный танец. Возник как народный танец северо-американских негров во второй половинеXIX века. Название танца связано с обычаем награждать лучших исполнителей пирогом, а также позой танцовщиков, как бы предлагающих блюдо с пирогом. Ритм кэк-уока близок регтайму, с характерными острыми синкопами. Музыкальный размер 2/4.. Испол­няется в темпе быстрого марша. К форме этого танца обращалcя французский копозитор К. Дебюсси – Пьеса «Кукольный кэк-уок» из фортепианной сюиты «Детский уголок»:

Танго - бальный танец, широко распространившийся в начале XX века в европейских странах. В XIX веке в Испании распространилось цыганское танго - сольный женский танец. Аргентинское танго, предста­влявшее собой парный бальный танец и затем ставшее исключительно популярным во всем мире, впервые появилось на сценах Буэнос-Айреса в конце XIX века. Темп танго - мед­ленный, музыкальный размер 2/4 или 4/8 (4/4), для которого характерны мелодическая яркость и остинатная фигура в аккомпанементе:

Параллельно с танго-танцем об­разовалась самостоятельная форма - танго-песня, а еще позже - танго как самостоятельная инструментальная пьеса.

Вальс - бостон - по названию города Бостон в США - амери­канский салонный танец лиричес­кого, часто сентиментального ха­рактера. Разновидность медленного вальса. Музыкальный размер 3/4. Для этого танца характерна пауза в аккомпанементе на третьей четверти каждого такта. Мелодическое начало бостона преобладает над ритми­ческим, темп то ускоряется, то замед­ляется.

Паcадобль. Танец пришел из Латинской Америки. Его движе­ния подражают движениям гор­дого тореадора.


Сейчас читают про: