Из истории балета

Балет

Б а л е т - один из видов музыкально-театрального искусства. Это спектакль, в котором соединены музыка, танец, драматическое и изобразительное искусство. Как и в любом театральном спектакле, в балете есть сюжет, дейст­вующие лица. Его герои наделены человеческими чувствами. Они действуют, думают, радуются и страдают. Но их действия и чувства раскрыты не с помощью слов или пения, как в драме или опере, а посредством танце­вальных движений под музыку.

Танец - основа балета. Слово «балет» происходит от итальян­ского «baletto», что значит «танец». Как профессиональное искусство балет сформировался во Франции. Первоначально это было торжественное придворное зрелище, в котором принимали участие король и королева. Во второй половине XVII в. великий французский комедиограф Мольер написал несколько коме­дий-балетов, музыку к ним создал придворный композитор Жана-Батиста Люлли, который был и балет­мейстером –постановщиком балета. Эти балеты исполнялись еще не профессиональными танцовщи­ками, а актерами труппы Мольера. По­зднее французские балетмейстеры создали специальный хореог­рафический «язык», которым класси­ческий балет пользуется до сих пор. Одно время балет был объединен с оперой. Жанр оперы-балета также зародился в творчестве француз­ского композитора Ж.Б. Люлли.

Природа наградила его редким сочетанием талантов — композито­ра и танцовщика. Свою блестящую карьеру он начал в Париже как танцовщик. Его партнером бывал сам король —Людо­вик XIV. В1661 году в Париже была основана «Королевская академия танца», а позднее оперный театр «Королевская академия музыки», ко­торую в течение 15-ти лет возглавлял, при поддержке Короля-Солнца, сам Люлли. В 1713 году при театре возникла балетная школа, ставшая главной балетной школой Европы. Она продолжает работать и сейчас.

Сочиняет и записы­вает танцы хореограф (слово «хореография» обозначает ис­кусство записи танцев, а в последние столетия — и танце­вальное искусствов целом).

В балете равно важны три составные части:

Ø классический танец,

Ø характерный танец и

Ø пантомима.

Классический танец выражает настроения, чувства героев. Он очень красив и грациозен. Все его движения и позы очень изящны. Для классического танца необходимы отточенная техника прыжков, враще­ний, «полетов». Балерины танцуют на пальцах - на пуантах.

Классический танец бывает сольным и ансамблевым:

С о л ь н ы е танцы носят на­звание вариаций. Подобно оперной арии, вариация рисует портрет героя, помогает понять его характер.

А н с а м б л е в ы е танцы:

Pas de-deux (па-де-дё) — танец вдвоем. Так назывется и центральный номер балета, исполняемый главными героями. Он состоит из адажио (дуэт главных героев), вариаций (сольные номера героя, затем героини) и быстрой коды.

Pas de-trois (па-де-труа) — танец втроем,

Pas de quatre (па-де-катр) — танец вчетвером и т. д.

М а с с о в ы е т а н ц ы исполняет кордебалет («хор балета»). В классических танцах кордебалета главный принцип композиции — симметрия и геометрическая правильность. Хореографические группы образуют круги, квадраты, звезды, кресты и другие геометрические фигуры.

Характерный танец. Он выражает характеры: национальный, фантастический, комический, сказочный. Часто так называются танцы, ос­нованные на народных движениях, на­пример — испанский, неаполитанский и т.д.

Панто­мима — это движения и жесты, которыми акте­ры как бы разговаривают. При ее помо­щи передается содержание, сюжет спектакля. Панто­мима связывает отдельные танцы, помогает развитию действия.

Во второй половине XVIII века балет отделился от оперы и стал самостоятельным видом музыкально-театрального искусства. Балетные школы появились во многих странах Европы, включая Россию.

XIX век внес много нового в искусство балета. В бале­те, как и в литературе, музыке, живописи, возрос инте­рес к духовной жизни человека, к миру его чувств, настро­ений, переживаний. Появился новый, романтический балет, ярчайшими примерами которого явля­ются балеты французских композиторв - «Жизель» Адольфа Адана и «Коппелия» Лео Де­либа. Но подлинного расцвета искусство балета достигло в России, где работали два гениальных мастера — композитор Петр Ильич Чайковский и балетмейстер Мариус Петипа.

Мариус Петипа - знаменитый французский танцовщик, еще моло­дым приехал в Россию и отдал служению своей второй родине 60 лет жизни. За эти долгие годы он поставил и возобновил 76 балетов. В них сочетались высочайшее техническое мастерство, строгий расчет и поэтическая одухотворенность. Вершинами творчества Петипа счита­ются «Дон-Кихот», «Баядерка» на музыку Людвига Минкуса, «Раймонда» на музыку Александра Глазунова и балеты, поставленные на музыку Чайковского.

Балеты Чайковского, созданные совместно с Петипа, стали образцами академического балета. Из искусства развлекательного балет превратился в искусство глубокое и серьезное. Отныне композиторы придавали балетной музыке такое же значение, как и оперной и симфонической. Петр Ильич писал: «Балет — та же симфония». Его последний балет — «Щелкунчик» — написан тем же ярким, выразительным и сложным языком, что и близкие ему по времени сочинения-шедевры — опера «Пиковая дама» и Шестая («Патетическая») симфония.

Традицию балетов Чайковского продолжили другие русские композиторы 20 века - Игорь Стравинский (балеты «Орфей», «Жар-птица»,»Петрушка», «Весна всященная» и др.), Сергей Прокофьев (балеты «Ромео и Джульетта», «Золушка» и др.), Арам Хачатурян (балеты «Спартак» и «Гаянэ»), Родион Щедрин (балеты «Конек-горбунок», «Кармен-сюита» - переложение музыки оперы «Кармен» Ж.Бизе, «Анна Каренина» и др.).

В современном балете широко применяют­ся движения, заимствованные из гим­настики, акробатики. Они омолажива­ют старинное искусство, иногда корен­ным образом изменяют его. С середи­ны XX в. в балете все чаще сюжет вовсе отсутствует, господствует чистый та­нец. Иногда балетмейстеры использу­ют при этом музыку, первоначально для балета не предназначенную, например сим­фонии.

Наиболее известны в XIX — XX веках балетмейстеры: Мариус Петипа, Джордж Баланчин, Михаил Фокин, Михаил Лавровский, Морис Бежар, Борис Эйфман, Юрий Григорович, Владимир Васильев.

Выдающиеся танцовщики 20 века: Анна Павлова, Вацлав Нижинский, Галина Уланова, Майя Плисецкая, Владимир Васильев, Екатерина Максимова, Марис Лиепа, Михаил Барышников, Рудольф Нуреев, Николай Цискаридзе и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: