АГРОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА В XX ВЕКЕ
В отделе науки ЦК все прочнее утверждается понимание беспочвенности многочисленных обещаний Т. Д. Лысенко и псевдонаучности его теоретических построений. К концу войны ведущие ученые страны стали резко выступать против застоя в биологии. Организатором и лидером этого течения стал академик АН Белорусской ССР А.Р. Жебрак - генетик и селекционер растений, который в 1930-1931 гг. стажировался в США, в том числе в Калифорнийском технологическом институте у одного из основоположников генетики, создателя хромосомной теории наследственности, президента Национальной академии наук США Т. X. Моргана. С 1934 г. А. Р. Жебрак возглавлял кафедру генетики Московской сельскохозяйственной академии им. К. А. Тимирязева. Он понимал, что ликвидировать тяжелое положение в советской науке, устранить монопольное положение в ней невозможно без участия высшего руководства страны. Выразителем мнения послевоенного поколения молодых работников партаппарата о развитии биологической науки становится Ю. А. Жданов, назначенный заведующим отделом науки Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б). Собственный высокий пост и поддержка отца А. А. Жданова - секретаря Центрального Комитета позволили сыну в начальный период его деятельности занимать относительно самостоятельную линию по руководству наукой. Он, несомненно, внимательно изучил материалы по биологии из архива Секретариата ЦК, знал о критическом настрое в отношении Т. Д. Лысенко ряда членов Оргбюро ЦК, обращениях ученых в ЦК партии.
|
|
Этому способствовали внешние и внутренние факторы. К внешним факторам относилось упрочение международного сотрудничества, как закономерное продолжение военного и политического взаимодействия великих держав в рамках антигитлеровской коалиции. Сотрудничество в военной и научной области требовало взаимодействия научных сил мирового сообщества. Т. Д. Лысенко в силу своих архаичных научных взглядов не был готов к такому сотрудничеству, поэтому он всячески этому препятствовал. Перспективы развития народного хозяйства страны также объективно требовали возрастания роли подлинно научных исследований, чему способствовал и приход к руководству новых научных кадров. К тому же его брат перешел на сторону оккупантов и после войны остался на Западе, а к руководству Академией наук СССР пришел С. И. Вавилов - брат Н. И. Вавилова.
В силу указанных причин в конце 1947 г. - начале 1948 г. дискуссии по проблемам генетики и дарвинизма обострились, В ноябре-декабре 1947 г. на биологическом факультете МГУ и в Отделении биологических наук АН СССР состоялись заседания, посвященные обсуждению проблем внутривидовой борьбы, в феврале 1948 г. в МГУ была проведена конференция по проблемам дарвинизма. На этих собраниях вновь отмечались ошибочность теоретических положений Т. Д. Лысенко и предложенных им агроприемов, наносивших ущерб сельскому хозяйству.
|
|
В связи с полемикой, развернувшейся на страницах американского журнала «Сайенс» о положении в советской биологии, А. Р. Жебрак обращается с большим письмом к Г. М. Маленкову, в котором он для поднятия ме-
Основные проблемы:
1. Сущность всемирно-исторического процесса и его изучение в системе гуманитарных наук.
2. Особенности изучения истории: предмет, источники, методы, концепции, функции исторических знаний.
3. Специфика изучения истории России:
а) в русской историографии XVIII – начала XX в.;
б) в советскую эпоху (проблемы идеологического влияния на науку);
в) в современной российской науке.
4. Этногенез восточных славян и его изучение в исторической науке.
5. Предпосылки и особенности образования Древнерусского государства.
Темы докладов и рефератов:
1. Исторические представления и школы Античности, Средневековья и Нового времени.
2. Современные западные исторические школы и концепции.
3. Советская историческая наука: противоречие партийности и объективности.
4. Гипотезы о влиянии космических циклов на историю человечества.
5. Вспомогательные исторические дисциплины: историография, источниковедение, археология, геральдика, нумизматика и др.
Основные понятия: история, исторический процесс, хронотоп, историзм, объективность, принцип альтернативности в истории, формация, цивилизация
Имена основных представителей исторической науки и философии истории: Геродот, Г. Скалигер, Г.З. Байер, Г. Гегель, Н.М. Карамзин, П.Я. Чаадаев, С.М. Соловьев, М.Н. Покровский, Р. Пайпс, А.Н. Сахаров.
Литература [основная – 1 – 15; дополнительная – 2, 4, 12]
Семинар 2. Становление Древнерусской государственности (IX – XII вв.)
Основные проблемы:
1. Государство Киевская Русь IX – первой половины XII в.: социально-экономическое и политическое развитие.
2. Историческая обусловленность принятия христианства. Крещение Руси. Роль Православия в формировании культуры и нравственных ценностей русского народа.
3. Политическая раздробленность Киевской Руси: предпосылки и сущность процесса. Русские земли и княжества в XII – XIII вв.: особенности социально-экономического развития и политического устройства (Владимиро-Суздальская, Галицко-Волынская, Новгородская и другие земли)
4. Культура Руси IX – первой половины XIII в.
Темы докладов и рефератов:
1. Вопрос о происхождении Древнерусского государства: Споры вокруг «норманнской теории».
2. Язычество восточных славян
3. Крещение Руси и проблема двоеверия в духовной жизни древних руссов.
4. Появление монастырей в Киевской Руси и их влияние на нравственность и культуру древнерусского общества.
5. Основные памятники архитектуры Домонгольской Руси.
6. Литература Древней Руси XI – начала XIII в.
7. Митрополит Илларион и его «Слово о Законе и Благодати».
Основные понятия: этногенез, «норманнская теория», полюдье, «Русская, правда», вече, кириллица, крестово-купольный стиль, язычество, православие, двоеверие.
Основные исторические деятели: Рюрик, Владимир Красно Солнышко, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Илларион, Нестор Летописец.
Литература [основная – 1 – 15; дополнительная – 1, 6 – 8, 11 – 13, 16, 18, 19, 22, 23, 25]