Тема 9. Педагогическая мысль в России и Беларуси во второй половине ХIХ века
Тема 8. Становление системы образования в России и Беларуси в первой половине XIX века
Тема 7. Классики западноевропейской педагогики XIX века
Становление педагогической науки в XIX в. Теоретическое обоснование и реализация идей реального образования И. Г. Песталоцци.
И. Ф. Гербарт о воспитании этического видения мира как цели образования, о содержании и методах нравственного воспитания. Дидактические взгляды И. Ф. Гербарта. Введение понятия «воспитывающее обучение».
Трактовка А. Дистервегом сущности и задач общечеловеческого воспитания. Развитие им принципов природосообразности, культуросообразности, самодеятельности и способов их реализации в учебном процессе. Разработка дидактики развивающего обучения.
Характеристика основных звеньев системы народного образования.
Школы для крестьянских детей в дворянских усадьбах. Создание специальных высших школ. Открытие первых лицеев. Царскосельский лицей. Влияние декабристов на педагогическую мысль и школу России.
|
|
Политика царского правительства в области народного образования после разгрома восстания декабристов.
Типология российских гимназий середины ХIХ века. Развитие профессионального образования.
Особенности проведения реформы образования в Беларуси начала ХIХ века.
Характеристика системы образования в Виленском учебном округе. Помещичьи, мещанские и монастырские школы. Школы католических орденов. Одноклассные и двухклассные приходские училища. Развитие женского образования в Беларуси.
Общественно-педагогическое движение второй половины ХIХ века и его причины. Борьба против сословной школы и критика крепостнического воспитания. Возникновение первых общественных организаций (Петербургское педагогическое собрание, комитет грамотности, воскресные школы). Развитие педагогической журналистики.
Педагогические взгляды и деятельность Н. И. Пирогова. Идея общечеловеческого воспитания в статье «Вопросы жизни». Проект школьной системы и преемственности всех ее ступеней.
Критика существующей системы образования Н. А. Добролюбовым в статьях «О значении авторитета в воспитании» и «Всероссийские иллюзии, разрушаемые розгами». Добролюбов о роли умственного образования в системе подготовки человека к жизни.
Идея народности как основа педагогической системы К. Д. Ушинского, его дидактические взгляды. Работа «Труд в его психическом и воспитательном значении». Ушинский о миссии учителя в обществе и программе его подготовки.
Философско-педагогические взгляды Л. Н. Толстого. Реализация идеи свободного воспитания в Яснополянской школе.
|
|
Национально - освободительное движение в Беларуси 1863 - 1864 гг. Идеи К. Калиновского о народном образовании. Просветительские взгляды Ф. К. Богушевича, А. В. Богдановича.
Просветительская деятельность белорусских педагогов-этнографов.
Зарубежная школа и педагогика в начале ХХ века. Создание национальных систем народного образования, усиление централизации управления и финансирования школ, продление сроков начального обучения.
Направления и задачи реформаторской педагогики.
Основные идеи «Теории свободного воспитания». Содержание экспериментальной педагогики. Концепция «Школы действия». Тесты как один из инструментов экспериментальных исследований и их прикладное значение. Педология – синтез психологических, биологических и социологических знаний о развитии ребенка. Взаимосвязь экспериментальной педагогики и бихевиоризма. Идея трудовой школы (Г. Кершенштейнер).
Опыт организации школ на основе идей реформаторской педагогики. Три типа «новых школ» (С. Редди): школа для будущего рабочего с крепкими мускулами; школа для тех, деятельность которых потребует глубокого понимания проблем современного мира; школа для будущих лидеров и руководителей в области политики, права, педагогической деятельности.
Школьные реформы конца XIX-начала ХХ веков как стимул к развитию педагогической теории и практики.