ОГЛАВЛЕНИЕ
Минск 2009
Программно-методический комплекс
И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ МАКСИМА ТАНКА»
УДК 37 (091)(075.8)
ББК 74.03 я 73
Печатается по решению редакционно-издательского совета БГПУ,
рекомендовано секцией педагогических наук
(протокол № от)
Авторы:
М.И.Демидович – темы 3, 4, 8, 9 12, 13;
В.А.Капранова – темы 2, 6, 14, 15, 16, биографии;
Л.Л.Подольная – темы 1, 5,7, 10, 11.
Рецензенты:
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики высшей школы и современных воспитательных технологий БГПУ З.С.Курбыко;
кандидат педагогических наук, доцент кафедры проблем развития образования БГУ С.А.Пуйман
П784История образования и педагогической мысли: прогр.-метод. комплекс / В.А.Капранова, М.И.Демидович, Л.Л.Подольная. – Минск: БГПУ, 2009. – 84 с.
Программно-методический комплекс содержит учебно-тематический план и программу раздела «История образования и педагогической мысли» курса «Педагогика», а также материалы к управляемой самостоятельной работе студентов, включающие методические разработки, контрольные задания, кроссворды, тесты. Представлены тематика рефератов и докладов, контрольные вопросы к экзамену, список литературы, биографические данные известных отечественных и зарубежных педагогов и просветителей, внесших вклад в развитие образования. Адресуется студентам, преподавателям педагогических специальностей вуза, а также слушателям системы повышения квалификации, изучающим педагогические дисциплины.
Введение.................................................... 4
Учебно-тематический план курса................................ 5
Содержание программы курса.................................. 6-12
Тематика семинарских занятий................................. 13-15
Материалы к управляемой самостоятельной работе............... 16-59
Тематика докладов и рефератов................................ 60-62
Контрольные вопросы к экзамену (зачету)........................ 63-65
Список литературы...........................................66-67
Краткие биографические сведения о жизни и деятельности
известных педагогов....................................... 68-83
ПРИЛОЖЕНИЕ............................................... 84
История педагогики – отрасль педагогической науки и учебная дисциплина, раскрывающая развитие всемирного историко-педагогического процесса. Ее изучение формирует общую педагогическую культуру, позволяет уяснить ход и особенности развития процессов в сфере воспитания и образования на различных этапах развития цивилизации.
Задачи курса:
§ способствовать формированию у студентов системы историко-педагогических знаний с позиций цивилизационно-антропологического подхода;
§ познакомить с выдающимися мыслителями, занимавшимися вопросами образования, педагогами различных исторических эпох и народов;
§ пробудить интерес к историко-педагогическому наследию и потребность в его изучении и усвоении;
§ выработать первоначальные умения работать с историко-педагогической литературой;
§ способствовать формированию целостного педагогического сознания и личностной оценки историко-педагогических идей.
В связи с введением в действие новой типовой программы по курсу «Педагогика» назрела необходимость систематизировать и упорядочить материал по курсу педагогических дисциплин. В связи с этим издание представляет собой попытку представить в общем виде программу раздела «История образования и педагогической мысли», сетку часов на ее изучение, их распределение по темам, тематику семинарских занятий и вопросы к ним, общие для всех факультетов Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка. Программно-методический комплекс включает также материалы для самостоятельной работы студентов по овладению темами курса, тематику семинаров, докладов и рефератов по каждой теме, краткие биографические сведения об отечественных и зарубежных просветителях и педагогах, внесших вклад в развитие образования.
Пособие целесообразно использовать после знакомства с текстовым материалом для более сознательного осмысления и восприятия материала. Уместно его использование на семинарах при проверке знаний студентов, оценке их готовности к экзаменам. Оно также может быть полезно аспирантам и соискателям при подготовке к сдаче вступительных и кандидатских экзаменов по курсу педагогики.
Авторы-составители выражают благодарность рецензентам кандидатам педагогических наук, доцентам С.А.Пуйману и З.С.Курбыко за ценные замечания и советы, высказанные при подготовке рукописи к изданию.






