Полоцкий Симон

(в миру — Самуил Гаврилович Ситнянович-Петровский)

(1629-1680)

М онах, общественный и церковный деятель, богослов, писатель, поэт, драматург, переводчик. Родился в Полоцке, учился в Киево-Могилянской Академии. В 1656 принял монашество и стал преподавателем («дидаскалом») в Полоцкой братской школе. В 1664 отправился в Москву, где был принят на царскую службу. Составлял речи царя, писал торжественные объявления, переводил полемические трактаты. Возглавил созданную при Приказе тайных дел первую в России школу нового типа, где обучал латинскому языку государственных чиновников - будущих дипломатов. С 1667 г. придворный поэт и воспитатель детей царя Алексея Михайловича: будущего царя Федора и царевны-правительницы Софьи, для которых написал несколько сочинений: «Вертоград Многоцветный» (сборник стихотворений, предназначенный служить «книгой для чтения»), «Житие и учение Христа Господа и Бога нашего», «Книга кратких вопросов и ответов катехизических». Пользуясь покровительством царя, открыл в 1678 в Кремле типографию, свободную от церковной цензуры. Первой книгой, изданной в типографии, был "Букварь языка славенска" (1679). Осознавая как одну из насущных задач необходимость просвещения и воспитания общества, начиная с самых его верхов, Полоцкий издал в типографии ряд сочинений своих и других авторов, привлекая к их оформлению придворного художника и гравера. Написал множество стихотворений (составивших сборник «Рифмологии»), в которых воспевал разные события из жизни царского семейства и придворных, а также две комедии для зарождавшегося театра: «Комедия о Навуходоносоре царе…» и «Притчи о Блудном сыне», которые пользовались успехом. Впервые в русской поэзии переложил на стихи одну из библейских книг - Псалтырь "Псалтирь рифмотворная"(1680), которая была напечатана в типографии, а в 1685 положена на музыку дьяком Василием Титовым. М.В.Ломоносов высоко оценивал эту книгу, назвав ее "вратами своей учёности". Она положила начало богатой традиции стихотворных переложений псалмов XVIII-XIX вв. Своим независимым положением при дворе Полоцкий воспользовался в целях возрождения давно угасшей в Москве живой церковной проповеди. Написал более 200 проповедей, которые были изданы уже после его смерти, в 1681 — 1683 гг., в двух сборниках: «Обед душевный» и «Вечеря душевная». Перу Полоцкого принадлежит богословскийтруд "Венец веры православнокатолической" (1670). Результатом его лексикографических штудий был составленный им польско-церковнославянский словарь (хранится в Упсальской университетской библиотеке, Швеция).

В 1679 г. С.Полоцкий разработал проект организации высшей школы (" академии ") по типу польских и западноевропейских университетов. Данный проект был положен в основу создания славяно-греко-латинской академии в Москве и разработки ее Устава "Привилея Славяно-греко-латинской академии" (1682), представленного на утверждение царю Федору Алексеевичу его верным учеником и другом Сильвестром Медведевым.

Сухомлинский Василий Александрович

(1918-1970)

Родился на Херсонщине в бедной крестьянской семье. После окончания школу-семилетку учился на подготовительных курсах при Кременчугском педагогическом институте. Начал свою педагогическую деятельность в 1935 году учителем украинского языка и литературы сельской школы. Спустя три года в 1938 году окончил Полтавский педагогический институт. Во время Великой Отечественной войны был тяжело ранен. После освобождения приехал в родные места и в качестве заведующего районо принялся за восстановление школ района. С 1948 года до конца жизни был директором Павлышской средней школы на Кировоградчине. Кандидат педагогических наук (1955), член-корреспондент Академии наук СССР (1957).

Расцвет педагогического творчества В.А.Сухомлинского приходится на 50-60-е годы. Педагогическое наследие Сухомлинского разносторонне и разнопланово. Его занимали различные аспекты коммунистического воспитания молодого поколения — идейно-политическое, гражданское, умственное, нравственное, эстетическое, физическое. Интересовали педагога и проблемы дидактики, прежде всего воспитательная сторона процесса обучения. Он упорно искал пути укрепления связи школы с семьей. Большое внимание уделял вопросу организации педагогического коллектива, достижения каждым учителем высокого уровня педагогического мастерства. Он превратил Павлышскую сельскую школу в настоящую лабораторию передового педагогического опыта, знакомиться с которым приезжали не только советские, но и зарубежные педагоги. Одним из первых Сухомлинский начал подготовку детей шестилетнего возраста к обучению в школе. Многие инновации, впервые появившиеся в стенах Павлышской школы (педагогические консилиумы, уроки этики и психологии семейной жизни, родительская школа и др.), прочно вошли в массовую педагогическую практику.

Центральная часть дидактической системы Сухомлинского — трудовое воспитание. В Павлышской школе была внедрена система трудового воспитания, основой которой были политехническое обучение и общественно полезный, производительный труд учащихся. Трактовал сельскохозяйственный труд как средство развития личности, а не только как путь подготовки учащихся к овладению профессией.

Сухомлинский считал педагогику не только наукой, но и искусством. Он придал романтическую окраску внеклассной и внешкольной работе, деятельности школьной пионерской и комсомольской организаций. Оперировал в воспитательной работе яркими образами, ввел в жизнь школы элементы праздничности, красоты: «Уголок красоты», «Остров чудес», «Сад здоровья», «Яблоня матери», «Праздник розы» и др. Вошел в историю педагогики как педагог-гуманист, разработавший собственную самобытную концепцию воспитания и претворивший ее в деятельности простой сельской школы. Написал ряд произведений, которые можно считать литературно-художественными: «Сердце отдаю детям» (1969), «Рождение гражданина» (1970), «Разговор с молодым директором школы», «Мудрая власть коллектива», «Павлышская средняя школа» и др. Написанные просто и доступно, книги Сухомлинского сделали его имя широко известным и поставили его в ряд наиболее известных советских педагогов второй половины ХХ века.

Ушинский Константин Дмитриевич

(1812-1871)

Основоположник научной педагогики и народной школы в России. После окончания в 1840 году гимназии поступил на юридический факультет Московского университета. Блестящие способности и выдающиеся успехи Ушинского-студента были отмечены в университете. В возрасте 23 лет он получил назначение исполняющего обязанности профессора камеральных наук (цикл общественно-юридических наук) в Ярославский лицей, где начал свою педагогическую деятельность. Его карьера была прервана в 1949 году, когда после обвинения в неблагонадежности он был отстранен от занимаемой должности. Работал в Гатчинском сиротском институте преподавателем русской словесности и географии, а затем инспектором классов (1854-1859). В 1859 году был переведен на должность инспектора классов (зав. учебной частью) Смольного института благородных девиц, где провел реформу этого учебного заведения: модернизировал учебный план, ввел новые методы обучения и др. Для преподавания в институте пригласил известных педагогов В.И.Водовозова, Д.Н.Модзалевского, Д.Д.Семенова и др. Сотрудничал в журналах «Библиотека для чтения», «Журнал для воспитания», «Современник». В 1860-61 гг. был редактором «Журнала Министерства народного просвещения». Был обвинен в атеизме и политической неблагонадежности частью сотрудников Смольного института, недовольных его деятельностью, после чего был вынужден оставить педагогическую деятельность. В 1862-67 годах жил за границей, где изучал постановку женского образования.

Ушинский был крупнейшим ученым своего времени в области педагогики. Отличался широкой эрудицией, рассматривал педагогику в связи с другими науками, изучавшими человека (философия, история, психология). Посвятил рассмотрению этой проблемы свой труд «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868-69). Является автором целостной дидактической системы начального обучения, где дал обоснование вопросам отбора содержания учебного материала, методам и приемам обучения.

Выступал против рецептурной педагогики, был сторонником реального образования, отстаивал идею народности воспитания. Среди педагогического наследия Ушинского центральное место занимают учебники для начальной школы «Родное слово»(1864), «Детский мир»(1861), по которым изучало русский язык не одно поколение русских школьников.

Педагогическая деятельность Ушинского оказала огромное влияние на развитие педагогической мысли в России. В 1947 году в РСФСР была учреждена медаль К.Д.Ушинского, присваиваемая авторам лучших педагогических работ.

Шацкий Станислав Теофилович

(1887-1934)

Советский педагог, организатор системы внешкольного воспитания. Окончил физико-математический факультет Московского университета. Педагогическую деятельность начал в 1905 году с создания первых в России клубов для детей и подростков рабочих окраин. Совместно с А.И.Зеленко организовал под Москвой летнюю колонию для детей и подростков, в основу деятельности которой положил коллективный труд и самоуправление. В 1906 году вместе с единомышленниками создал общество «Сетлемент», спустя два года закрытое полицией за пропаганду социализма среди детей. Увлекшись культурно-просветительской деятельностью с населением Шацкий сплотил вокруг себя группу педагогов-энтузиастов. В дореволюционный период пытался осуществить задачу всестороннего развития ребенка в процессе его разносторонней деятельности (посильный физический труд, игры, занятия искусством). В 1911 году организовал на общественных началах летнюю трудовую колонию «Бодрая жизнь» под Калугой. Опыт организации внешкольной работы, основанной на уважении к личности ребенка, содержание и методы работы с детьми, работу мастерских, клубные занятия описал в книге «Бодрая жизнь» (1914), выпущенной в соавторстве с женой В.Н.Шацкой. В 20-е годы был привлечен Н.К.Крупской к участию в работе учебно-педагогической секции Государственного ученого Совета (ГУС) по составлению новых программ для школ 1 ступени. Считал, что новые комплексные программы должны обеспечивать воспитание в детях понимания соотношения природы, труда и общества в условиях советской действительности.

В годы Советской власти руководил (1919-1932) созданной им Первой опытной станцией по народному образованию Наркомпроса РСФСР, состоявшей из двух отделений: городского — в Москве и сельского — в Калужской области. Станция представляла собой систему детских садов, школ, внешкольных и научных учреждений, педагогических курсов. Шацкий внес значительный вклад в разработку педагогики дошкольного воспитания. Под его руководством были разработаны принципы организации работы с детьми в детском саду по видам деятельности.

Советская школа 20-х годов остро нуждалась в педагогической теории формирования личности в социальной среде. Данные исследования среды, которые проводили сотрудники Первой опытной станции, руководимой Шацким, имели большое значение. Это были первые шаги в развитии социальной педагогики в Советской России.

Нескончаемая критика в адрес Шацкого, постоянные нападки мешали работе. Его педагогические взгляды были оригинальными и не вписывались в общепринятые идеологические установки. В начале 30-х годов он покинул опытную станцию и перешел на должность директора Московской консерватории. В 1934 году скоропостижно скончался. Был забыт официальной педагогикой. Интерес к его личности и педагогическим взглядам возродился в 60-е годы.

Штайнер Рудольф

(1861-1924)

Австрийский философ и педагог. Родился в Австро-Венгрии в семье служащего. Получил хорошее образование. С 14 лет, чтобы оплатить обучение в вузе, занимается репетиторством, которое стало для него первым конкретным погружением в дидактическое искусство. В студенческие годы его преподавателем по истории литературы был выдающийся исследователь творчества Гете профессор К.Шроер, который поддержал увлечение молодого Штайнера Гете и порекомендовал его в качестве редактора и комментатора издателю, готовившему к изданию собрание естественнонаучных сочинений Гете. После окончания Венской технической школы, Штайнер работает домашним учителем в семье венского коммерсанта, один из детей которого считался душевно больным и Штайнеру пришлось искать особую методику обучения. Он не только подготовил своего воспитанника к сдаче экзамена на аттестат зрелости, но и к поступлению в университет. В 1890 году Штайнер снова начинает работать в архиве Гете, где готовит к изданию часть научного исследования Гете. Одновременно он трудится над разработкой собственной научно-философской концепции. В 1891 году он защитил докторскую диссертацию, изданную затем в виде книги «Истина и наука». В 1897 году Штайнер переезжает в Берлин и работает редактором «Литературного журнала», работает в качестве литературного и театрального критика. Благодаря своей деятельности он вхож в различные круги берлинского общества. Правление школы для рабочих приглашает его преподавать историю и ораторское искусство. В школе Штайнер работает в течение 6 лет, его популярность как педагога среди слушателей была огромна. Он много ездит с лекциями по городам Германии, посещает кружки теософов. Прочитанные лекции обобщаются им в работе «Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки», где он впервые излагает свои педагогические взгляды на развитие ребенка и особенности его мышления. По мысли Штайнера. педагогика, основанная на подлинном познании человека, требует не просто корректировки учебных планов и программ, а особой организации учебного процесса, исходящей не от предписаний Министерства, а из потребностей конкретных детей. Идеи Штайнера о школе нового типа были воплощены в 1919 году, когда на сигаретной фабрике Вальдорф-Астория была создана первая школа, принявшая 256 учеников. Педагогическое руководство ею возглавил Р.Штайнер. В основу работы вальдорфской школы были положены ряд идей Штайнера: возрастная ориентация учебного плана, закрепление за каждым классом одного учителя, возрождение традиции устного рассказа, эстетический уклон, отмена цифровой отметки и отсева учащихся, изучение двух иностранных языков, коллегиальное управление школой, тесное сотрудничество учителей и родителей и др. Работа школы привлекла внимание педагогической общественности. Штайнера приглашают в Англию, Швейцарию с чтением лекций о вальдорфской педагогике. К концу ХХ века вальдорфская школа превратилась в мировое педагогическое движение.

Ключи к ответам на кроссворды:

Тема 1.

1. Буддизм. 2. Конфуций. 3. Государство.4. Ликей. 5. Педоном.6. Дидаскал. 7. Гимнасий. 8. Тривиальная. 9. Македонский. 10. Квинтилиан. 11. Ксенофонт.12 Сенека.

Тема 2

1. Диспут. 2. Бове. 3. Бакалавр.4. Фельтре. 5. Монтень. 6. Утопия. 7. Бурса. 8. Псалтырь. 9. Артистический. 10. Схоластика. 11. Гильдейская. 12. Догматизм.

Тема 3.

1.Византия. 2. Семья. 3. Книжник. 4. Кириллица. 5. Дощечки. 6. Азбуковник. 7. Иоанн. 8. Славянский. 9. Пчела. 10. Княжеское. 11. Мефодий. 12. Поучение.

Тема 4.

1. Туровский. 2. ВКЛ. 3. Софийский. 4. Предслава. 5. Скорина. 6. Падуанский. 7. Гордыня. 8. Катехизис. 9. Радзивилл. 10. Коллегиум. 11. Ректор. 12. Зизаний.

Тема 5

1. Гельвеций. 2. Дидро. 3. Эмиль. 4. Энциклопедия. 5. Женева. 6. Воспитание. 7. Природа. 8. Атеизм. 9. Сенсуализм. 10. Латынь. 11. Наглядность. 12. Перемена.

Тема 6

1. Бецкой. 2. Ломоносов. 3. Горная. 4. Сковорода. 5. Риторика. 6. Сословность. 7. Трутень. 8. Янкович. 9. Училище. 10. Марбургский. 11. Новиков.

Тема 7.

1. Ассоциация. 2. Дидактика. 3. Гимназия. 4. Урок. 5. Семья.6. Монастырь. 7. Франция. 8. Гельвецийи. 9. Песталоцци. 10. Гербарт. 11. Свободное. 12.Управление. 13. Ясность. 14. Классическое. 15. Дистервег.

Тема 8

1. Попечитель. 2. Сперанский. 3. Гимназия. 4. Лицей. 5. Чарторыжский. 6. Русификация. 7. Училище. 8. Университет. 9. Одесса. 10. Уваров. 11. Франция. 12. Пушкин.

Тема 9

1. Толстой. 2. Ушинский. 3. Медицинский. 4. Добролюбов. 5. Демидовский. 6. Обыск. 7. Бунаков. 8. Каптерев. 9. Бестужевские. 10. Пирогов.

Тема 10

1. Килпатрик. 2. Типография. 3. Монтессори. 4. Кей. 5. Кершенштейнер. 6. Йена. 7. Дьюи. 8. Действия. 9. Прагматизм. 10. Штейнер. 11. Паркхерст. 12. Штутгарт.

Тема 12

1. Шацкий. 2. Макаренко. 3. Полтава. 4. ГУС. 5. Комплексная. 6. Рабфак. 7. Крупская. 8. Блонский. 9. Луначарский. 10. Дзержинский. 11. Наркомпрос. 12. Бесплатность.

Тема 13

1. Павлышская. 2. Амонашвили. 3. Иванов. 4. Искусство. 5. ПТУ. 6. Институт. 7. сухомлинский. 8. Скаткин. 9. Интернат. 10. Экзамен. 11.Медаль. 12. Малокомплектная. 13. Кандидат.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: