Семинарское занятие № 9

Понятие социализации; содержание стадии процесса, институты социализации.

3. Специфика социально – психологической проблематики личности.

4. Личность в группе.

5. Социально-психологические качества личности.

Практическая часть:

1. Составить 10 тестовых вопросов по пройденному материалу.

2. Продолжите текст.

Личность – предмет исследования в….

(социологии и психологии)

3. Создайте схему, в которой будет представлен вопрос №2.

4. На листе А4 создайте свой вариант листа сжатия информации, в котором будет отражено основное содержание главы. (Вопрос №1).

5. Допишите пропущенный текст.

Первая сторона процесса социализации - усвоение социального опыта – это характеристика того, как среда………..

(воздействует на человека).

Домашнее задание: Конспектирование (по выбору).

1. Платонов К.К. Личность как социально-психологический феномен. – М, 2005, стр. 34-56

2. Мермен В.С.Взаимоотношения в социальной группе и свойства личности. - М, 2009, стр. 65-94

Тема: Ролевое поведение личности и социальные установки. Прикладные проблемы социальной психологии.

Цель: рассмотреть понятие социальной установки, аттитюда, проблему изменения социальных установок.

Основные понятия: аттитюд, ценностная ориентация личности, механизм перцептивной защиты.

Теоретическая часть:

1. Социальная установка. Иерархическая структура диспозиций личности.

2. Проблема социальной установки в социальной психологии.

3. Аттитюд: понятие, структура, функции. Аттитюды и реальное поведение.

4. Иерархическая структура диспозиций личности.

5. Исследование социально-психологических факторов девиантного поведения.

Практическая часть:

Упражнение «Эксперимент с техникой повторения»

Инструкция ведущего:

«Предлагаю всем сыграть в детектив. Каждый из нас будет автором этого детектива. Я придумываю первую фразу, на­пример: «Рано утром мисс Марпл услышала телефонный зво­нок». Я передаю мяч Жене. Теперь она будет продолжать сочи­нять наш детектив. Но прежде чем произнести следующую фразу, она должна точно повторить то, что сказала я. Следую­щий за Женей человек должен будет сначала повторить то, что сказала Женя, а потом произнести свою фразу, и т. д.».

Для того чтобы оживить упражнение, можно посадить всех участников по кругу спиной к центру и предложить им сочи­нять свои фразы, основываясь на тех звуках, которые будут раздаваться в центре круга. Инструкция прежняя: сначала по­вторить то, что было сказано предыдущим партнером, а потом произнести свою фразу. В центре круга находится «тренер». Он может звонить в колокольчик, стучать, рычать, хохотать, свистеть, переливать воду и т. д. После каждого звукового сигнала «тренер» сам произвольно назначает того, кто будет гово­рить. Важно, чтобы у каждого была возможность высказаться

Вопросы для обсуждения:

• Что было труднее - сочинять свою фразу или повторять чужую?

• Можно ли научиться повторению?

Упражнение«Эксперимент с техникой перефразирования»

Инструкция ведущего:

Предлагаю вам объединиться в четыре команды. Каждая команда должна выбрать какое-нибудь четверостишие из из­вестного стихотворения.

Перефразируйте стихотворение таким образом, чтобы каж­дое слово в нем передавалось иным словом или словосочетани­ем. Например, «я» можно превратить в «автора» или «лицо», «дорогу» — в «путь», «сердце» — в «центральный орган крово­обращения» и т. п.

Созданный текст записывается, а затем зачитывается вслух всей группе. Важно, чтобы остальные смогли догадаться, что за стихотворение было перефразировано. Задание выполняется в течение 10 минут. Можно предложить повторить каждую ин­терпретацию на бис.

Для обсуждения:

• Каким должно быть перефразирование, чтобы оно наибо­лее точно передавало суть первоначального текста? (совпадение ритмов, близость синонимов и т. д.).

Упражнение «Бой ораторов»

Участвуют два человека. Определяется тема дискуссии. Пер­вый участник произносит речь на заданную тему. Второй дол­жен сначала пересказать своими словами идеи предыдущего оратора, затем изложить собственные возражения и, если не­обходимо, задать вопросы своему противнику. Затем тему про­должает второй участник.

В ходе обсуждения ведущий обращает внимание на:

используемые способы и приемы общения; на то, к каким результатам они приводят;

на умение слушать и убеждать;

на чувства участников по поводу того или иного действия собеседников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: