Понятие социализации; содержание стадии процесса, институты социализации.
3. Специфика социально – психологической проблематики личности.
4. Личность в группе.
5. Социально-психологические качества личности.
Практическая часть:
1. Составить 10 тестовых вопросов по пройденному материалу.
2. Продолжите текст.
Личность – предмет исследования в….
(социологии и психологии)
3. Создайте схему, в которой будет представлен вопрос №2.
4. На листе А4 создайте свой вариант листа сжатия информации, в котором будет отражено основное содержание главы. (Вопрос №1).
5. Допишите пропущенный текст.
Первая сторона процесса социализации - усвоение социального опыта – это характеристика того, как среда………..
(воздействует на человека).
Домашнее задание: Конспектирование (по выбору).
1. Платонов К.К. Личность как социально-психологический феномен. – М, 2005, стр. 34-56
2. Мермен В.С.Взаимоотношения в социальной группе и свойства личности. - М, 2009, стр. 65-94
Тема: Ролевое поведение личности и социальные установки. Прикладные проблемы социальной психологии.
|
|
Цель: рассмотреть понятие социальной установки, аттитюда, проблему изменения социальных установок.
Основные понятия: аттитюд, ценностная ориентация личности, механизм перцептивной защиты.
Теоретическая часть:
1. Социальная установка. Иерархическая структура диспозиций личности.
2. Проблема социальной установки в социальной психологии.
3. Аттитюд: понятие, структура, функции. Аттитюды и реальное поведение.
4. Иерархическая структура диспозиций личности.
5. Исследование социально-психологических факторов девиантного поведения.
Практическая часть:
Упражнение «Эксперимент с техникой повторения»
Инструкция ведущего:
«Предлагаю всем сыграть в детектив. Каждый из нас будет автором этого детектива. Я придумываю первую фразу, например: «Рано утром мисс Марпл услышала телефонный звонок». Я передаю мяч Жене. Теперь она будет продолжать сочинять наш детектив. Но прежде чем произнести следующую фразу, она должна точно повторить то, что сказала я. Следующий за Женей человек должен будет сначала повторить то, что сказала Женя, а потом произнести свою фразу, и т. д.».
Для того чтобы оживить упражнение, можно посадить всех участников по кругу спиной к центру и предложить им сочинять свои фразы, основываясь на тех звуках, которые будут раздаваться в центре круга. Инструкция прежняя: сначала повторить то, что было сказано предыдущим партнером, а потом произнести свою фразу. В центре круга находится «тренер». Он может звонить в колокольчик, стучать, рычать, хохотать, свистеть, переливать воду и т. д. После каждого звукового сигнала «тренер» сам произвольно назначает того, кто будет говорить. Важно, чтобы у каждого была возможность высказаться
|
|
Вопросы для обсуждения:
• Что было труднее - сочинять свою фразу или повторять чужую?
• Можно ли научиться повторению?
Упражнение«Эксперимент с техникой перефразирования»
Инструкция ведущего:
Предлагаю вам объединиться в четыре команды. Каждая команда должна выбрать какое-нибудь четверостишие из известного стихотворения.
Перефразируйте стихотворение таким образом, чтобы каждое слово в нем передавалось иным словом или словосочетанием. Например, «я» можно превратить в «автора» или «лицо», «дорогу» — в «путь», «сердце» — в «центральный орган кровообращения» и т. п.
Созданный текст записывается, а затем зачитывается вслух всей группе. Важно, чтобы остальные смогли догадаться, что за стихотворение было перефразировано. Задание выполняется в течение 10 минут. Можно предложить повторить каждую интерпретацию на бис.
Для обсуждения:
• Каким должно быть перефразирование, чтобы оно наиболее точно передавало суть первоначального текста? (совпадение ритмов, близость синонимов и т. д.).
Упражнение «Бой ораторов»
Участвуют два человека. Определяется тема дискуссии. Первый участник произносит речь на заданную тему. Второй должен сначала пересказать своими словами идеи предыдущего оратора, затем изложить собственные возражения и, если необходимо, задать вопросы своему противнику. Затем тему продолжает второй участник.
В ходе обсуждения ведущий обращает внимание на:
используемые способы и приемы общения; на то, к каким результатам они приводят;
на умение слушать и убеждать;
на чувства участников по поводу того или иного действия собеседников.