Х а в с
Вопросы:
Что заставило описанного человека изменить свое мнение? Получил ли этот человек какую-то выгоду от своего поведения или оно помогло ему избежать каких-то неприятных последствий?
Было ли это решение сознательным?
Было ли давление группы прямым?
Поощрялось ли каким-то образом конформное поведение?
Резюме преподавателя — рассказ об эксперименте С. Аша и его результатах.
Вывод: в данной ситуации мы имеем дело с таким проявлением конформности, как одобрение (изменение убеждения и действия в соответствии с социальным давлением).
Задание 3 (третья ситуация). Студент по имени Иван и четверо его приятелей смотрят по телевизору предвыборные дебаты кандидатов в президенты. Речь одного из кандидатов производит на Ивана благоприятное впечатление: своей искренностью и открытостью, чувством юмора этот кандидат нравится ему больше, чем его оппонент. Когда выступление закончено, один из приятелей Ивана говорит: «Ишь как соловьем заливается этот жулик! Народ ограбил, теперь можно и шуточки шутить». Остальные единогласно и быстро соглашаются с ним. Ивана эта ситуация озадачивает и даже слегка огорчает. В конце концов он говорит приятелям: «Да, действительно, он не производит впечатления честного человека. А я-то надеялся...». Впоследствии Иван голосует за того кандидата, который ему понравился с самого начала.
|
|
Вопросы:
• Что заставило Ивана изменить свое мнение, что на него повлияло?
• Почему изменение мнения не привело к изменению поведения?
Вывод: в данной ситуации описано такое проявление конформности,
как уступчивость (внешние действия хотя и соответствуют давлению группы, однако присутствует личное несогласие) [3, с. 270].
Затем в группе проводится обсуждение причин конформного поведения (по всем трем ситуациям).
Группе предлагается дать определение конформности.
Резюме преподавателя.
Конформность — изменение поведения или убеждений в результате реального или воображаемого давления группы.
Конформность состоит не в том, что вы действуете так же, как все, но в том, что вы поддаетесь влиянию всеобщего действия. Вы ведете себя не так, как делали бы это в одиночку.
Вопросы:
• Останутся ли ваше поведение и убеждения такими же вне группы?
• Вскочили бы вы в момент гола, будь вы единственным болелыци-ко,м?
• Когда вы пьете чай или кофе, как миллионы других людей, — это конформность?
Домашнее задание:
1. Конспектирование (по выбору).
Кричевский Р.Я. Психология малой группы. – М., 1991, стр. 105-142.
Кон И.С. Социология личности. – М., 1987, стр. 96-124.
2. Составить краткие сведения о жизни и научном творчестве Э. Мэйо.
|
|
3. Составить схему «Классификация малых групп»
Тема: Массовые процессы в больших социальных группах.
Цель: рассмотреть принципы исследования психологии больших социальных групп, основные характеристики и типы стихийных групп, рассмотреть массовые движения.
Основные понятия: социология, менталитет, этнопсихология, национальный характер, эмоциональная сфера, этноцентризм, гендерные группы, возрастные группы, гендарная психология, большие, организованные, стихийные группы; нравы, обычаи, традиции, толпа, масса, публика, заражение, внушение, подражание.
Теоретическая часть:
1. Структура психологии больших организованных групп.
2. Социальные классы и слои, этнические группы, гендерные и возрастные группы.
3. Характеристика и типы стихийных групп.
4. Специфика форм общения различных типов стихийных групп.
5. Социальные движения.
Практическая часть:
Социальные движения представляют собой исторически универсальный феномен. Историки описывают восстания, бунты, взрывы недовольства еще в античности, религиозные походы в средние века, мощные крестьянские восстания в 1381 и 1525 годах, Реформацию, культурные, этнические и национальные движения Ренессанса. Социальные движения внесли свой вклад в рождение современности в периоды великих буржуазных революций — английской, французской, американской.
Существуют различные виды классификаций социальных движений.
Г. М. Андреева выделяет различные уровни социальных движений: широкие движения, ставящие перед собой глобальные цели (например, борьба за мир, движение за охрану окружающей среды), локальные движения, которые ограничены либо территорией, либо определенной социальной группой (например, движение за права сексуальных меньшинств), и движения с сугубо прагматическими целями в очень ограниченном регионе (например, движение за смещение кого-либо из членов администрации муниципалитета).
С. С. Фролов по содержанию целей массовых движений подразделяет их на экспрессивные, утопические, движения реформ, революционные движения, движения сопротивления.
Г. Блуммер описывает общие социальные движения (их основу составляют последовательные и всеобъемлющие изменения человеческих ценностей), специфические (движения, обладающие четко определенной целью, которую они стремятся реализовать) и экспрессивные движения (такие движения не стремятся изменить институты социального строя или их характер, а направлены на выражение того напряжения и беспокойства, которыми эти движения были вызваны).
Социальным движениям свойственны следующие общие характеристики.
1. Коллективность людей, действующих совместно.
2. Единство в отношении цели коллективных действий, а именно — изменения в обществе, причем цель должна восприниматься участниками однозначно.
3. Коллективность относительно диффузна, с низким уровнем (формальной организации.
4. Действия имеют относительно высокую степень стихийности и не принимают ипституциализированпые, застывшие формы [5].