Семинарское занятие №7

Х а в с

Вопросы:

Что заставило описанного человека изменить свое мнение? Получил ли этот человек какую-то выгоду от своего поведения или оно помогло ему избежать каких-то неприятных последствий?

Было ли это решение сознательным?

Было ли давление группы прямым?

Поощрялось ли каким-то образом конформное поведение?

Резюме преподавателя — рассказ об эксперименте С. Аша и его ре­зультатах.

Вывод: в данной ситуации мы имеем дело с таким проявлением кон­формности, как одобрение (изменение убеждения и действия в соответ­ствии с социальным давлением).

Задание 3 (третья ситуация). Студент по имени Иван и четверо его приятелей смотрят по телевизору предвыборные дебаты кандидатов в президенты. Речь одного из кандидатов производит на Ивана благо­приятное впечатление: своей искренностью и открытостью, чувством юмора этот кандидат нравится ему больше, чем его оппонент. Когда вы­ступление закончено, один из приятелей Ивана говорит: «Ишь как со­ловьем заливается этот жулик! Народ ограбил, теперь можно и шуточки шутить». Остальные единогласно и быстро соглашаются с ним. Ивана эта ситуация озадачивает и даже слегка огорчает. В конце концов он го­ворит приятелям: «Да, действительно, он не производит впечатления че­стного человека. А я-то надеялся...». Впоследствии Иван голосует за того кандидата, который ему понравился с самого начала.

Вопросы:

• Что заставило Ивана изменить свое мнение, что на него повлияло?

• Почему изменение мнения не привело к изменению поведения?

Вывод: в данной ситуации описано такое проявление конформности,

как уступчивость (внешние действия хотя и соответствуют давлению группы, однако присутствует личное несогласие) [3, с. 270].

Затем в группе проводится обсуждение причин конформного поведе­ния (по всем трем ситуациям).

Группе предлагается дать определение конформности.

Резюме преподавателя.

Конформность — изменение поведения или убеждений в результате реального или воображаемого давления группы.

Конформность состоит не в том, что вы действуете так же, как все, но в том, что вы поддаетесь влиянию всеобщего действия. Вы ведете себя не так, как делали бы это в одиночку.

Вопросы:

• Останутся ли ваше поведение и убеждения такими же вне группы?

• Вскочили бы вы в момент гола, будь вы единственным болелыци-ко,м?

• Когда вы пьете чай или кофе, как миллионы других людей, — это кон­формность?

Домашнее задание:

1. Конспектирование (по выбору).

Кричевский Р.Я. Психология малой группы. – М., 1991, стр. 105-142.

Кон И.С. Социология личности. – М., 1987, стр. 96-124.

2. Составить краткие сведения о жизни и научном творчестве Э. Мэйо.

3. Составить схему «Классификация малых групп»

Тема: Массовые процессы в больших социальных группах.

Цель: рассмотреть принципы исследования психологии больших социальных групп, основные характеристики и типы стихийных групп, рассмотреть массовые движения.

Основные понятия: социология, менталитет, этнопсихология, национальный характер, эмоциональная сфера, этноцентризм, гендерные группы, возрастные группы, гендарная психология, большие, организованные, стихийные группы; нравы, обычаи, традиции, толпа, масса, публика, заражение, внушение, подражание.

Теоретическая часть:

1. Структура психологии больших организованных групп.

2. Социальные классы и слои, этнические группы, гендерные и возрастные группы.

3. Характеристика и типы стихийных групп.

4. Специфика форм общения различных типов стихийных групп.

5. Социальные движения.

Практическая часть:

Социальные движения представляют собой исторически универсаль­ный феномен. Историки описывают восстания, бунты, взрывы недо­вольства еще в античности, религиозные походы в средние века, мощные крестьянские восстания в 1381 и 1525 годах, Реформацию, культурные, этнические и национальные движения Ренессанса. Социальные движе­ния внесли свой вклад в рождение современности в периоды великих буржуазных революций — английской, французской, американской.

Существуют различные виды классификаций социальных движений.

Г. М. Андреева выделяет различные уровни социальных движений: широкие движения, ставящие перед собой глобальные цели (например, борьба за мир, движение за охрану окружающей среды), локальные дви­жения, которые ограничены либо территорией, либо определенной социальной группой (например, движение за права сексуальных мень­шинств), и движения с сугубо прагматическими целями в очень огра­ниченном регионе (например, движение за смещение кого-либо из чле­нов администрации муниципалитета).

С. С. Фролов по содержанию целей массовых движений подразделя­ет их на экспрессивные, утопические, движения реформ, революцион­ные движения, движения сопротивления.

Г. Блуммер описывает общие социальные движения (их основу со­ставляют последовательные и всеобъемлющие изменения человеческих ценностей), специфические (движения, обладающие четко определен­ной целью, которую они стремятся реализовать) и экспрессивные дви­жения (такие движения не стремятся изменить институты социального строя или их характер, а направлены на выражение того напряжения и беспокойства, которыми эти движения были вызваны).

Социальным движениям свойственны следующие общие характери­стики.

1. Коллективность людей, действующих совместно.

2. Единство в отношении цели коллективных действий, а именно — из­менения в обществе, причем цель должна восприниматься участни­ками однозначно.

3. Коллективность относительно диффузна, с низким уровнем (фор­мальной организации.

4. Действия имеют относительно высокую степень стихийности и не принимают ипституциализированпые, застывшие формы [5].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: