Перебивание в беседе

Информация к размышлению: Перебивание в беседе конфликтогенно, поскольку препятствует удовлетворению потребности собеседника быть выслушанным и понятым... Если вы сами, может быть, и не чувствуете мотива самовозвышения, то ваш собеседник прекрасно ощущает его на интуитивном уровне и реагирует агрессией или обидой, что приводит к конфликту.

Как поступить, если собеседник перебивает вас?... Дать пе­ребить себя. Если у собеседника есть потребность высказаться, то у вас нет надежды быть услышанным, пока он ее не удовлет­ворит.

Если же вам все-таки хочется попробовать не дать себя пе­ребить, можно посоветовать такой прием: дайте себя пере­бить, но при этом скажите подчеркнуто сухо: «Пожалуйста, говорите, я подожду...» (только постарайтесь без иронии и издевки в голосе — они все испортят).

Вопросы для обсуждения:

• Часто ли школьные учителя перебивают учащихся на уроке?

• Считаете ли вы конфликтогенным фактором неумение учи­теля выслушать ребенка? Приведите примеры.

• Какое умение у вас более выражено: говорение или слушание?

• Согласны ли вы с приведенной точкой зрения психолога по поводу тактики поведения во время «перебивания»?

• Как бы вы реагировали, если бы перебили вас?

Егидес А. Психотехника общения. //Воспитание школьника. — 1996.— №*•

упражнение «Захват инициативы в диалоге»

Двое участников садятся в центр круга. Один из них начинает диалог с любой реплики на любую тему. Второй должен одхватить разговор, но при этом переключить собеседника

свою тему. Делать это нужно ненавязчиво, вежливо.

Упражнение «Нет-диалог»

Ведется диалог между двоими участниками задача участни­ков диалога: ни за что не соглашаться с партнером, во всем перечить, возражать вежливо, но настойчиво. Группе оцени­вает эффективность диалога.

Упражнение «Да-диалог»

Двое участников садятся в центр круга и начинают диалог. Один из них произносит любую фразу - о погоде, о любимой книге и т. д.; другой должен немедленно откликнуться, выска­зав свое согласие с тем, что сказал первый. Главное — во всем соглашаться, обязательно отражая мысли партнера.

Группа следит за тем, чтобы участники диалога не выходили за рамки заданного режима работы — не стали бы возражать друг другу. Затем следующая пара садится в центр и начинает работать в режиме «да-диалога».

Упражнение «Стиль общения»

Цель — выявление особенностей межличностного общения, демонстрация определенных стилей общения.

Преподаватель предлагает группе из 5—6 человек совместно обсудить и определить тему общей групповой дискуссии. Сами участники определяют необходимое им для этого время. Все остальные члены группы наблюдают, как идет процесс обсуж­дения, фиксируют для себя характерные особенности обще­ния. После того как тема избрана, по 10-балльной системе оценивается: а) удовлетворенность темой; б) удовлетворенность тем, как шло обсуждение, то есть что помогало и что мешало общению.

Члены группы обмениваются своими наблюдениями.

Во время общей дискуссии на заданную тему каждый учас­тник должен выполнить индивидуальное задание, которое получает в конверте от преподавателя. Окружающие не долж­ны знать его содержания. В ходе дискуссии надо стремиться как можно точнее выполнить инструкцию и в то же время постараться определить, какое задание получили остальные и через 15—20 минут преподаватель знаком дает закончить дискуссию, и все начинают обсуждать, как они поняли роли, насколько эта роль соответствовала их внутренней позиции или полностью противоречила ей, как они переживали свою роль. Каждый из участников вслух зачитывает то задание, которое он старался выполнить. Группа оценивает, насколько это полу­чилось. В завершение можно предложить группе определить условия эффективного общения и ответить на два вопроса:

• Как научиться понимать друг друга?

* Что значит для человека общение?

Набор заданий для участников дискуссии:

1) Ты должен внимательно слушать других, выступить не менее 2—3 раз, каждую свою реплику начиная с того, что гово­рил предыдущий оратор. При этом ты должен спрашивать: «Правильно ли я тебя понял?» - и вносить необходимые по­правки в свои слова.

2) Ты должен как минимум два раза высказаться во время дискуссии. Будешь слушать других только затем, чтобы найти предлог для смены направления разговора и подмены его об­суждением твоего вопроса.

3) Ты будешь активно участвовать в разговоре, выступишь не менее трех раз, чтобы у других создалось впечатление, что ты очень много знаешь по этому вопросу и очень много пережил.

4) Ты — ярый спорщик. Ни в чем, ни с кем и никогда не соглашаешься! Упорно отстаиваешь свою позицию во время Дискуссии.

5) Тебе не дается никакого конкретного задания. Веди себя во время дискуссии так, как обычно ведешь себя во время групповых обсуждений.

6) Ты должен во всем со всеми соглашаться, очень просто и быстро меняя свое мнение.

7) Ты должен как минимум три раза высказаться, всякий Раз говори что-нибудь, но твои слова должны быть абсолютно не связаны с тем, что говорили другие. Веди себя так, словно совершенно не слышал, что говорили до тебя...

8) Твое участие в разговоре должно быть направлено на то, чтобы помогать другим как можно полнее выразить свои мысли, а после выступления каждого участника тебе придется делать небольшое резюме.

9) Твое участие в разговоре должно быть направлено на то чтобы сплотить группу, способствовать взаимопониманий между членами группы.

10) Как минимум три раза постарайся вступить в разговор Слушай других для того, чтобы оценить конкретных участни­ков дискуссии.

11) Ты - очень деловой человек. Весь разговор тебе кажется бесполезным, поэтому ты периодически предлагаешь «подвес­ти черту» и «сделать выводы».

12) Тебе очень скучно при этом разговоре, - тема тебя со­вершенно не волнует.

13) У одного участника совершенно пустая карточка, он выступает в своей естественной роли.

Если в группе более 13 человек, одно и то же задание можно повторить.

Упражнение «Правила поведения в дискуссии»

Цель: выделить основные правила дискуссионного обще­ния; научиться анализировать поведение в дискуссии — свое и собеседника.

Порядок работы.

1. Тема дискуссии выбирается методом «корзины идей»:

— на доске записываются все предложенные темы;

— систематизируются по общности смысла;

— выбирается предпочтительная или формулируется новая на основе обобщения (часто учащиеся выбирают тему юмори­стического плана).

2. Разрабатываются правила проведения дискуссии при по­мощи задавания (напоминания) проблем, которые смогут воз­никнуть в ее процессе. Выработанные правила записываются на доске. Например:

— предельная доброжелательность;

— обсуждение и аргументация не переводятся на личность;

— нельзя голосовать;

— не отнимать время, решая свою личностную проблему -желание выглядеть лучше (не рисоваться);

непозволительны самоуверенный безапелляционный тон, оскорбления. 3. Дискуссия.

а) Тренировочный вариант.

Предлагается утверждение «День начинается с восхода сол-па» Участники делятся на людей, согласных с утверждением, и оппонентов. Оговаривается предмет обсуждения. Приводит­ся аргументация утверждения. Защита точки зрения на данное утверждение проходит по правилам, которые записаны на доске. Опенка аргументов: доказательность, логика, четкость и кор­ректность формулировок, строгое следование теме.

б) Дискуссия на тему, выбранную из предложенных студен­тами. Например: «Интеллигентный человек», «Деловой чело­век».

1 вариант. Участники делятся на две команды, устанавлива­ются правила дискуссии.

2 вариант - «Аквариум». Участники делятся на три группы: 1-я и 2-я группы - оппоненты, 3-я группа - наблюдатели. Наблюдатели отслеживают поведение, стиль общения, выпол­нение правил дискуссии.

3 вариант. 1-я и 2-я группы — оппоненты, 3-я группа — члены жюри. Члены жюри выбираются по деловым и личнос­тным качествам.

Критерии оценки:

- умение слушать и выслушивать;

- умение понять собеседника;

- доброжелательный или оценочный подход к товарищам;

- организованность и умение объединяться для групповой Деятельности;

- умение встать на точку зрения партнера и оппонента;

- умение склонить собеседника к своей точке зрения.

Вопросы для обсуждения:

Рефлексия: чувства, открытые в себе и в других. Что мешало, что помогало в процессе дискуссии? Какие принципы нарушались чаще? Почему? Чему вы научились в процессе дискуссии?

Упражнение «Стенка на стенку»

Группа делится на две равные подгруппы. Команды садятся на два ряда стульев, поставленных друг против друга. Участни­ков первой команды ведущий просит представить себе труд­ную конфликтную ситуацию, с которой он, может быть, не смог справиться в реальной жизни. Ему необходимо обратить­ся к кому-то из участников противоположной команды с пре­тензией. Задача его партнера - снять напряжение у нападаю­щего. Спустя две минуты диалог прерывается, даже если он еще не вполне закончен, и нападающего просят определить, снизилось ли его напряжение, осталось на прежнем уровне или даже повысилось.

Проводится анализ результатов, обсуждаются техники сни­жения эмоционального напряжения, которыми пользовались партнеры по взаимодействию. Далее участникам группы пред­лагается разделить лист вертикально пополам и в левый стол­бец записать техники, снижающие эмоциональное напряже­ние, а в правый — повышающие его. Ведущий дополняет пере­чень техниками, которые не были спонтанно использованы в разыгрываемых ситуациях.

Снижающие напряжение Повышающие напряжение
1. Предоставление партнеру возможности выговориться 1. Перебивание партнера
2. Вербализация эмоциональ­ного состояния (своего; партнера) 2. Игнорирование эмоцио­нального состояния (своего; партнера)
3. Подчеркивание общности с партнером (сходство интересов, мнений и т.д.) 3. Подчеркивание различий между собой и партнером
4. Проявление интереса к проблемам партнера 4. Демонстрация незаинте­ресованности в проблеме партнера
5. Подчеркивание значимости партнера, его мнения в ваших глазах 5. Принижение партнера, негативная оценка личности партнера
6. Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации 6. Поиск виноватых и обвинение партнера  
7. Обращение к фактам 7. Переход на личности  
8. Спокойный, уверенный темп речи 8. Резкое убыстрение темпа речи
9. В случае вашей неправоты немедленное ее признание 9. Оттягивание момента признания своей неправоты или отрицание ее
10. Поддержание оптималь­ной дистанции, установле­ние контакта с глазами оппонента 10. Избегание пространственной близости

Упражнение «Подчеркивание общности»

Упражнение проводится в кругу с мячом. Участник, броса­ющий мяч другому, должен назвать психологическое качество, которое объединяет его с тем человеком, кому он бросает мяч. При этом он начинает свою фразу словами: «Я думаю, нас с тобой объединяет...», и называет это качество, например: «Мы с тобой одинаково общительны»; «Мне кажется, мы оба быва­ем несколько прямолинейны». Тот, кто получает мяч, отвеча­ет: «Я согласен», если он действительно согласен, или: «Я подумаю», если не согласен. Тот, к кому попал мяч, продолжает упражнение, передавая мяч кому-нибудь другому, и так до тех пор, пока каждый не получит мяч.

Упражнение «Подчеркивание значимости»

Упражнение выполняется в кругу с мячом. Участникам пред­лагается подумать и отыскать у своих коллег качества, вызывающие восхищение, уважение, симпатию. Обращение к своему коллеге начинается со слов: «Таня, мне в тебе нравится...» - „ называется то личностное качество, которое было найдено Таня, в свою очередь, должна назвать то чувство, которое воз­никло у нее в ответ на эти слова. Затем упражнение продолжа­ет кто-либо другой из участников. И так до тех пор, пока каждый не выскажется.

Упражнение «Почтительная вербализация»

Участники объединяются в пары по кругу. Один из них - нападающий, его задача — агрессивно нападать на партнера. Задача сидящих напротив - снизить напряжение его партнера с помощью почтительно выполненной техники вербализации чувств. Парам дается две минуты, чтобы подготовить демонстрационную сценку. По истечении времени пары по очереди должны продемонстрировать свои сценки.

Материал: таблица формул вербализации чувств.

Обсуждение: Всякий раз после окончания сценки ведущий спрашивает у группы: «Было ли это сделано почтительно? Было ли это сделано эффективно?». По окончании круга группе за­дается вопрос: «Какие формулировки оказались наиболее эф­фективными?» В том случае, если у группы появились форму­лировки новых техник снижения эмоционального напряже­ния, они записываются на доске.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: