Сказание о Мамаевом побоище

Тексты, относящиеся к Куликовскому циклу: «Повесть о побоище на реке Пьяне», «Повесть о битве на реке Воже», «Задонщина», «Повесть о Куликовской битве», «Сказание о Мамаевом побоище».

«В отличие от очень кратких повестей о битве на Пьяне и Воже, от достаточно лаконичной летописной повести, от чисто литературной «Задонщины», где почти нет необработанных литературно исторических фактов, «Сказание о Мамаевом побоище», написанное в 15 столетии, представляет собой развернутый, очень продуманный рассказ о событиях, который предшествовали Куликовской битве, начиная с весны 1380 года, и о том, как она произошла. … Рассказ этот в меру литературен и вместе с тем чрезвычайно точен и подробен» (1)

Подробно описана поездка к преподобному Сергию князя Дмитрия с двоюродным братом своим Владимиром, князем Серпуховским, и со всеми князьями русскими 18 августа (ст.стиль). «И просил его преподобный Сергий, чтобы прослушал он Святую Литургию, потому что был тогда день воскресный и чтилась память святых мучеников Флора и Лавра».

В сказании приводится множество молитв. Великий князь Дмитрий молится при получении вести о нашествии Мамая, перед выступлением русского войска. Перед битвой князь молитвенно просит о помощи святителя московского Петра. Княгиня Евдокия молится Господу, испытывая страх и тревогу за своего мужа, и своих малых детей Василия и Юрия. Инок Александр Пересвет перед сражением обращается к русским воинам: «Отцы и братья, простите меня грешного! Брат мой Андрей Ослябя, моли Бога за меня! Чаду моему, Якову, мир и благословение!», и молитвенно призывает преподобного Сергия: «Игумен Сергий, помоги мне молитвою!».

Приводится совет воеводы Дмитрия Волынца князю Дмитрию Ивановичу, чтобы каждый воин Богу молился и святых на помощь призывал, а перед битвой осенил себя крестом, потому что крест есть главное оружие.

В сказании упоминается о видении, подобном тому, что сто сорок лет назад видел воин Александра Ярославича, князя новгородского, перед Невской битвой. В ночь перед битвой на поле Куликовом Фома Кацибей, разбойник, поставленный князем в охранение, увидел двух юношей, лица которых сияли как солнце. У этих юношей в руках были мечи, которыми они поразили некое войско, пришедшее с востока. Увидев это чудо, Фома Кацибей уверовал в Бога и рассказал о нем князю. Великий же князь Дмитрий обратился к Богу с молитвой и с поминанием святых князей русских Бориса и Глеба.

«Сказание» – главное произведение Куликовского цикла. Оно дошло до нас во множестве списков с 16 по 19 века. В нем упоминается много имен не только князей, но и простых воинов. Есть детали, по которым можно предположить, что автор либо сам участвовал в битве, либо писал со слов очевидца: «Ибо ночь наступила уже светоносного праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Осень тогда затянулась и днями светлыми еще радовала. Была и в ту ночь теплынь большая и очень тихо. И туманы от росы встали». (1) Сказание «представляет собой обработку разных текстов и сведений, своеобразную сводку, но … очень продуманно сделанную и представляющую собой систематизированный, подробный и точный отчет о Куликовской битве». (1).

11. «Задонщина». Характеристика источника.

Автором «Задонщины» был Софоний, брянский боярин, ставший позднее священником в Рязани. Для создания этого произведения Софоний использует следующие источники: летописную повесть, устные народные предания о Куликовской битве и «Слово о полку Игореве», особенно сильно повлиявшее на художественный строй «Задонщины». «Задонщина» проникнута радостным чувством освобождения, любви к Родине, пафосом победы. Второе название этого произведения «Слово Божие Рязанца о великом князе Дмитрии Ивановиче и брате его Владимире Андреевиче» (10 страниц).

Автор не ставит перед собой задачу описать все события Куликовской битвы, «Задонщина» – лирический отклик на Кул. битву. Датируется она 80-90 годами XIV века. Автор берет образом для своего произведения «Слово о полку Игореве». От «Слова…» зависят ряд поэтических образов «Задонщины». Хотя те, кто сомневается в подлинности «Слова о полку Игореве», склонны усматривать влияние «Задонщины» на «Слово». Однако, в целом зависимость «Задонщины» от «Слова» – очевидна. Также идет сопоставление и противопоставление политических обстановок Руси «времени Слова» и «времени Куликовской битвы».

Произведение написано в старинном стиле, в форме былины или сказания. Сам текст не содержит рифмы, но, тем не менее, построен в лирическом стиле. «Задонщина» не содержит много информации о Куликовской битве, но проникнута радостным чувством освобождения, любви к Родине, пафосом победы. В произведении присутствует нечто похожее на плач Ярославны, но в редуцированном виде, разделенный на несколько коротких плачей жен воевод. Заметно, что писал христианский писатель, так как говорится о Боге, о том, что Он помиловал землю Русскую, даровав победу.

Поэтический план состоит из двух частей – жалости и похвалы. В первой части описано выступление русских войск в поход, начало сражения и поражение русских воевод, гибель которых оплакивают их жены. Во второй части – торжество победы, одержанной благодаря действиям засадного полка Боброк-Волынца и похвала победителю. Божественная сила помогает русским. Показывается большое значение христианской веры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: