Судебник 1497 г. Характеристика источника

Житие Александра Невского. Характеристика источника.

Один из выдающихся памятников XIII в. «Сказание о житии кн. Александра Невского» написано современником князя, назвавшего себя «самовидцев возраста его (т.е. князя).

Список жития дошел до наших дней в составе Лавреньтьевской летописи (есть более поздние редакции XVI в., дополненные известиями из новгородской летописи: некоторые подробности, относящиеся к невскому и ледовому побоищу; кроме того вставки из псковской летописи).

Автор жития не новгородец: нет обычных выражений новгородских, разногласие с новгородскими летописями о невском бое.

Житие не дает полной и обстоятельной биографии: нет много того, что известно по другим источникам.

Нет связанного рассказа: содержание – ряд отрывочных воспоминаний.

Выбор эпизодов таков, что житие рисует не историческую деятельность князя, а его личность и впечатление, производимое им на современников.

Автор знаком с Писанием, т.к. весьма кстати приводит ветхозаветный текст, когда рассказывает о избиении шведов, то приводит событие при царе Иезекии.

Указывая на физическую красоту и благородство Александра, летописец сравнивает его с Иосифом, силу – с силой Самсоновой, премудрость – с премудростью Соломоновой, а храбрость – с храбростью римск. имп. Веспасиана.

Летописец указывает на то, что князь постоянно молился и ни одно сражение не начинал не помолясь.

Содержание: рождение князя; победа на Неве; победа на Чудском озере; походы против литовцев; попытка склонить А.Н. к католичеству; поездка в Орду; смерть в Городце и перенос тела во Владимир; чудо при погребении.

7. Поучение Владимира Мономаха. Характеристика источника.

Поучения относятся к кон. XI- нач. XII вв. (1096 г.?) и включены в Лавреньтьевскую летопись.

Текст «Поучения» состоит из 2-х частей:

1. Поучение, обращенное к детям, носит морально-нравственный характер. В.М. как основание добродетели ставит страх Божий и любовь к человечеству. Призывал кормить бедных, заботиться о вдовах и сиротах, не оставлять больных, защищать людей и не быть ленивым.

2. Автобиографическое сочинение, в котором исчисляет воинские дела. Перечисляет случаи на охоте, чуть не окончившиеся его гибелью. В заключении говорит: «Хранение Божие надежнее человеческого» для того, чтобы дети не боялись ни смерти, ни битвы, ни зверей.

Из текста видно, что поучение писал человек большого ума и литературного таланта.

Следует отметить хорошее знание автором Псалтири и ряда мест Библии.

Структура «поучения» показывает, что автор хорошо знаком с византийской литературой, в частности, с таким жанром, как «наставления отца к сыну».

Законодательными предшественниками «Судебника» 1497г. были «пространная редакция» «Русская Правда» и «краткая редакция» «Русская Правда». Встречается ещё упоминание о сокращённой «Русской Правде», которая представляет отдельные статьи «Русской Правды» есть мнение, что она являлась первоосновой «Русской Правды», также высказывается мнение, и оно более авторитетно, что сокращённая «Русская Правда» представляет собой попытку использовать в начале XV в. отдельные статьи пространной «Русской Правды», которые ещё могли как-то действовать, быть основой судопроизводства. Но Русь к XV в. это не Киевская Русь, а единое централизованное Московское государство, изменились представления о жизни, усложнились формы жизни и нормы «Русской Правды» стали слишком архаичными. Возможно отдельные статьи «Русской правды», которые ещё сохраняли какое-то значение пытались использовать и так возник своеобразный свод отдельных статей под названием «Сокращённая Правда» (название дано учёными). Если принять это мнение, то нужно признать, что «Сокращённая Правда» не могла долго действовать, потому что была не систематизированным законодательством. Источниками для создания «Судебника» явились уставные грамоты Двинская и Белозерская, Псковские и Новгородские судные грамоты, а также отдельные статьи «Русской Правды».

В 1497г. на смену «Русской Правде» в централизованном государстве Ивана III был принят новый свод законов единого государства – «Судебник» Ивана III. Его рукопись была обнаружена в 1817г. учёным П.М. Строевым в единственном экземпляре. Опубликован он был в 1819г. При публикации в 1873г. «Судебник» разделили на 68 статей, это деление было формальным, и не всегда удачным, но теперь это стало традицией, и когда воспроизводят «Судебник», это делают всегда по изданию 1873г. «Судебник» отражал усиление роли центральной власти в государственном устройстве и судопроизводстве страны. «Судебник» отражал изменения, которые произошли в жизни общества. Он их как бы фиксировал, отвечая на те запросы которые имели место. Такими изменениями были – формирование объединённого централизованного русского государства, происходит очередное расслоение общество, обеднение части удельных князей и их потомков, (имело место бесконечное дробление уделов и вотчин). «Судебник» оговаривал положение крестьян на земле к которой они были прикреплены. Этому посвящена знаменитая 57 статья. Основные положения «Судебника»:

1-я статья оговаривает состав суда: 1-й (и главный) боярин, 2-й окольничий (заместитель боярина), 3-й дьяк (секретарь);

2-я статья говорит о том что в суд с жалобами могут приходить все люди (но не все этот суд получали);

3-я статья оговаривает, что издержки за суд несёт виновный на суде;

дальше ряд статей идёт о полевых пошлинах (от слова поле – судебный поединок (что-то типа драки)), церковь категорически выступала против поля., убитых не отпевали, а тот кто убил противника причислялся к убийцам, в этой статье определялось сколько нужно платить за организацию поединка, ущерб дьякам, подьячим, боярам и т.д.;

далее – много статей о грабителях, они делятся на две группы: воровство и квалифицированное воровство, за воровство вор мог отделаться штрафом, а за квалифицированное воровство (т.е. ночью, со взломом, угрозой оружия, совершением насилия) отправляли на тот свет по приговору суда;

потом идут статьи о разных грамотах, о неправом суде, о бессудном списке, например 30-я статья – указ о езде, оговаривает сколько нужно платить командировочных чиновнику в его поездках по стране в зависимости от километража;

потом идёт указ о так называемым недельщиках, о так называемых судебных приставах которые организуют явку в суд и обвиняемых и свидетелей, и тех кто был заинтересован в суде; затем указ наместникам о городском суде (т.е. если бояре это высшая инстанция, то наместники в городах – это суд первой инстанции);

57-я глава о крестьянском отказе – оговаривает переход крестьян с одного участка земли на другой, переход разрешался только один раз в году за неделю и неделю после Юрьева дня 26 ноября, (оговаривал сколько крестьянину нужно заплатить за обжилое место, за уход крестьянин должен был уплатить «пожилое» – плату за годы, прожитые на старом месте), ограничение крестьянского перехода было первым шагом к установления крепостного права в стране.

Если обобщить всё изложенное в «Судебнике», то мы увидим, что здесь определённое деление на разные области права – административное право, уголовное, хозяйственное право, нормы процессуального права (нормы ведения процессов), определена компетенция должностных лиц. Кто должен быть свидетелем, как вести дознание, какие должны быть пошлины и т.п. это ещё не кодекс, но попытка кодифицирования тех традиций, обычаев и законов, которые имели место.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: