Сочинения Андрея Курбского, переписка с Иваном Грозным

Перу Андрея Курбского принадлежит знаменитая «История о великом князе Московском» – труд, который называют первым русским «Архипелагом ГУЛАГом». Эта книга повествует о событиях правления царя Ивана, причем автор делает упор на его преступлениях.

Князь Андрей Курбский был в ближайшем окружении молодого царя, в «избранной раде». (Митр. Макарий, Сильвестр, Алексей Адашев). В 1563 г. после удаления от двора Сильвестра и Адашева и смерти Макария, князь Андрей Курбский, один из лучших полководцев, опасаясь царской «опалы», бежал в Литву и поступил на службу к великому князю Литовскому. Из ливонского города Вольмара он отправил Ивану Грозному письмо, в котором упрекал царя за немилостивое обращение с подданными, говорил о том, что Московский царь нарушает Божественные заповеди, и грозил справедливым наказанием на Страшном суде. Упреки Курбского не остались без внимания. Летом этого же года царь ответил. Письмо большое по объему и сильное по аргументации, с большим количеством используемых литературных источников. Царь осуществил детальнейший разбор всего послания кн. Андрея: каждый довод противника получил подробное опровержение.

Через пять лет Курбский ответил не касаясь существа обвинений, но высмеял литературный стиль: пространность, многочисленные цитирования.

В 1577 г. Иван Грозный, захватив ливонский Вольмар, отправил письмо кн. Андрею. Андрей написал третье письмо в 1579 г., но его Иван Грозный не получил.

Всего было два послания царя и три Курбского. Они были по-средневековому хорошо образованы: знали и Библию, и Богословскую литературу, и историю Рима, Византии и Руси, и античных авторов.

По своим взглядам Иван и Курбский были не только антогонистами, но во многом и единомышленниками: оба они выступали за централизацию государства и сильную царскую власть, а политическим идеалом Курбского была деятельность Избранной рады, которая значительно укрепила централизацию. Спор шел о другом. Истинной монархией царь Иван считал только монархию деспотическую. Он полагал, что не царь действует для блага своих подданных, а священным долгом подданных является верная служба государю: ведь сам Бог их поручил в «работу» (т.е. в рабство) своим государям. Все жители страны – от последнего холопа до князя – государевы холопы. «А жаловати есмя своих холопей вольны, а и казнить вольны же», – так лаконично, четко и даже талантливо сформулировал царь основной принцип деспотизма. Курбский представлял себе царскую власть иначе. Царь отвечает не только перед Богом, но и перед людьми, он не может нарушить права своих подданных, должен уметь находить себе мудрых советников, причем не только из высшей аристократии, но и «всенародных человек». Увы, сам Курбский не следовал этим высоким идеям: в своих имениях в Речи Посполитой он обращался с подвластными так жестоко, что против него было возбуждено судебное дело. Представители князя на суде словно цитировали царя Ивана, что князь Курбский сам знает как обращаться со своими подданными.

Курбский обладал незаурядным литературным талантом, он великолепно освоил средневековую риторику, любил острые каламбуры. Например, опричников Курбский называет «кромешниками»: ведь «опричь» и «кроме» – синонимы, поскольку ад – «тьма кромешная», то опричники – адово воинство. Грозный был талантливее как литератор. Он не хуже Курбского владел классическим стилем «плетения словес», но при этом любил резко выйти за его рамки, смело вводил в свои послания наряду с обширными цитатами из Библии и отцов Церкви просторечие и даже перебранку. Тем самым он взорвал дворцовый этикет средневековья. Писаниям царя всегда присуща ирония – то острая, то грубая и мрачная.

13. Расселение славян; восточные славяне: занятия, быт, верования.

Славяне разошлись по др. странам с сев. склонов Карпатских гор. Восточная ветвь славян пришла на Днепр вероятно еще в 7 в., и, постепенно расселяясь, дошла до озера Ильменя и до верхней Оки. К 9-10 вв. славяне расположились следующим образом: юго-западную часть Восточно-Европейской равнины занимали уличи и тиверцы, жившие по р. Днестр до Черного моря; «белые» хорваты расположились в предгорьях Карпат; дулебы, волыняне, бужане – в Вост. Галиции, на Волыни и по Зап. Бугу; поляне – на зап. Берегу среднего Днепра; В Полесье, по р. Припять – древляне; между Припятью и Березиной – дреговичи; На вост. берегу среднего Днепра – северяне; по р. Сожи – радимичи; по р. Оке – вятичи; в верховьях Волги – кривичи; возле озера Ильмень – ильменские славяне.

Славяне были оседлым народом, и их главный капитал был не в стадах и табунах, а в земле, и хозяйство было основано на эксплуатации земли. Поселки первоначально имели подвижный характер, что связано с истощением паши и необходимостью перехода на другой участок земли. А т.к. эти участки были рядом с лесом, то возникло использование лесных ресурсов: лесной промысел, бортничество, охота. Предметами торговли были воск, мед, шкуры, изделия из дерева. Торговля занимало немалое место в жизни славян. Велась она, в основном, речными путями и большими капиталами, на что указывают найденные клады денег большого количества и разных мест. Древние города расположены на речных торговых путях, что помимо оборонительных целей говорит и о торговых операциях.

Вначале, славяне жили, по-видимому, в формах патриархального или родового быта. Власть в роду была у родового старейшины: они разрешали вопросы, рассматривали вопросы кровной мести. Во время внешней опасности собирался совет старейшин, при необходимости выбирался предводитель племени. По мере расселения славян происходило изменение быта. Типичной формой поселений становятся небольшие деревни (1-3 двора), а общественной формой быта становятся сложные семья во главе с домохозяином, нередко включавшие в себя кроме родственников и посторонних лиц. Несколько таких поселков или задруг-дворищ объединялись в союзы на территориальной, соседской, экономической основе, а также для взаимной защиты.

В жизни славян присутствовали законы кровной мести, многоженство, кражи невест (часто с их согласия).

Славяне поклонялись явлениям природы, также существовал культ предков. Не было ни храмов, ни сословия жрецов. Главные боги – дажь-бог (или хорс) – бог солнца; стрибог – бог ветра; перун – бог грома и молнии; волос (или велес) – покровитель скотоводства; небо называлось сварогом; мать-земля тоже почиталась как божество. Природа одушевлялась и была населена множеством мелких духов. С другой стороны, почитались умершие предки – щур (чур), которые считались покровителями рода. С ослаблением родовых связей стал почитаться семейный предок – дедушка домовой, покровитель своего двора, который мог помогать или вредить.

14. Возникновение государственности у восточных славян. Норманская теория.

(По Платонову 73-77). Кто были варяги-русь, покорившие Новгород, а затем и Киев? Летопись в двух местах говорит о варягах: 1. «По сему морю варяжскому (Балтийскому) сидят Варязи… То Свеи, Урмане, Готе, Русь…» 2. О призвании князей «Идоша за море к варягам-руси сице бо ся зваху тьи Варязи-Русь» Эти упоминания породили варяжский вопрос. Летописец говорит, что одни из варягов звались русью, другие англянами, урманами и т.д. Летописец думает, что русь одно из многих варяжских имен.

Слово варяг (варенг) было известно и грекам. Так назывались наемные дружины северных людей, норманов, служивших в Византии. Это же слово в том же значении встречается в скандинавских сагах и у арабских писателей. В последнее время установлена родина варягов – Варангия. Варангия отождествляется с Норвегией, варяги – с норвежцами. Итак, варяги – норманны.

Кто же именовался словом русь? Летописец смешивает понятие варягов-руси. То есть русь – это те же норманны. По другим источникам (арабские, греческие писатели), русь живет у Черного моря в соседстве с хазарами и печенегами.

Самый надежный материал для определения национальности руси – остатки языка – очень скуден. На нем-то и держится норманская школа. Она указывает, что собственные имена русских князей – норманнские. Рюрик (Хрурик), Аскольд (Осколд), Трувор (Трувар, Торвард), Игорь (Игвард), Олег, Ольга (Хельга, Хелга). Все эти слова звучат по-германски. Также и названия некоторых днепровских порогов. Некоторые представители норманнской школы считают, что русь – это остатки германских племен, жившие в первые века нашей эры у Черного моря. К норманнской школе примыкает мнение А.А.Шахматова: «Русь – это те же норманны, те же скандинавы; русь – это древний слой варягов, первые выходцы из Скандинавии, осевшие на юге России». Поэтому название русь ходило среди славян одинаково с названием варяг.

Итак, частые известия летописи о варягах на Руси указывают на сожительство славян с германскими племенами. Но варяги не повлияли на основные формы общественного быта наших предков – славян. Князья и их дружины подверглись быстрой славянизации.

(По Пушкареву 36-38). Современные ученые полагают, что историческими и этническими предшественниками русских славян были племена антов, жившие в Приазовье, Причерноморье, Поднепровье в первые века до Р.Х. Другое название антов – асы и рухсасы (светлые асы).

Царьград привлекал внимание норманнов, которые занимались и торговыми операциями, когда они были более выгодными, чем военные. Они шли туда по великому водному пути «из варяг в греки», то есть по линии Волхов – Днепр, через Новгород и Киев. Русские торговые города и пути нуждались в охране от кочевников. Силы русских были недостаточны, и они приглашали варягов, которые захватывали власть над местным населением, таким образом, «наемные охранители превратились во властителей» (Ключевский).

Так в IX веке в некоторых областях Руси образовалась вторая политическая форма – варяжские княжества: Рюрика в Новгороде, Аскольда и Дира в Киеве, Ротвальда в Полоцке, Тура в Турове.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: