Промышленное и социальное развитие СССР в 1953-1965гг


Выбор нового политического пути требовал изменения ориентиров в экономике. Однако тогда никто в политическом руководстве страны не подвергал сомнению принципы командно-административной системы. Речь шла о преодолении ее крайностей, таких, как почти полное отсутствие материального стимулирования трудящихся, отставание в массовом внедрении научно-технических достижений в производство. По-прежнему господствовало неприятие рынка, товарно-денежных отношений, а преимущества социализма рассматривались как нечто раз и навсегда данное, способное само по себе обеспечить развитие и процветание.

На первом месте среди народнохозяйственных проблем стояло аграрное производство. На сентябрьском пленуме ЦК в 1953 г. Хрущев выступил с серией важных для того времени предложений по развитию сельского хозяйства:

- увеличить закупочные цены на сельхозпродукцию,

- ввести авансирование труда колхозников (до этого расплата с ними производилась лишь один раз в год) и т.д.

Хрущев осудил практику укрепления слабых хозяйств за счет передачи им средств сильных, критиковал раздутый управленческий аппарат, недостаточную помощь города сельскому хозяйству.

Отдача от принятых на пленуме постановлений могла ожидаться лишь несколько лет спустя, а исправлять положение в зерновом хозяйстве требовалось немедленно. Выход был найден в освоении целинных и залежных земель. Это был ярко выраженный экстенсивный вариант развития. Пригодные земли находились на территории Казахстана, Южной Сибири, в Поволжье, на Урале, на Северном Кавказе. Среди них наиболее перспективными выглядели Казахстан, Урал и Сибирь.

К весне 1954 г. на казахстанской целине было организовано свыше 120 совхозов. Первоцелинникам приходилось жить в палатках, в условиях бездорожья, смены жестоких холодов и изнуряющей жары. Круглосуточная работа в период посевной и уборочной сменялась строительными работами. Первые результаты целинной эпопеи не могли не внушать оптимизма. В 1954 г. целина дала свыше 40% валового сбора зерна. Увеличилось производство мяса, молока. Все это позволило несколько улучшить продовольственное снабжение населения. Однако успехи были лишь в первые годы. Урожайность зерновых культур на вновь освоенных землях оставалась низкой, освоение земель происходило при отсутствии научно-обоснованной системы земледелия.

В конце 1958 г. по инициативе Н.С. Хрущева принимается решение о продаже сельскохозяйственной техники, находившейся в распоряжении МТС, колхозам. Продажа техники колхозам положительно сказалась на сельскохозяйственном производстве далеко не сразу. Большая часть их оказалась не в состоянии сразу купить тракторы и комбайны и выплачивала деньги в рассрочку. Это поначалу ухудшило финансовое положение значительной части колхозов и породило известное недовольство. Отрицательным последствием продажи техники была также фактическая потеря кадров механизаторов и ремонтников.

Находясь с визитом в США в 1959 г. Хрущев побывал на полях американского фермера, который выращивал гибридную кукурузу. Хрущев пришел к выводу, что поднять уровень развития советского животноводства можно, решив проблему кормопроизводства. С его точки зрения, необходимо было перейти к широким и повсеместным посевам кукурузы, которая будет давать зерно и зеленую массу на силос. Огульное внедрение этой идеи, без учёта природных и климатических особенностей, привело к её дискредитации.

В 1959 г. на XXI съезде КПСС был принят семилетний план развития народного хозяйства, заменявший шестой пятилетний план, одобренный в 1956 г., но подвергшийся многочисленным изменениям. Именно на этом съезде был сделан вывод о вступлении страны в стадию строительства коммунистического общества. Цель нового плана на 1959-1965 гг. формулировалась следующим образом: догнать и перегнать Америку и выйти на первое место в мире по производству продукции на душу населения. Большое внимание предполагалось уделить развитию сельского хозяйства. Но поставленная задача выполнена не была.

В 1962 г. правительство приняло решение стимулировать животноводство повышением закупочных цен на мясо, что привело к увеличению и розничных цен. Этот шаг не увеличил количества мяса, но вызвал общественное недовольство. В Новочеркасске состоялась демонстрация протеста рабочих, которая была расстреляна, а её зачинщики осуждены. В следующем году возникли перебои не только с мясом, молоком и маслом, но и с хлебом. Эту проблему решили за счёт закупок зерна в США, к которым стали прибегать ежегодно.

Начавшаяся в мире в середине XX века научно-техническая революция (НТР), т. е. превращение науки в ведущий фактор общественного производства (комплексная автоматизация производства и управления на основе применения ЭВМ, открытие и использование новых видов энергии, создание и применение новых видов материалов и т.д.), практически не затронула народное хозяйство СССР. К началу 60-х годов удельный вес рабочих и крестьян, занятых тяжелым ручным и малоквалифицированным трудом составлял в промышленности 40%, а в сельском хозяйстве 75%.

Однако символом научно-технического прогресса в нашей стране стало развитие ракетной техники и начало освоения космоса. В октябре 1957 г. был запущен первый искусственный спутник Земли. 12 апреля 1961 г. в космос впервые отправился человек, Юрий Алексеевич Гагарин. Космические исследования требовали колоссальных средств, проводились они не только с научными, но и с военными целями. Впечатляющими для всего мира стали введение в эксплуатацию первого атомного ледокола "Ленин" в 1957 г., открытие первой атомной электростанции в Обнинске в 1954 г. и Института ядерных исследований в Дубне под Москвой.

В 1957 г. предпринимается реформа управления народным хозяйством. Существовавшие сверхцентрализованные отраслевые министерства, по мнению Хрущева, были не в состоянии обеспечить быстрый рост промышленного производства. Вместо них учреждались территориальные управления - советы народного хозяйства. Путём децентрализации управления экономикой предполагалось изменить экономическую ситуацию в стране: разрушить ведомственную монополию, приблизить управление к местам, поднять их инициативу, сбалансировать экономическое развитие республик, регионов, укрепить внутри их хозяйственные связи, в итоге - ускорить экономическое развитие. Организация совнархозов дала некоторый эффект. Сократились бессмысленные встречные перевозки грузов, закрывались сотни дублировавших друг друга мелких производственных предприятиях разных министерств. Высвободившиеся площади были использованы для производства новой продукции. Ускорился процесс технической реконструкции многих предприятий: за 1956-1960 гг. было введено в строй в три раза больше новых типов машин, агрегатов, приборов, чем в предыдущую пятилетку. Произошло существенное сокращение административно-управленческого персонала на производстве. Однако кардинальных изменений в развитии экономики не произошло.

Наибольший успех в 1955-1964 гг. был достигнут в жилищном строительстве: жилой фонд за эти годы увеличился на 80%, что было чрезвычайно важно для поднятия уровня жизни с учётом последствий войны.

Таким образом, социально-экономическая политика, проводившаяся в годы пребывания Н.С. Хрущёва на посту руководителя советского государства имела неоднозначные последствия, что вызывало наряду со всенародным энтузиазмом и поддержкой критику и откровенное неприятие некоторых решений.

3. Внешняя политика СССР в 50-х -1 пол. 60-х гг.

Международное положение и внешняя политика СССР в середине 1960-1980-х
К середине 60-х гг. сравнительно с первыми послевоенными годами мир оказался в существенно изменившейся ситуации. Противоречия между союзниками по антигитлеровской коалиции вылились в жесткое противоречие 2х общественно-политических систем. Вост. Европа находилась под полным контролем СССР, тогда как Западная - в прочном военно-политическом и экономическом союзе с США. «Холодная война» была в самом разгаре. Основным объектом борьбы «социализма» и «капитализма»
являлись страны «третьего мира», образовавшиеся на развалинах мировой колониальной системы. СССР и США, стоявшие за ними НАТО и ОВД, избегали прямой военной конфронтации. Однако соперничество за влияние в развивающихся странах оставалось весьма острым, и нередко приводило к локальным военным конфликтам.
Отношения со странами соцлагеря.
К власти во многих странах стали приходить более либерально настроенные коммунистические лидеры, проводились экономические реформы, которые не отвечали классическим представлениям о соц-ме. Реакцией на кризис «сов. модели соц-ма» в странах Вост. Европы и события «пражской весны» 1968 г. явилась т.н. «доктрина Брежнева». Главное ее содержание составила «теория ограниченного суверенитета» социалистических стран. «Доктрина Брежнева» признала наличие слабых звеньев в социалистическом фронте, возможность реставрации капит-ма в силу объективных трудностей и ошибок субъективного характера, вероятность войны с империалистическим окружением, чрезвычайность такой акции как военная помощь дружественной стране в защите социалистического суверенитета. «Когда возникает угроза делу соц-ма в одной стране, угроза безопасности соц-го содружества в целом - это уже становится не только проблемой народа данной страны, но и общей проблемой, заботой всех соц-х стран». Политика «невмешательства», по его мнению, прямо противоречила интересам обороны братских государств.
Несмотря на незначительное увеличение полит. и экон.самостоятельности, взаимоотношения между соц-ми странами были далеко не равноправными. СССР по-прежнему был «старшим братом», который определял основные направления деятельности своих союзников.
Попытки народно-демократических преобразований подавлялись как извне, так и изнутри (движение «Солидарность» в 1980-1981 гг. и его запрет с введением военного правления в Польше).
Особенно напряженно складывались отношения с Китаем. Китайская коммунистическая партия, как и КПСС, претендовала на лидерство в мировом коммунистическом движении.
Китайский вариант реформ образца 50-60-х гг(культурная рев-я) обусловил жесткую конфронтацию СССР и КНР. В 1969 г. на советско-китайской границе произошли вооруженные столкновения (в районе о. Даманский и др.). Лишь после смерти Мао Цзэдуна в 1976 г. и смерти Брежнева в 1982 г. отношения между двумя странами нормализовались. К маоистскому течению в период после «пражской весны» добавился «еврокоммунизм», провозглашавший автономность национальных компартий, приоритет национальных ценностей, отрицание «диктатуры пролетариата» и утверждение демократических механизмов прихода к власти и руководства обществом.
Отношение со странами 3-го мира
Авторитет соц-ма оставался высоким преимущественно в тех странах 3го мира, которые получали военно-финансовую и техническую помощь СССР. Для Советского Союза это была еще одна статья огромных расходов в ущерб собственным экономическим и социальным программам.
Отношения со странами «3го мира» в значительной степени подчинялись логике стратегического противостояния СССР и США. На Ближнем Востоке СССР занимал однозначно проарабскую позицию, поддерживая дружественные отношения с Сирией и Египтом, лидерами арабского мира. Когда в 1979 г. президент Египта А. Садат заключил мирный договор с Израилем, контакты с ним были фактически заморожены. В период американской агрессии во Вьетнаме (1964—1975) СССР оказал значительную военно-техническую помощь Демократической Республике Вьетнам. Поддерживал СССР и антиамериканских повстанцев в Никарагуа. Активная политика проводилась в Африке, где под советским влиянием находились Мозамбик, Ангола, Гвинея-Бисау, Эфиопия. Введение советских войск в Афганистан (декабрь 1979) положило начало длительному военному конфликту, в котором СССР понес большие человеческие, материальные, моральные потери.
Отношения со странами Запада.
Вторая половина 60-х — 80-е гг. — время разрядки в отношениях СССР с капит-ми странами. Ее инициатором выступил французский президент Ш. де Голль. В 1970 г. Л. И. Брежнев и канцлер ФРГ В. Брандт подписали договор, признавший послевоенные границы в Европе. В 1972 г. аналогичные договоры ФРГ подписала с Польшей и Чехословакией. Ж. Помпиду и Л.И. Брежнев подписали в октябре 1971 г. Документ«Принципы сотрудничества между СССР и Францией».
Наиболее натянутыми на протяжении всего периода они были с Великобританией и Японией.
1972 г. был годом важного поворота в советско-американских отношениях. Это было связано с визитом в мае президента США Никсона в Москву. Начиная с этого времени и вплоть до 1975 г. мир жил в атмосфере разрядки напряженности и «согласия» между США и СССР.
В первой половине 70-х гг. СССР и США заключили ряд соглашений об ограничении гонки вооружений. Состоялись официальные встречи советского и американского руководства на высшем уровне (1972, 1973, 1974, 1978).
В 1975 г. в Хельсинки 33 государства Европы, а также США и Канада подписали Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе о принципах межгосударственных отношений: уважение суверенитета и целостности, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека и др. Итоги Хельсинкского совещания Восток и Запад понимали по-разному. США и их европейские союзники подчеркивали гуманитарные аспекты достигнутых договоренностей (права человека, неприкосновенность личности и др.). СССР придавал основное значение принципам невмешательства во внутренние дела, нерушимости послевоенных границ в Европе; суверенного равенства и уважения прав, присущих суверенитету, включая право свободно выбирать и развивать свои политические, экономические и культурные системы.
Разрядка вообще была противоречивым явлением. Она стала возможной не в последнюю очередь потому, что к 1969 г. СССР добился военно-стратегического паритета (равенства) с США. Сверхдержавы продолжали вооружаться. Гонка вооружений стремительно усиливалась. СССР и США противостояли друг другу в региональных конфликтах, в которых они поддерживали воюющие друг против друга силы (на Ближнем Востоке, во Вьетнаме, в Эфиопии, в Анголе и др.). В 1979 г. СССР ввел в Афганистан ограниченный военный контингент. Разрядка этого испытания не выдержала. «Холодная война» возобновилась. Взаимные обвинения, ноты протеста, споры и дипломатические скандалы стали неотъемлемыми элементами системы международных отношений в первой половине 80-х гг. Отношения между СССР и США, ОВД и НАТО заходили в тупик.

За внешним проявлением единства и эффективности руководства, которые демонстрировали наследники И. В. Сталина после его смерти, скрывалась напряженная драматическая борьба.

Маленкову было немногим более пятидесяти, то есть он был наиболее молодым из всей группы наследников Сталина. Он был энергичным организатором, обладал живым, но холодным умом, сильной волей, способный на личную храбрость. Однако для полной самостоятельности на занимаемом посту не доставало верховной власти в партии, которая являлась единственной реальной силой.

В структуре власти, созданной Сталиным, важным компонентом было Министерство внутренних дел, возглавляемое Берией. Он только лишь формально был подчинен Маленкову. В действительности же он не имел над собой никакого высшего контроля.

Первой заботой новых руководителей было успокоить страну.

Кампания против "врагов народа" была разом прекращена. Были провозглашены амнистии по всем незначительным преступлениям и сокращены сроки по приговорам к более длительному заключению. 4 апреля МВД было сделано сенсационное заявление о том, что "враги народа" невиновны. Это произвело огромное впечатление. Берия стремился получить популярность. Однако спустя три месяца он был обвинен в заговоре с целью установления своей личной власти. Жестокий и циничный, он был окружен общей ненавистью. Главным его стремлением было: поставить МВД над партией и правительством. Для изменения положения не было другого пути, кроме решительной борьбы с Берией и его аппаратом.

Опасную работу по свержению Берии возглавил Н. С. Хрущев. Маленков оказывал ему всяческую поддержку. На заседании Президиума ЦК КПСС в июне 1953 года Берия был арестован и отправлен под стражу. 10 июня об этом было объявлено всей стране после Пленума ЦК партии, продолжавшегося шесть дней. В декабре 1953 года было сообщено о судебном процессе над Берией и его расстреле.

По инициативе Секретариата ЦК партии МВД и КГБ были лишены автономности и взяты под контроль партии. Без санкций партийных органов ни один её член не мог быть теперь брошен в тюрьму. Была проведена реорганизация КГБ и МВД, расстреляны основные помощники Берии. На их посты направляли офицеров из политаппарата армии, партийных и комсомольских работников.

В августе 1953 года Маленков объявил о пересмотре экономической политики. Было заявлено, что повысить благосостояние народа можно только через аграрную реформу и увеличение товаров народного потребления. К этому времени большинство населения жило в деревне, которая неуклонно деградировала. Колхозы и совхозы приходили в упадок. В стране назревал голод.

В соответствии с аграрной реформой старые долги с крестьян списывались, налоги уменьшились вдвое, были подняты закупочные цены на мясо, молоко, овощи. Это дало незамедлительный политический эффект, который сравнивался с эффектом НЭПа.

В сентябре 1953 года состоялся Пленум ЦК, на котором выступил Н. С. Хрущев с докладом о состоянии сельского хозяйства. Это был глубокий, но резкий, доклад, в котором, кроме исчерпывающего анализа дел в деревне, было отмечено, что 1928 год был наилучшим во всей русской и советской истории. Именно на этом Пленуме Хрущев был избран Первым секретарем ЦК КПСС, положение которого соизмерялось с положением Генерального секретаря в годы правления Сталина.

После неурожая 1953 года ситуация в стране стала настолько серьезной, что надо было принимать чрезвычайные меры. Повышение урожайности существующих земельных угодий требовало удобрений, ирригации, технического оснащения, то есть того, что не может быть создано в один день. Было решено осваивать целинные земли в Заволжье, Сибири и Казахстане. Это одобрил Пленум ЦК 1954 года. В путь отправилось около 300 тыс. добровольцев, в основном молодежь.

Были неимоверные трудности в освоении новых земель.

Важных изменений требовала и общественная жизнь в стране.

Стали пересматриваться существующие догмы о роли Сталина. Несколько тысяч незаконно арестованных было отпущено на волю. Этот период Илья Оренбург назвал словом - "оттепель".

В ходе расследований по делу Берии было дорасследовано так называемое "ленинградское дело". Выяснилось, что в разгроме городской партийной организации вместе с Берия и Абакумовым принимал участие и Маленков. Кроме того, выяснилось, что значительная часть вины за трудности в сельском хозяйстве ложится также на Маленкова. Ему предложили уйти в отставку. Пленум ЦК партии 1955 года рассмотрел это решение. 8 февраля Верховный Совет СССР освободил Маленкова от занимаемой должности. Вместо него по предложению Хрущева был назначен Булганин. После Булганина Министром обороны был назначен Жуков. Были и другие изменения в правительстве.

На должности назначались приверженцы хрущевской линии.

Смелые инициативы Хрущева вновь привели к концентрации верховной власти в Секретариате ЦК партии, который главенствовал над правительством. Тем не менее, принцип коллегиального руководства не был формальным, а претворялся в работе. Хрущев не мог принимать самостоятельных решений. Он вынужден был считаться с Молотовым, Кагановичем, Ворошиловым, да и с Маленковым, уже пониженным до Министра электроэнергетики.

Тем не менее, Хрущев был тем магнитом, к которому тянулась вся периферия. Он беспрестанно разъезжал по стране, проверял состояние дел, вмешивался в руководство, повсюду выступал с речами.

XX съезд КПСС поворотная веха в возрождении законности в стране

С 14 по 25 февраля 1956 года проходил XX съезд КПСС, первый после смерти Сталина. Решение о его созыве принял Пленум ЦК в июле 1955 года. Были определены два главных докладчика: Хрущев с Отчетным докладом, и Булганин с докладом о наметках новой пятилетки. Этот съезд должен был стать решающим этапом в истории СССР и коммунистического движения.

В первой части Отчетного доклада Хрущев впервые объявил о мировой социалистической системе. Вторая часть доклада была посвящена распаду колониальной системы, обоснованию "общего кризиса капитализма". Главным выводом, сделанным в докладе, был вывод о том, что альтернативой возможной ядерной войне может быть мирное сосуществование государств с различным общественным строем. Отмечалось, что войны не являются фатально неизбежными, но в мире существуют силы, способные порушить эту неизбежность. Очень важным было то, что впервые за много лет была сделана попытка объективно взглянуть на мировую реальность. Впервые был предложен реальный выход из тупика атомной эры. СССР снова проявила способность к лидерству в идейной сфере.

Важным программным заявлением стали следующие слова Хрущева: "Мы должны всемерно развивать советский демократизм, устранять всё, что мешает его всестороннему развертыванию. " Также он говорил об "укреплении социалистической законности", о том, что нужно бороться с любым проявлением произвола.

Имя Сталина в докладе было названо лишь дважды, когда речь заходила о его смерти. Критика культа была прозрачной, но имя Сталина не называлось. Наиболее резко с критикой культа выступил Микоян. Однако его никто не поддержал. Обсуждался доклад Булганина о новом пятилетнем плане. Съезд подходил к концу. Однако неожиданно для многих делегатов было объявлено, что съезд продлевается ещё на один день.

25 октября на секретном заседании Хрущев выступил с докладом "О культе личности и его последствиях". Хрущев сам решился на этот шаг. Главной причиной этого было то, что в партии образовались две фракции и их столкновение могло бы привести к повторению кровавых репрессий сталинских лет. Нельзя было допустить их повторения. Именно так объяснял это впоследствии сам Хрущев. Самым решительным образом этому докладу противились Ворошилов, Молотов и Каганович.

Основу "секретного доклада" составляли результаты расследования репрессий. Хрущев детально проанализировал методы, с помощью которых Сталин сконцентрировал с своих руках всю власть и поддерживал в стране культ самого себя. Съезд был поражен. После доклада была принята короткая резолюция, в которой поручалось вновь избранному ЦК принять меры по "преодолению культа личности и ликвидации его последствий во всех областях".

В первой половине 1957 года началась острая политическая борьба в руководстве страной. Она обострилась особенно резко после предложения Хрущева о реорганизации промышленности. Реформа предусматривала роспуск отраслевых министерств и группирование предприятий не по производственному признаку (как это было с 1932 г.), а по географическому признаку под местным руководством. Это была попытка децентрализации промышленности, управлять которой централизованно без издержек было невозможно. Воспротивился идее Хрущева и Булганин. Он стал собирать у себя старых и новых оппозиционеров и вскоре перешел в антихрущевское наступление. Поводом послужила речь Хрущева в Ленинграде. Ободренный успехом в сельском хозяйстве, он по своей инициативе выдвинул нереальную идею обогнать США за 3-4 года по производству мяса, молока и масла на душу населения. Удобный случай для оппозиции представился в первой половине июня, когда Хрущев был в Финляндии с визитом. После возвращения он попал на заседание Президиума ЦК, созванного без его ведома с целью его отставки. Ему предложили занять пост министра сельского хозяйства.

На сторону Хрущева встали Микоян, Суслов и Кириченко. Заседание Президиума ЦК длилось более трех дней. Несмотря на принятые меры по изоляции Хрущева, некоторые члены ЦК узнали о происходящем и срочно прибыли в Москву и направились в Кремль, чтобы потребовать отчета о происходящем и немедленного созыва Пленума ЦК.

Хрущев настаивал на своем выступлении. На встречу с членами ЦК направились делегации обеих фракций: с одной стороны Ворошилов и Булганин, с другой - Хрущев и Микоян. На встрече замыслы оппозиции оказались скомпрометированными.

Уже на первом заседании Пленума ЦК ситуация изменилась. Хрущев смог предпринять наступление. Оппозиция получила отпор. Было решено Молотова, Маленкова, Кагановича снять со всех постов и удалить из всех руководящих органов.

Многие факторы обусловили победу Хрущева. Благодаря XX съезду, первым успехам в сельском хозяйстве, многочисленным поездкам по стране и огромному авторитету, страху людей о возможности возврата к репрессиям в случае прихода к власти оппозиции - все это решило судьбу Хрущева. Важно заметить в этой связи и то, что значительным гарантом успеха Хрущева была поддержка Маршала Советского Союза Г. К. Жукова, возглавлявшего Вооруженные Силы.

Оппозиционеры не были репрессированы. Они получили второстепенные посты: Молотов - пост посла в Монголии, Маленков и Каганович - посты директоров отдаленных предприятий (первый - в Казахстане, второй - на Урале). Все они остались членами партии. На несколько месяцев Булганин остался Председателем Советов Министров, а Ворошилов, - ещё дольше, - Председателем Президиума Верховного Совета. Однако и тот и другой были лишены реальной власти.

Получили повышение и стали членами и кандидатами в члены Президиума ЦК те, кто показал себя энергичным сторонником Хрущева (Аристов, Беляев, Брежнев, Козлов, Игнатов и Жуков).

Хрущев завоевал неограниченную власть в партии и государстве.

Открывалась хорошая перспектива углубить демократизационные процессы в обществе, разоблачить остатки сталинизма. Однако этого не произошло.

В 1955 году население СССР достигло предвоенного уровня. В 1959 году численность городского населения сравнялась с численностью сельского, а в 1960 году превысило его. Во второй половине 50-х годов СССР выполнил задачи индустриализации, позади остались острые социальные противоречия. Однако сельское хозяйство давало только 16% национального продукта, в то время как промышленность - 62% и строительство - 10%. На первый план выдвигалась необходимость повысить уровень жизни. Послесталинские реформы стали давать ощутимые результаты как в соревновании с США, так и в повышении уровня жизни. Н. С. Хрущёв говорил, что необходимо работать больше и лучше. В 1959 году на ХХV съезде КПСС он выдвинул самую авантюрную из своих идей: догнать и перегнать США по промышленному и сельскохозяйственному производству на душу населения к 1970 году.

Оптимистические расчеты Никиты Сергеевича основывались на простой экстраполяции годовых уровней промышленного развития двух стран в мирный период. Эти уровни были в пользу СССР. Его расчеты не учитывали не только богатство американской экономики, а самое главное - СССР не мог сконцентрировать все ресурсы на повышении благосостояния народа. Дело в том, что перед ним стояло много новых задач. Очень много средств требовала гонка вооружений и космическое соревнование. Значительная часть ресурсов вкладывалась в сельское хозяйство, что было главным для повышения уровня жизни как на селе, так и в городе. Нужно было развивать химию, электронику, увеличивать добычу нефти вместо угля, электрифицировать железные дороги. Но самой острой была жилищная проблема. В результате принятых мер с 1956 по 1963 годы в СССР было построено больше жилья, чем за предшествующие 40 лет.

Для многоцелевой экономики больше не подходили методы управления и планирования сталинской эпохи, заключавшиеся в абсолютном приоритете некоторых целей, которым подчинялись остальные. Предприятия стали переходить на самофинансирование из собственных фондов. В 1957-1958 годах Н. С. Хрущёвым было проведено три реформы.

Они касались промышленности, сельского хозяйства и системы образования. Никита Сергеевич стремился к децентрализации управления промышленностью. Дело в том, что с каждым годом становилось все труднее управлять предприятиями, находящимися на периферии. Было решено, что промышленные предприятия должны управляться не министерствами, а местными органами - совнархозами. Н. С. Хрущёв надеялся таким образом рационально использовать сырьевые ресурсы, устранить изолированность и ведомственные барьеры. Такому решению было много противников. В действительности совнархозы стали просто многоотраслевыми министерствами и со своими задачами не справились. Реформа свелась к бюрократической реорганизации.

Гораздо значительнее на структуру производства повлияли преобразования в сельском хозяйстве. Н. С. Хрущёв вопреки сопротивлению изменил критерии планирования в сельском хозяйстве. Теперь колхоз получал только обязательные задания по заготовкам вместо жёсткой регламентации деятельности. Он впервые мог решать сам, как использовать собственные ресурсы и организовать производство.

При Никите Сергеевиче произошло сокращение числа колхозов и рост число совхозов. Самые бедные колхозы были объединены и для их оздоровления преобразованы в совхозы. Характерной чертой было укрупнение хозяйств за счет неперспективных деревень. Этими рамками и ограничилась новая реформа Н. С. Хрущева. Основная разница между совхозом и колхозом состояла во владении машинотракторными станциями. Совхозы их имели, а колхозы пользовались услугами МТС в обмен на продукты питания. МТС были распущены, а их техника передана в собственность колхозов. Это было очень важно для укрепления самостоятельности крестьянского хозяйства. Однако поспешность в осуществлении реформы не дала желаемых результатов.

Третья реформа Хрущёва коснулась системы образования. В основе реформы лежали два мероприятия. Н. С. Хрущёв ликвидировал систему " трудовых резервов", то есть сеть военизированных училищ, существовавших за государственный счёт. Они были созданы перед войной для подготовки квалифицированных рабочих. Их заменили обычными профессиональными училищами, в которые можно было поступать после седьмого класса. Средняя школа получила "политехнический" профиль, предполагавший сочетание образования с трудовой деятельностью, с тем чтобы учащийся получил представление об одной или нескольких профессиях. Однако недостаток средств не позволил оборудовать школы современным оборудованием, а предприятия не могли полноценно нести педагогическую нагрузку.

В хрущёвском десятилетии часто выделяют два периода, различных по экономическим результатам. Первый (1953-1958) - наиболее позитивный; второй (с 1959 года до смещения Хрущёва в 1964 году) - когда положительных результатов было меньше. Первый период относился к времени, когда Никита Сергеевич боролся за главенство во враждебном ему коллегиальном руководстве, и второй - когда он господствовал.

Первым планом развития страны, который базировался в основном на индустриализации, стал семилетний план, принятый ХХI съездом партии. С его помощью пытались, не тормозя развития страны, восполнить серьёзные нарушения равновесия, от которых страдало советское общество. В нём было указано, что за 7 лет СССР должен был произвести столько же, сколько за предшествующие 40 лет.

Необходимо отметить, что семилетний план вывел советскую экономику из застоя. Сократился экономический разрыв между СССР и США. Однако не все отрасли развивались равномерно. Медленно росло производство потребительских товаров, которых хронически не хватало. Нехватка усугублялась незнанием спроса на рынке товаров, который никто не изучал.

Среди диспропорций семилетнего плана самый тяжёлый был кризис сельского хозяйства. В хозяйствах не хватало электроэнергии, химических удобрений, ценных культур.

В 60-х годах Н. С. Хрущёв начал сдерживать частную деятельность крестьян. Он надеялся заставить крестьян больше работать в колхозе и меньше в личном хозяйстве, что вызывало недовольство у крестьян. Многие устремились в города, и как следствие деревни начали пустеть. Экономические трудности совпали с неурожаем 1963 года. Засуха имела разрушительные последствия. Участились перебои в снабжении хлебом. Картачной системы на хлеб удалось избежать благодаря только закупкам зерна в Америке на золото. Впервые за всю свою историю СССР закупал зерно за рубежом.

Аграрный кризис, расширение рыночных отношений, быстрое разочарование в совнархозах, необходимость найти сбалансированные решения большого числа проблем, соперничество с более развитыми странами, критика деятельности Сталина и "большая интеллектуальная свобода стали факторами, которые способствовали возрождению экономической мысли в СССР. Оживились дискуссии ученых по проблемам экономики. Это горячо приветствовал Н. С. Хрущёв. Выявилось два направления. Во главе теоретического направления стояли ленинградские учёные Канторович и Новожилов. Они выступали за широкое применение математических методов в планировании. Второе направление - практики требовали большей самостоятельности для предприятий, менее жесткого и обязательного планирования, позволяющего развивать рыночные отношения. Третья группа ученых начала изучать экономику Запада. Внимание этих школ было направлено не столько на организацию экономической жизни, на чём были сосредоточены реформы Никиты Сергеевича, сколько на управление экономикой, её организацию на рыночных основах.

В 1964 году завершилась политическая деятельность Н. С. Хрущёва, в течение десяти лет возглавлявшего Советский Союз.

Его десятилетие реформ было очень трудным временем. Именно на это время приходится начало разоблачения преступлений сталинской системы. Удивительным и на первый взгляд не логичным кажется поступок Н. С. Хрущёва, бывшего "своим человеком" в окружении Сталина.

Его доклад на ХХ съезде КПСС произвел эффект разорвавшейся бомбы не только в СССР, но и во всем мире. Рухнули старые догмы и старые мифы. Люды увидели реалии тоталитаризма. Страна замерла, а за тем постепенно началось возрождение Советского Союза. Реформы сыпались одна за другой. Их генераторами были люди из ближайшего окружения Н. С. Хрущёва и, прежде всего, он сам. Никита Сергеевич спешил - хотел много увидеть при своей жизни. Спешил и ошибался, терпел поражения от оппозиции и снова поднимался.

Причиной многих неудач Н. С. Хрущёва, действительно, была спешка и его взрывной характер. Однако во всех его делах всегда четко просматривалось стремление к тому, чтобы наша страна была первой. И она действительно была первой. Без Советского Союза отныне не решался ни один важный международный вопрос. Гегемония США была ликвидирована, и они вынуждены были считаться со взглядами СССР.

Цена побед советских людей была немалой. Мировое лидерство предъявило счёт, и этот счёт был немалый. Всё меньше средств оставалось в бюджете на улучшение жизни рядового советского человека. Естественно, это не вызывало восторга людей. Но всё же забота о нуждах проявлялась не на словах, а на деле. Советские люди воочию убедились, что такая острейшая проблема как жилищная решается и решается ощутимо. В магазинах появлялось всё больше и больше промышленных товаров. Стремилось накормить людей сельское хозяйство. Однако трудности продолжали иметь место. На этих трудностях и сыграла оппозиция Н. С. Хрущёва. Он был лишён всех государственных и правительственных постов. Последние годы персональный пенсионер союзного значения Н. С. Хрущёв прожил в кругу своей семьи на загородной даче, практически в политической изоляции. Тяжело переживал свои ошибки и свою участь. Сумел написать свои мемуары, в которых попытался проанализировать и свою деятельность и жизнь страны. Но издать их не удалось. Любые попытки выяснить генезис террористического режима сурово пресекались. Это почувствовал на себе и сам Хрущев. Из воспоминаний Дмитрия Волкогонова: "Когда в результате дворцового заговора его лишили власти, он, возможно, еще не осознавая сам, испытал плоды своего мужественного поведения на ХХ съезде КПСС. Его не арестовали, не расстреляли, не отправили в ссылку, как бывало раньше, а позволили доживать свою жизнь, как человек донашивает свое старое пальто. Но Хрущев, бывший Первый секретарь ЦК партии, глотнувший живительный воздух свободы, не хотел просто постепенно угасать, как свеча, тихо и печально. Человек с низкими грамотностью и культурой, но с самобытным умом и немалой гражданской смелостью, проживший большую, бурную жизнь, начал диктовать свои воспоминания. Со временем об этом, конечно, узнали в Политбюро, ведь Хрущев остался под колпаком Комитета госбезопасности, ибо и та организация, которую он возглавлял до снятия с поста, как метко выразился один журналист, была именно "партией госбезопасности".

Председатель Комитета Андропов Ю. В. 25 марта 1970 года специальной запиской под грифом "Особой важности" доложил в ЦК следующее: "В последнее время Н. С. Хрущев активизировал работу по подготовке воспоминаний о том периоде своей жизни, когда он занимал ответственные партийные и государственные посты. В продиктованных воспоминаниях подробно излагаются сведения, составляющие исключительно партийную и государственную тайну по таким определяющим вопросам, как обороноспособность Советского государства, развитие промышленности, сельского хозяйства, экономики в целом, научно-технические достижения, работа органов госбезопасности, внешняя политика, взаимоотношения между КПСС и братскими партиями социалистических и капиталистических стран и другие. Раскрывается практика обсуждения вопросов на закрытых заседаниях Политбюро ЦК КПСС... " Далее Андропов предлагает: "При таком положении крайне необходимо принять срочные меры оперативного порядка, которые позволяли бы контролировать работу Н. С. Хрущева над воспоминаниями и предупредить вполне вероятную утечку партийных и государственных секретов за границу.

Н. С. Хрущёв умер в 1971 году. Похоронен на Новодевичьем кладбище. На могиле установлен оригинальный бюст, выполненный ныне знаменитым Эрнстом Неизвестным, который в своё время так и не нашёл взаимопонимание Н. С. Хрущёва и был вынужден эмигрировать за границу. Одна половина бюста тёмная, а другая - светлая, что действительно объективно отражает деятельность Н. С. Хрущёва, оставившего значительный след в истории Советского Союза.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: