Список рекомендуемой литературы
Белов Г.А. Особенности развития политической мысли России // Кентавр. 1994. № 1.
Борисов Н.С. Русская церковь в политической борьбе XIV-XVII веков. М., 2004.
Волоцкий И. Послания. М., 1953.
Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X-XVII веков. М., 2005.
Громов М.Н. Максим Грек. М., 1983.
Гумилев Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., 1989.
Замалеев А.Ф., Овчинникова Е.А. Еретики и ортодоксы: Очерки древнерусской духовности. Л., 2000.
Замалеев А.Ф., Зон В.А. Отечественные мыслители позднего средневековья, конец XIV – первая треть XV в. Киев, 1990.
Зимин А.А. Пересветов и его современники. М., 1959.
Золотухина Н.М., Исаев И.А. Политические и правовые учения на Руси XI-XVII вв. М., 1984.
Золотухина Н.М. Развитие русской средневековой политической мысли. М., 1985.
Иван IV (Грозный). Послания. М., 1951.
Илларион. Слово о Законе и Благодати. Киев, 1984.
Крижанич Ю. Политика. М., 1996.
Курбский A.M. Послания Ивану IV. Л., 1979.
Паламарчук П.Г. Москва, или Третий Рим? М., 1991.
Пресняков А.Е. Княжное право в Древней Руси. М., 1993.
Тихомиров М.П. Российское государство в XVI-XVII вв. М., 1978.
Глава V. Западноевропейская политико-правовая мысль
эпохи Возрождения и Реформации
Политико-правовая концепция Н. Макиавелли. Его трактовка происхождения государства, его форм, способов правления, целей и средств в политике соотношения политики и морали, силы и права.
Реформация как результат кризиса идеологии католицизма. Основные направления в Реформации. Возникновение протестантизма, кальвинизма. Взгляды Ж. Бодена на государство, пути и методы укрепления централизованной монархической власти. Разработка проблемы суверенитета государства – крупнейший вклад Ж. Бодена в развитие политико-теоретическою знания.
Политико-правовые идеи европейского утопического социализма Т. Мор. Т. Кампанелла.
В XIV-XVI вв. сначала в Италии, а затем в других странах Западной Европы наступает эпоха Возрождения и реформации, ознаменовавшая ломку феодальных и возникновение раннекапиталистических отношений, нарастание рационалистической критики религиозного мировоззрения, утверждение принципиально новых форм человеческого бытия, гуманистической культуры.
Динамичные процессы той эпохи обусловили выход на новые рубежи политико-правовой мысли, привели к появлению новых идей, новых подходов к анализу общественной проблематики. Люди, разрабатывавшие новые идеи, называли себя гуманистами, потому что стремились заменить Традиционное для средневековой схоластики исследование текстов Библии, сочинений теологов изучением человека, его психологии и морали, его земных потребностей и интересов. При этомиспользовали не схоластически применяемый силлогизм, а наблюдение, опыт, сравнение, рационалистические оценки – вывод гуманистический настрой мыслителей Возрождения и Реформации, естественно, побуждал их обращаться к первоначальному христианству, не знавшему иерархии и сложных рядов католической церкви, возрождать идеи античной дохристианской цивилизации, когда философия и наука не были служителями богословия, а человеческая природа не толковалась как средоточие зла и греховности. В античном наследии они искали и находили государствоведческие идеи, теоретико-правовые модели, нужные для решения новых исторических задач в эпоху Возрождения и Реформации.
Центральное место в политико-правовых доктринах этой эпохи занимает идеология централизованного государства. И это не случайно, так как наступило время «пробуждения» европейских наций, а их образованию и консолидации могли способствовать только централизованные абсолютистские государства. Только они могли отстоять национальный суверенитет в борьбе против гегемонии церкви, бывшей до того единственной объединяющей силой Западной и Центральной Европы.