Второй половины ΧΙΧ в.
Глава ΧΙ. Политические и правовые учения в Европе
Учение о государстве и праве К. Маркса и Ф. Энгельса. Формирование идеологии социал-демократии.
Юридический позитивизм.
Социологические концепции государства и права. Политико-правовая теория анархизма.
Неокантианские теории права. Ф. Ницше в истории политико-правовой мысли.
§1. Общая характеристика второй половины XIX века
как исторического периода
Во второй половине XIX в. развитие буржуазного строя, утвердившегося во многих странах Западной Европы, характеризовалось рядом отличительных черт. Во всех сферах общественной жизни активизировался процесс освобождения от пережитков феодализма. Осуществляется дальнейшее ограничение абсолютизма государственной власти и повышение роли представительных учреждений. Происходит постепенная демократизация их деятельности. Расширяется круг лиц, имеющих избирательные права. Оформляются и конкретизируются публично-правовые гарантии обеспечения прав личности. Появляется социальное законодательство. Существенные изменения происходят и в сфере экономики: от первоначального капитализма, основанного на индивидуальном предпринимательстве частных собственников с их стихийным производством, общество постепенно переходит к капитализму, организованному в крупные финансово-промышленные структуры. При этом одновременно усиливается эксплуатация наемного труда и, как следствие, обостряется социальное и политическое противостояние между предпринимателями и пролетариатом, который становится самостоятельно организованной силой, создает свои профсоюзы, партии, прессу и активно отстаивает собственные классовые интересы.
|
|
Основная линия идеологического противоборства начинает проходить не между приверженцами старого, феодально-монархического режима и буржуазией, а между последними и сторонниками социалистических преобразований, а также теми, кто осознавал очевидную неспособность властей обеспечить социальную справедливость и признавал необходимость и полезность реформ, смягчающих остроту социальных и политических противоречий.
Теоретические концепции, в которых по-новому ставились вопросы развития государства и социума в целом, нашли отражение в трудах Маркса, Энгельса, Лассаля, Прудона, Иеринга, Штаммлера, Берггома, Гумпловича, Ницше и других мыслителей, предложивших богатейшую палитру политико-правовых идей – от социалистических до расистских и иррационалисти-ческих.
Основоположниками марксизма как системы экономических, философских и социально-политических взглядов являются Карл Маркс (1818-1883гг.) и Фридрих Энгельс (1820-1895гг.). Их учение восприняло и продолжило революционно-демократические и социалистические традиции, развивавшиеся западноевропейской социально-политической мыслью Нового времени. Вместе с тем марксизм есть не простое продолжение предшествующих ему социально-политических идей. Он представляет собой попытку дать ответы на новые вопросы, поставленные ходом истории в первой половине XIX в. Важнейшим из них явился вопрос об условиях и путях реального освобождения человека от всяких форм угнетения, бесправия, неравенства.
|
|
Увлеченные прежде всего и главным образом данной проблематикой, Маркс и Энгельс, естественно, обратились к анализу современного им западноевропейского общества. В центре их внимания оказались вопросы о сущности, тенденциях развития, движущих силах и будущем буржуазного общества, всех его институтов с позиции интересов человеческой свободы. В контексте этого анализа основоположники марксизма выработали новые подходы и к трактовке государства, политики и права.
Сущность этого подхода состоит прежде всего в историко-материалистической интерпретации государства и права, в понимании этих образований как надстроечных по отношению к экономической структуре общества. Исходным положением марксизма является идея о том, что основу существования и развития общества составляет материальное производство, уровень которого, а также характер производственных отношений, собственности в конечном счете определяют сущность и природу права и государства. Это было новым словом в политико-правовой мысли. Напомним, что даже после того, как мыслители отбросили положение о божественной природе государства и пришли к идее его земного происхождения, они по-прежнему рассматривали государство как результат осуществления идеи, только саму идею теперь приписывали уже не Богу (или мировому разуму, абсолютному духу, как у Гегеля), а людям. Считалось, что разум, мнения или страсти людей являются двигателем исторического развития. Марксизм же показал, что государство, как и весь политический процесс, порождается не свободной волей людей, а экономическим развитием общества. Государство возникает с появлением частной собственности и антагонистических классов. Следовательно, оно является классовым по своей природе и всегда служит интересам господствующего при данном способе производства класса – рабовладельцам, феодалам, буржуа, а отнюдь не общему благу, как полагало большинство мыслителей, начиная с древности. «Государство, – пишут Маркс и Энгельс, – есть та форма, в которой индивиды, принадлежащие к господствующему классу, осуществляют свои общие интересы». Это орудие принуждения, машина подавления одной части общества другой, диктатура класса. В условиях рабства, феодализма и капитализма меньшинство подавляет большинство; при переходе от капитализма к социализму диктатура пролетариата осуществляет господство победившего в революции большинства над меньшинством (эксплуататорами).
Смена качественных состояний общественной жизни, переход от одной социально-экономической формации к другой – от рабовладельческого строя к феодальному, от феодализма к капитализму, от капитализма к социализму – процесс закономерный, считают марксисты, и обусловленный прогрессом производительных сил, которые вступают в конфликт со старыми производственными отношениями. Смена общественного строя происходит в результате борьбы классов, применяющих революционное насилие для обеспечения социального прогресса, несущего расширение свободы основной массы людей.
Выдвинутое Марксом и Энгельсом положение о сущности классовой борьбы как борьбы политической, направленной на завоевание и удержание власти, является основополагающим в марксистском анализе политики. Ранее буржуазные мыслители (О. Терри, О. Минье, Ф. Гизо), а также социалисты-утописты тоже знали о существовании классов и классовой борьбе, подробно описали её в своих произведениях, но они не рассматривали борьбу классов как движущую силу истории.
|
|
Обосновывая закономерность движения человеческой истории «к уничтожению всяких классов и к обществу без классов», Маркс и Энгельс выдвинули положение о закономерности отмирания государства и всякой политики, ибо в обществе без классов и классовых противоречий государство и право не нужны. На их место придут не политические институты управления и не классовые нормы регулирования общественных отношений. «Общество, которое по-новому организует производство свободной и равной ассоциации производителей, – писали создатели марксизма, – отправит государственную машину туда, где ей будет тогда настоящее место: в музей древностей, рядом с прялкой и бронзовым топором». Но произойдет это не сразу, подчеркивали они, а на высшей стадии коммунизма, после переходного периода, государственность которого не может быть не чем иным, как революционной диктатурой пролетариата.
Государство, разъяснял Энгельс, «есть лишь преходящее учреждение, которым приходится пользоваться в борьбе, в революции, чтобы насильственно подавить своих противников... а когда становится возможным говорить о свободе, тогда государство как таковое перестает существовать». Это высказывание Энгельса Ленин считает «одним из самых замечательных, если не самым замечательным рассуждением в сочинениях Маркса и Энгельса по вопросу о государстве».
С историко-материалистических позиций марксисты объясняют и природу права: его нормы это не свод установленных людьми правил своего поведения в соответствии с абстрактными представлениями о добре и справедливости, а юридическое выражение и закрепление существующих общественных отношений, и прежде всего тех, которые сложились в сфере материального производства, т.е. право тоже носит классовый характер. Обращаясь к буржуазии, Маркс и Энгельс писали в Манифесте коммунистической партии: «Ваше право есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса». Право получает свое выражение в законах и соответственно в подзаконных актах, т.е. в юридических нормах, издаваемых государством или им санкционированных (так называемое обычное право). Различение права и закона – важное положение в юридической доктрине Маркса. Хотя оно не всегда проводится им и особенно его последователями. Ленин и другие теоретики социализма в XX в. зачастую их отождествляли.
|
|
Определяя значение марксизма в развитии политико-правовой мысли, необходимо еще раз подчеркнуть его нетрадиционность, соответствие новым, революционным по своему характеру историческим условиям.
К сожалению, дальнейшая судьба марксистских идей была противоречива, особенно при попытке применения их в новых исторических условиях. В ряде случаев марксистское учение было канонизировано, возведено на уровень государственной идеологии сверхрадикального толка, препарировано. Это неизбежно ослабило его конструктивный потенциал, а после краха модели социализма в СССР и в социалистических странах многие готовы без колебаний отнести идеи социализма к утопиям, отрицают марксизм как теоретическую основу и методологию общественных явлений и политико-практической деятельности.
Как нам представляется, оценка научно-политической ценности марксистской доктрины не может быть однозначной. Социалистическое учение, разработанное Марксом и Энгельсом, никоим образом не следует сводить лишь к требованию заменить частную собственность на средства производства общественной собственностью, перейти от товарно-денежных отношений к планомерно организованному обмену продуктами труда. Их учение – это программа рабочего движения, борющегося за обеспечение прав человека на труд, отдых, образование и т.д. И тот факт, что трудящиеся многих стран уже добились их осуществления, говорит о выдающемся значении марксизма несравненно больше, чем имевшиеся заблуждения его основоположников или ошибки и просчеты его последователей.
Социалистическое учение надо понимать как стремление и борьбу за создание такого общества, которое было бы качественно более справедливым, равноправным и разумным, чем то, которое существует сегодня. Это содержание социалистической идеи не исчезло и не исчезнет. Что касается марксистских представлений о механизмах создания такого общества, то история внесла в эти представления принципиальные коррективы.