Формирование идеологии социал-демократии

Переосмысление политических меха­низмов, способов реализации маркси­стской идеи об освобождении трудящихся от эксплуатации и политическо­го гнета началось еще при жизни Мар­кса и Энгельса. В Западной Европе уже в середине XIX в. воз­никли новые школы социалистической мысли реформистского толка, полагавшие, что для создания социалистического строя нет необходимости прибегать к насилию и революции. Они ориентировались на постепенные общественные преобразова­ния на основе всеобщего согласия, примирения классов с ис­пользованием политических механизмов парламентаризма и демократии.

Наиболее ярким теоретиком социальной демократии того времени был Фердинанд Лассаль (1825-1864гг.). Он создал первую рабочую социалистическую партию «Всеобщий германский рабочий союз». Будучи горячим приверженцем марксизма, Лас­саль, однако, вопреки Марксу считал государство организую­щим и объединяющим началом обществ. Но чтобы государ­ство соответствовало своей идеальной сущности, оно должно стать демократическим со всеобщим избирательным правом, без каких бы то ни было имущественных цензов. Посредством всеобщего избирательного права рабочий класс завоевывает большинство в парламенте и делает тем самым государство народным, помогает трудящимся освободиться от материаль­ной нужды и капиталистической эксплуатации. Из государ­ства-охранника буржуазии, её «ночного сторожа» оно превра­щается в «социальное государство». По Лассалю, это единствен­но возможный путь к социализму.

Во взглядах Лассаля на право наибольший интерес пред­ставляют его рассуждения о различии между фактической и юридической конституциями государства. «Реальная консти­туция, – отмечает Лассаль, – представляет собой действитель­ные соотношения общественных сил страны; писаная консти­туция только тогда имеет значение и долговечность, когда является точным отражением этого соотношения». Это опреде­ление конституции как соотношения общественных (классовых) сил страны оказало долговременное влияние на теоретическое государствоведение, а идея «социального государства» послу­жила в XIX в. одним из оснований теории государства «всеоб­щего благоденствия».

Под влиянием лассальянских идей в 1869 г. в Германии воз­никла вторая партия – социал-демократическая рабочая партия, объединившаяся впоследствии с Всеобщим германским рабочим союзом. Эта новая партия выработала формы и мето­ды парламентской деятельности, ставшие образцом для соци­ал-демократических партий других стран. Основатели марксиз­ма резко критиковали её программу (особенно Маркс), но од­новременно считали немецкий пример использования избира­тельного права достойным подражания. Энгельс указывал, что социал-демократия в Германии гораздо больше преуспевает с помощью легальных средств, чем с помощью нелегальных или с помощью переворота.

К концу XIX в. концепция мирной трансформации капита­лизма в социализм становится основополагающей в идейно-политической платформе социал-демократии. Правда, теоре­тическая часть её программных документов в духе идей марк­сизма продолжала осуждать капитализм и обосновывала не­обходимость его низвержения, однако практические требова­ния программ не выходили за пределы реформ, совместимых с развитием капитализма и социализацией гражданского обще­ства.

Наиболее последовательным апологетом реформистского течения в рабочем движении этого времени был Э. Берштейн (1850-1932гг.). Определяя социализм лишь как морально-поли­тический идеал, он проповедовал теорию затухания классо­вой борьбы и признавал единственной задачей рабочего клас­са борьбу за мелкие, частные экономические и политические реформы в рамках капитализма. Отсюда его известная фраза: «Конечная цель – ничто, движение – всё».

Если Маркс полагал, что капиталистический способ про­изводства уже исчерпал свою историческую прогрессивную роль, в силу чего возникла историческая необходимость пере­хода к посткапиталистическому – социалистическому обществу, то Бернштейн утверждал, что в недрах капитализма возникают реальные элементы нового общества, из чего и выводил воз­можность мирной трансформации капиталистического обще­ства в социалистическое. Такая трансформация, по мысли Бернштейна, произойдет посредством совершенствования бур­жуазного общества с помощью демократического законода­тельства и социальных реформ, расширения уже существую­щих политических и экономических институтов и учрежде­ний.

Эти идеи Бернштейна, а также его идейно-политических последователей К. Каутского, Р. Гильфердинга, Ф. Адлера и других не сразу были восприняты социал-демократами полно­стью и безоговорочно. На уровне официальных программных документов социал-демократические партии сохраняли вер­ность революционным методам преобразования общества вплоть до середины XX в.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: