Общественно-политические воззрения П.Я. Чаадаева

Среди тех, кто первым вы­ступил против теории офи­циальной народности, про­тив политики изоляции России от Запада, был Петр Яковле­вич Чаадаев (1794-1856 гг.). Он принадлежал к наиболее просве­щенным людям своего времени, имел типично декабристскую биографию: университет, участие в Отечественной войне 1812 г. и заграничных походах, масонство, связь с Северным обще­ством. Однако в 1823 г. он уехал за границу и вернулся оттуда лишь в 1826 г. Всю оставшуюся жизнь он посвятил работе над впоследствии знаменитыми «Философическими письмами». За те идеи, которые Чаадаев высказал в первом из восьми назван­ных писем, он официально, по указанию Николая I, был объяв­лен сумасшедшим и ему было запрещено издавать свои сочи­нения.

Наиболее болезненной была реакция на оригинальные мыс­ли Чаадаева относительно прошлого России, её места в миро­вом историческом процессе, которые, на наш взгляд, не утра­тили своей актуальности и в наше время. Автор «Философи­ческих писем» с горечью пишет о пустоте русской истории, от­сутствии связи между её различными этапами, указывает на отсталость России, различая, однако, историю русского наро­да и историю царей, которые своим произволом нарушили ес­тественный ход исторических событий. Россия, считает он, не принадлежит ни к Западу, ни к Востоку, и у нее нет традиций ни того, ни другого. «Внутреннего развития, естественного про­гресса у нас нет, – отмечает Чаадаев, – прежние идеи выметают­ся новыми, потому что последние не вырастают из первых, а появляются у нас откуда-то извне. Мы воспринимаем идеи толь­ко в готовом виде... Про нас можно сказать, что мы составляем как бы исключение среди народов... пробел в порядке разуме­ния... Стоя как бы вне времени, мы не были затронуты всемир­ным воспитанием человеческого рода». Основной причиной отсталости России, её отрыва от истории, от достижений за­падных народов Чаадаев считает православие: «Ведомые злою судьбою, мы заимствовали первые семена нравственного и ум­ственного просвещения у растленной, презираемой всеми на­родами Византии». И, наоборот, духовные и материальные достижения Европы, по Чаадаеву, стали возможными благода­ря католицизму, которому свойственны «животворный принцип единства», организующее начало и социальность. «Нача­ло католичества, – убеждает он А.И. Тургенева, – есть начало деятельное, начало социальное прежде всего». Византийская же православная церковь, наоборот, исповедует аскетизм, покор­ность, смирение, отрешение от мира. Чаадаева привлекала и способность римской церкви соперничать с государственной властью. В России же у духовной власти отсутствовало светско-правительственное господство и она «далеко не пользова­лась в нашем обществе всей полнотой своих естественных прав». Из-за православия, считал Чаадаев, вся история России шла не так, как история западных народов: «В самом начале у нас дикое варварство, потом грубое суеверие, затем жестокое, уни­зительное владычество завоевателей (дух которого нацио­нальная власть впоследствии унаследовала), владычество, сле­ды которого в нашем образе жизни не изгладились совсем и поныне».

Еще резче, чем национальную власть (т.е. самодержавие), Чаадаев порицает крепостничество, считая его главным злом русской жизни. «Сколько ужасов заключает в себе одно слово: раб! Вот заколдованный круг, в нем мы все гибнем, бессильные выйти из него. Вот проклятая действительность, о нее мы все разбиваемся. Вот что превращает у нас в ничто самые благо­родные усилия, самые великодушные порывы», – писал Чаада­ев во втором философическом письме. И он снова отмечает со­циальную пассивность православной церкви, которая «не воз­высила материнского голоса против этого отвратительного насилия одной части народа над другой».

Для преодоления отсталости России, полагал Чаадаев, не­обходимо не просто слепо и поверхностно усвоить западные формы, но, впитав в кровь и плоть социальную идею католи­цизма, в ускоренном ритме от начала пройти все ступени евро­пейской цивилизации.

Суждения Чаадаева раскололи общественное мнение. Чаадаевский нигилизм, неумеренное восхваление Запада, идеали­зация католицизма не были приняты не только защитниками николаевского режима, но и А.И. Герценом, А.С. Пушкиным, другими мыслителями, критически относившимися к основным порокам тогдашней русской жизни – самодержавию и крепостничеству.

Чаадаева обвинили в антипатриотизме. Признавая факт «преувеличения», он с достоинством отвечал своим критикам: «Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с запертыми устами. Я нахожу, что че­ловек может быть полезен своей стране только в том случае, если ясно видит ее; я думаю, что время слепых влюбленностей прошло, что теперь мы прежде всего обязаны родине истиной. Я люблю мое отечество, как Петр Великий научил меня лю­бить его... Я предпочитаю бичевать свою родину, предпочи­таю огорчать ее, только бы её не обманывать».

Впоследствии Чаадаев высказал и иную, более оптимисти­ческую точку зрения относительно будущего России и её места в мировой цивилизации. Он сформулировал идею, ставшую программной для всех последующих философских и идейно-политических исканий русских мыслителей. Утверждению о том, что Россия обречена повторять путь, пройденный други­ми странами, Чаадаев противопоставил следующее суждение: «Я полагаю, что мы пришли после других для того, чтобы де­лать лучше их, чтобы не впадать в их ошибки, в их заблужде­ния и суеверия... Более того, у меня есть глубокое убеждение, что мы призваны решить большую часть проблемы социального порядка, завершить большую часть идей, возникших в старых обществах, ответить на важнейшие вопросы, какие занимают человечество».

Идеи Чаадаева обострили споры о прошлом и будущем Рос­сии, происходившие в среде дворянской интеллигенции. Обсуж­дение исторических судеб страны породило в русской обще­ственно-политической мысли два идейных направления, стол­кнувшихся между собой в непримиримом конфликте. Это были учения западников и славянофилов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: