Чарльз Мур – американский архитектор, один из самых популярных архитекторов 70-
годов, один из главных новаторов постмодернистской архитектуры.
Для него типична:
символическая трактовка архитектурно-конструктивных форм,
неожиданная интерпретация идей модерна и постмодернизма,
яркие цветовые сочетания;
использование нетрадиционных материалов на то время (пластик, неоновые подсветки, плёнки на основе синтетического полиэфирного волокна, алюминевые конструкции).
конструкция здания должна быть выразительна.
Ч. Мур обнародовал свои творческие принципы: «Здание должно стать для его обитателей центром мира, самой близкой границей с миром после границ их собственного тела». Развитие этого мотива — убеждение, что граница здания выступает по отношению к внешнему миру в функции фильтра,
а фасад идентифицируется с жителем. Мур использует мотив личностной анимации жилища, утверждая, что «здание должно иметь сердце (домашний очаг) — эмоциональный фокус». Члены семьи или служащие (в общественных постройках) должны четко представлять и быть в состоянии описать свой дом.
Самым знаменитым творением Ч. Мура стала Площадь Италии в Нью-Орлеане, расположенная в тени офисов и административных зданий, вымощенная привезенными из Италии темными и светлыми гранитными и мраморными плитами. В центре площади — «фонтан Треви». В северной части комплекса рельефно прочитывается многоуровневая карта Италии, по которой вода стекает с возвышенностей в круглый бассейн. Ее окружают стены с колоннадами, выполненными в классических ордерах. Сталь и позолота придают традиционным ордерам театральность. Вдохновленный идеями поп-арта, Мур строит архитектурную композицию как ироничный режиссер, вызывающе демонстрируя свойство, по его мнению, эквивалентное кризисности западной культуры, — «культурный эклектизм». Конечно же, на сарказм, нарочитость, эпатажные признаки (лепные маски в тимпанах арок, из которых струится вода) следует реагировать не только как на издевательство над классикой, но и как на самоиронию архитектора.
Прагматическое резюме Ч. Мура: «Здания должны что-то выражать, а не быть абстрактной игрой формы и света» — почти буквально опровергает программную установку Ле Корбюзье: «Àрхитектура есть прекрасная и разумная игра освещенных форм».
Главное, что попытались архитекторы постмодернизма вернуть в архитектуру, - это изгнанную из нее много десятилетий назад образность, делающую ее не просто процессом создания пространственных структур, а видом искусства. Архитекторы постмодернизма попытались внести в архитектуру еще и другие законы, кроме функционального соответствия и максимального упрощения основных форм - выдумку, фантазию, театральное игровое начало, сложные образные ассоциации. Обращение к историческим формам в постмодернизме никогда не носит характера прямого цитирования, вместо этого появляется игра в намеки на прообразы, зашифрованная символика и сложные ассоциации.
В этом смысле характерным примером может служить вызвавшая сенсацию в 1977 году постройка Чарльза Мура - Пьяцца д'Италиа в Новом Орлеане, месте, избранном итальянской общиной города для проведения своих фестивалей. Желание заказчиков - создать материальное воплощение ностальгии – архитектор выполнил в форме гротеска, создав коллаж из классических европейских архитектурных мотивов, который располагается вокруг громадной каменной карты Италии. Сама постановка задачи здесь предопределила и сделала оправданным использование эклектичных форм ради создания художественного образа-ассоциации.
Постмодернистскую архитектуру также называют нео-эклектикой, где орнамент вернулся на фасады, заменив агрессивный без украшений модернизм. Эта эклектика часто комбинируется с использованием непрямых углов и необычных поверхностей; наиболее известные здания, построенные в этом стиле – государственная галерея Штутгарта (Новое здание государственной галереи) и Пьяцца Д’Италия Чарльза Виларда Мура, а также - Шотландский парламент в Эдинбурге.