double arrow

Какие изменения в цивилизационном развитии Европы произошли в XIV— XVI вв.?

Раздел 6. Европа в начале нового времени и проблема формирования целостности европейской цивилизации. Россия в XIV—XVI вв.

В европейской историографии этот период связывают с переходом от средних веков к новому времени, от традици­онной (феодальной) цивилизации к современной (буржуаз­ной). М. Вебер и В. Зомбарт в утверждении капитализма как основы современной цивилизации ведущую роль отво­дили протестантской трудовой этике, которая сформирова­ла нового, «экономического человека».

Школа «Анналов» рассматривала капитализм как результат длительного взаимодействия многочисленных факторов экономического, социального, политического и духовного ха­рактера. (Ф. Бродель).

С точки зрения различных технократических концепций (У. Ростоу, Д. Белл, О. Тоффлер) в это время стали скла­дываться предпосылки перехода к индустриальному общес­тву. Традиционное аграрное общество с примитивным сель­скохозяйственным производством, иерархической социальной структурой и властью, принадлежащей земельным собствен­никам, заменялось обществом переходного типа. Это сопро­вождалось ростом производительности сельскохозяйствен­ного труда, увеличением капиталовложений на душу населения, появлением «нового типа предприимчивых лю­дей», выступающих в качестве движущей силы обществен­ного развития, возникновением централизованных госу­дарств, ростом национализма, стремящегося обеспечить экономический фундамент национальной безопасности.

К. Ясперс считает, что в XVII в. начинается «эпоха тех­ники», которая в конечном счете привела и духовному един­ству человечества и возникновению на этой основе всемир­ной истории. В результате чего Европа, благодаря географическим открытиям, достижениям науки и техники, к концу XIX в. обрела власть над миром, усвоившим эти достижения, но сохранившим в своих устремлениях уни­кальные культурные различия.

В марксистской историографии XIV—XVII вв. рассмат­ривались как период складывания предпосылок — прежде всего в технико-экономической сфере — перехода от фео­дальной общественно-экономической формации к капиталис­тической.

В начале XIV в. христианский мир в его целостности вступил в полосу кризиса. Прекратилось освоение новых земель, наблюдалось запустение деревень. Демографичес­кая кривая резко поползла вниз. Началась девальвация мо­неты, сопровождавшаяся массовыми банкротствами. Евро­пу потрясла целая серия городских бунтов и крестьянских восстаний. Великая чума середины XIV в. довершила дело: кризис обернулся кардинальной перестройкой социально-эко­номических и духовных структур христианского мира. Кри­зис «зачал общество эпохи Возрождения и нового времени, более открытое и для многих более счастливое, нежели удуш­ливое феодальное общество» (Ж. Ле Гофф).

На смену традиционному, аграрному, социоцентристскому обществу шло общество инновационное, торгово-промыш­ленное, городское, антропоцентристское, в рамках которого человек постепенно, с одной стороны, приобретал экономичес­кую, мировоззренческую, а затем и политическую свободу, а с другой, — превращался по мере наращивания технологического потенциала в орудие эффективной экономической дея­тельности.

В европейском обществе рыцари, феодалы и священники перестали занимать господствующее положение. Оно стало принадлежать негоциантам, банкирам и купцам. Жизнь пе­реместилась из соборов на площади и улицы, где обсужда­лись дела, шел обмен словами и вещами, где размещались мастерские к лавки.

Высшая теологическая культура уступала место светской, практической, гражданской, основанной на римском праве. Христианский Запад, первоначально придерживавшийся принципа соборности, постепенно отказывался от него в силу воздействия процессов индивидуализации и рационализации личностного сознания. Внешне это выражалось в повсемест­ном распространении аристотелевской философии, логики, этики и эстетики.

Трансформация нормативно-ценностного порядка в Ев­ропе произошла в ходе «национализации» церкви государ­ством и религиозной реформации (протестантско-католичес­кого противоборства), которые привели к тому, что в результате социального компромисса «единой и единствен­ной матрицей европейской цивилизации» стал либерализм.

Реформация началась, в 1517 г. с появления тезисов М. Лютера против торговли индульгенциями и других поро­ков католической церкви. Это была попытка мирного пре­одоления ее разложения. Однако последовавшее затем пре­следование М. Лютера вызвало протест немецких князей и появление протестантских церквей.

Борьба католиков и протестантов приняла форму рели­гиозных войн внутри отдельных государств. По всей Евро­пе началась «охота на ведьм» со стороны как инквизиции, так и протестантских фанатиков. Апофеозом религиозного противоборства была первая общеевропейская Тридцатилет­няя война (1618 — 1648 гг.) между Протестантской Унией и Католической Лигой.

Компромиссом этой борьбы и стал либерализм, который создал новое нормативно-ценностное пространство, универ­сальное для всей Европы и автономное по отношению к возникшим национальным государствам и к европейскому культурному разнообразию.

В фокусе либерального мироощущения находится чело­век, его неповторимая и уникальная судьба, частная «зем­ная» жизнь. Идеалом либерализма выступает человек-лич­ность, гражданин, который не может жить без гражданских прав и свобод, прежде всего права собственности и права индивидуального выбора, то есть права на самого себя.

Ядром исторической эволюции либерализма явились идеи свободы и толерантности. Свободы — как возможности и необходимости ответственного выбора и признания права на свободу за другими. Толерантности — как уважения не только своих, но и чужих ценностей, как осмысления и ис­пользования иного духовного опыта в его самобытности.

Цивилизационный сдвиг в Европе был связан также с переходом c эволюционного пути развития на инновацион­ный, который явился основой процессов модернизации на Западе. Этот путь характеризуется сознательным вмешатель­ством людей в общественные процессы, культивированием в них таких интенсивных факторов развития, как наука и техника. Активизация этих факторов в условиях господства частной собственности, формирования гражданского общес­тва привела к мощному технико-технологическому рывку западноевропейской цивилизации и возникновению в раз­ных странах такой формы политического режима, как либе­ральная демократия.

Для того чтобы перейти на инновационный путь разви­тия, необходимо было особое духовное состояние, становле­ние трудовой этики, превращающей труд из бытовой нормы

В одну из главных духовных ценностей культуры. Такая этика стала складываться в Западной Европе еще во время первичной распашки ее земель, но окончательно утверди­лась в эпоху Реформации в форме прежде всего протестант­ской трудовой этики.

Протестантский идеал «молись и работай» заложивший основы «духа капитализма», означал, что человек, через работу обретая спасение души, не делегирует свои права наверх, а сам решает все возникшие перед ним проблемы, «здесь и теперь», не откладывая на завтра.

Протестантская трудовая этика создала благоприятные условия для развития капитализма, оказала влияние на про­цесс первоначального накопления капитала. Огромную роль в этом процессе сыграли Великие географические откры­тия, которые, с одной стороны, привели к невиданному ро­сту работорговли, а с другой резко ускорили темпы и мас­штабы накопления капитала в Европе за счет эксплуатации природных ресурсов и населения «заморских территорий».

Деньги, полученные в результате торговли, все больше начинают вкладываться в производство. Оформляются конту­ры европейского, а затем и мирового рынка, центром которого становятся голландские порты. Возникновение рыночной эко­номики стало мощным достижением западноевропейской ци­вилизации.

Важные перемены происходят в это время и в полити­ческой жизни Европы, Меняется отношение к государству: человек- личность все более ощущает себя не подданным, а гражданином, рассматривая государство как результат об­щественного договора.

При многообразии национального государственно-право­вого развития Европы XV—XVII вв. ведущим было форми­рование абсолютной монархии и профессионально-управлен­ческого слоя бюрократии. В противостоянии абсолютизма и сословно-представительных органов закладываются основы парламентаризма и разделения властей. Наиболее последо­вательно эти процессы развивались в Англии, где противо­стояние королевской власти и парламента вылилось в ан­глийскую революцию 1640 — 1653 гг., которая открыла путь экономической, социальной и политической модернизации не только Англии, но и всей Европы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: