Вопрос 36.
Вопрос 35.
Вопрос 34.
Вопрос 33.
Вопрос 32.
Вопрос 31.
Вопрос 30.
Свободный мандат – правило, согласно которому депутат представительного органа власти не связан наказами избирателей и не ответствен перед ними в своей деятельности.
Соответственно отсутствует возможность досрочного отзыва депутата избирателями. Принцип С. м. применяется практически во всех демократических государствах.
Императивный мандат - ограничение в действиях депутата парламента какими-либо условиями, при нарушении которых он может быть отозван.
К примеру, депутат может быть ограничен требованием безусловного исполнения наказов избирателей или запретом на выход из фракции, если он был избран по партийным спискам от избирательного объединения, партии или блока, образовавшего эту фракцию. При императивном мандате предусмотрена процедура отзыва депутата, не исполнившего этих требований.
Законодательный процесс — упорядоченный процесс принятия законов, состоящий из ряда последовательных логически завершённых этапов от разработки законопроекта до введения его в действие в качестве закона.
Федеральный конституционный закон Российской Федерации — разновидность федеральных законодательных актов, принимаемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации по вопросам, предусмотренным Конституцией.
Федеральный конституционный закон обладает повышенной юридической силой по сравнению с федеральным законом — федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам.
Промульгация (от лат. promulgatio — оглашение, обнародование) — санкционирование главой государства закона в сроки, указанные в конституции, и опубликование его в официальном органе печати (в Российской Федерации это «Российская газета», «Собрание законодательства Российской Федерации» и «Парламентская газета»).
С помощью этой процедуры акты органа законодательной власти превращаются в акты государственной власти. В строгом конституционно-правовом смысле понятия «обнародование закона» и «промульгация» не тождественны. Например, в России промульгация не рассматривается в качестве обязательного условия обнародования федеральных законов и законов субъектов федерации. Обнародование закона означает его вступление в законную силу. Конституция Российской Федерации (ч. 1, 2 ст. 107) интерпретирует обнародование как опубликование федерального закона.
Парламентские слушания — организационная форма обсуждения парламентом особо значимых вопросов внешней и внутренней политики государства с привлечением должностных лиц, экспертов и общественности.
Предметом парламентских слушаний могут быть законопроекты и их концепции, международные договоры, подлежащие ратификации, проект бюджета и отчёт о его исполнении, а также иные вопросы общественной значимости, находящиеся в ведении парламента.
Вотум (лат. votvm — желание, воля) — мнение, выраженное путём голосования.
В парламентской практике ряда государств в таком порядке выражается одобрение или неодобрение деятельности правительства или министра (вотум недоверия). При получении вотума недоверия правительство или министр уходит в отставку.
Исключение составляют страны бывшего СССР.
Судебная власть — система органов, на которые законом возлагается осуществление правосудия.
Органы судебной власти от имени государства применяют меры уголовного принуждения к лицам, виновным в совершении преступлений, разрешают правовые споры (тяжбы) между конкретными лицами, а также рассматривают дела об оспаривании правовых предписаний на предмет соответствия правилам более высокой силы (законов — Конституции, подзаконных нормативных актов — законам, так называемый нормоконтроль), в отдельных случаях дают толкование правовым нормам (в основном нормам конституции страны) вне связи с конкретным спором. Суды также выполняют отдельные удостоверительные функции (признание фактов, в отдельных государствах — укрепление прав), когда для удостоверения требуется доказывание, по сложности выходящее за компетентность нотариусов.