П. Я. Цигкилов



стоматологических услуг. В начале 2000-х гг. эта страховка покрывала оплату лекарств, стоимость которых превышала 400 крон за 12 месяцев.

Из фондов социального страхования, формируемых в основном за счет отчислений работодателей (от величины начисленной зарплаты), финансируются в Скандинавии пособия родителям! Страховые выплаты родителям в Швеции включают в себя: оплачиваемый отпуск по беременности, пособие в связи с рождением ребенка, пособие по уходу за ним, пособие по случаю ухода за больным ребенком в возрасте до 12 лет и др.

Как следует из вышеприведенного материала, корпоративно-страховые механизмы существенно дополняют базовую государственную помощь, являющуюся основой скандинавской модели социальной работы. Значимость этих механизмов в перспективе будет, вероятно, возрастать.

Следующей особенностью универсальной модели социальной защиты является вспомогательная роль муниципалитетов и частных социальных служб в сфере социальной помощи. Деятельность большинства учреждений, занимающихся социальной работой, находится здесь в ведении государственных органов. На правительственном уровне в Швеции, например, этими вопросами занимается Министерство здравоохранения и социальных дел. За ту или иную область социальной сферы отвечают социальные государственные службы — национальные бюро, которые действуют во многом автономно. Взаимодействие министерства с ними проявляется в выделении бюджетных средств, в получении итоговых отчетов по работе бюро и использованию ими выделенных финансовых поступлений. Министерство также назначает руководителей национальных бюро.

Государственные органы, занимающиеся социальными проблемами, многие вопросы решают совместно с муниципалитетами, которые получают на эти цели государственные субсидии. С начала 2000-х гг. шведское правительство увеличило субсидирование местных органов власти — коммун и лэн по статьям здравоохранения, социальной защиты, образования. Значительные средства выделяет государство муни-


ципалитетам для оказания социальной помощи детям и се,-мьям с детьми.

Необходимую финансовую поддержку от государства получают и муниципальные органы Финляндии. Местные коммуны с помощью государственных средств решают вопросы медицинского обеспечения и социальной защиты. Известно, что размер этих субсидий в 90-е гг. составлял от 29 до 63 % затрат коммун.

В деле помощи престарелым и инвалидам, проживающих на дому, важная роль в Швеции отводится муниципальным службам домашних услуг. Заключив соответствующие договоры, они помогают пенсионерам и инвалидам в приготовлении пищи, уборке квартиры, сопровождают подопечных на прогулках, выполняют поручения на почте, в банке, в коммунальных учреждениях. За такие услуги клиенты социальных служб платят весьма умеренную и вполне доступную им сумму.

Муниципалитеты в ряде скандинавских стран большое внимание уделяют вопросам защиты здоровья и организации труда лиц, занятых в особых условиях производства (сельское хозяйство и др.). Так, в Финляндии хорошо зарекомендовала себя практика надомной помощи фермерам специальными «заместителями», нанимаемыми муниципалитетами. Чтобы фермеры могли периодически отдыхать и иметь замену без помощи платной рабочей силы, местные самоуправления содержат в своем штате профессиональных заместителей фермеров. Право пригласить такого «заместителя» имеет фермер, занятый в животноводческом хозяйстве и входящий в пенсионную страховую систему сельскохозяйственных производителей страны. В середине 90-х гг. продолжительность ежегодного отпуска у фермера составляла в среднем 22 дня. Кроме того, фермеру-животноводу на год полагалось 12 выходных дней. В этот период его замещали «заместители», труд которых оплачивали муниципалитеты. К помощи последних могли прибегнуть не только животноводы, но и фермеры-земледельцы на период болезни, при несчастном случае, при родах и прочих подобных обстоятельствах.

Определенную помощь нуждающимся гражданам в скандинавских странах оказывают частные социальные службы





(агентства). Причем наблюдается тенденция увеличения числа частных компаний, предоставляющих социальные услуги (уход за детьми, престарелыми и др.). В Швеции их доля в числе учреждений, занимающихся такой деятельностью, возросла за 90-е гг. с 6 до 12%.Однако в целом роль частных социальных служб в сфере социальной защиты остается незначительной. Они выполняет преимущественно вспомогательные функции. Основными же субъектами социальной помощи являются государственные органы во взаимодействии с муниципалитетами, а также корпоративно-страховые структуры.

Многие социальные гарантии, компенсационные и иные выплаты, технологии их реализации, которые характерны для универсальной модели социальной защиты, могут служить примером для большинства стран мира, включая Россию. Однако не следует забывать, что их комплексное применение возможно в условиях социально ориентированной модели общественного устройства, когда за счет высоких налоговых отчислений, наличия значительного государственного сектора экономики правительство располагает необходимыми средствами для финансирования и субсидирования широкомасштабных мер по социальной поддержке населения.

Об устойчивости скандинавской модели социальной защиты свидетельствует ее способность к саморазвитию и адаптации к глобальным изменениям и вызовам времени. Процесс совершенствования универсальной модели социальной работы идет путем улучшения функционирования системы базовых государственных гарантий и корпоративно-страховых механизмов, а также умеренного внедрения отдельных либеральных компонентов (накопительная составляющая реформируемой пенсионной системы, увеличение численности частных социальных служб и др.).

Несмотря на экономические неурядицы 90-х гг. XX в., универсальность остается определяющей стороной скандинавской системы социальной защиты, пользующейся поддержкой большей части населения своих стран. И это вполне объяснимо. Например, в Швеции к началу 2000-х гг. каждый десятый в возрасте от 20 до 64 лет получал более половины средств к существованию благодаря различным социальным пособиям. Оздоровление экономической ситуации


позволило улучшить и некоторые показатели социальной политики. Подтверждением тому служат следующие позитивные изменения: снижен налог с минимальной пенсии; повышены дотации на оплату жилья для пенсионеров с низкими пенсиями; увеличен размер необлагаемого налогом минимума доходов; улучшены условия жизни инвалидов; продлен оплачиваемый отпуск по уходу за новорожденным ребенком; увеличено родительское пособие и др. Следовательно, скандинавская универсальная модель социальной защиты вполне жизнеспособна и перспективна. Но неумелое, применение ее без учета особенностей, реальных возможностей той или иной страны малоэффективно и не дает должного результата.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: