double arrow

Безадресный обзор

Тематический обзор

Обзор-презентация

В связи с тем, что очень большая часть населения из-за матери­альных трудностей не может приобретать три-четыре газеты, журна­ла, иметь радио, телевизор, как это было до перестройки, те издания, которые пользуются наибольшим спросом у населения, а также радио- и телепрограммы “берут на себя” задачу проинформировать людей о том, что пишут другие издания или что сообщают другие те­лерадиопрограммы. При этом обозреватели могут посвящать свою “презентацию” обзору новых изданий, только что появившихся на свет, или же рассказать о публикациях на страницах уже известных читателю газет и журналов. В первом случае в обозрении речь идет обычно о целом номере нового журнала, но иногда в нем могут рас­сматривать и несколько номеров издания. Цель при этом ставится одна — показать характер нового издания, его достоинства и недо­статки. Во втором случае автор обозрения старается познакомить ау­диторию с наиболее интересными, с его точки зрения, публикация­ми в разных изданиях. Чаще всего такие публикации отбираются обозревателем по одному ведущему признаку — степени сенсацион­ности. Чем сенсационнее публикация, тем больше у нее шансов быть включенной в обзор СМИ. Такие обзоры автор обычно начинает с главной сенсации. Это привлекает внимание аудитории к публика­ции. Затем излагаются другие новости.

Аналитическое начало такого вида обзора заключается в том, что автор пытается показать те глубинные причины, которые по­рождают “нестыкуемые”, на первый взгляд, сенсации, происходя­щие в разных сферах жизни общества. Именно этим обзор СМИ как аналитический жанр отличается от аннотации новостей, от их ин­формационной подборки.

Данный вид обзора посвящается освещению определенной темы. В настоящее время очень часто такими темами являются указы прези­дента РФ, законы, постановления, принятые Государственной Думой, правительством РФ, Советом федераций, новые назначения и отстав­ки в высших эшелонах власти, результаты очередных выборов, чрезвычайные происшествия, скандальные происшествия, преступле­ния и т. д. Все эти и другие подобные явления становятся централь­ным пунктом, вокруг которого и строится обзор прессы. Привлекая публикации из различных изданий, теле- и радиопередачи, автор стремится с их помощью представить аудитории полную картину события, познакомить ее с разными оценками, мнениями, пози­циями, занятыми СМИ по отношению к данному событию Такого рода обзор дает аудитории более-менее полное представление о причинах события, внутренних “пружинах” его, значении. Этот вид обзора содержит в себе черты аналитической публикации в более полной мере, нежели обзор-презентация.

В безадресном обзоре, как и в тематическом, рассматривается одна или более актуальных тем, обсуждаемых прессой. Однако безадресный обзор обладает одной характерной чертой — отсутствием ссылок на конкретные обозреваемые издания, радио- и телепрограммы. Для авто­ра важно проследить за тем, как средства массовой информации в целом обсуждают ту или иную тему, к какому выводу приходят, какие оценки выносят. Иногда своей целью автор ставит выявление проблем, тем, которые на протяжении определенного времени <недели, месяца) в наибольшей мере волновали российскую или даже мировую прессу (подобного рода обзоры характерны, например, для газеты “Русская мысль”). При этом автор может достаточно обстоятельно комментиро­вать как сами заинтересовавшие прессу проблемы, так и особенности их освещения в прессе. Это в значительной мере сближает безадресный обзор СМИ с жанром обозрения. “Привязку” содержания обзора к СМИ автор обычно осуществляет обобщенным образом, например:

“Левая пресса считает.,.”, “Правая пресса России уверена.,.”, “Средст­ва массовой информации России обратили внимание на следующую проблему...”, “Как полагают некоторые газеты...”, “Вся мировая пресса выступила в связи с этим...” и т. д. Такого рода ссылки выгод­ны для автора тем, что они освобождают его от возможного упрека со стороны конкретных СМИ в искажении их позиции и т. п. При этом вид безадресного обзора позволяет автору проявить свое “глобальное видение” наиболее важных проблем, тем, привлекших внимание СМИ, высказаться по ним в нужном ключе.

В то же время аудитория имеет право относиться к таким обзо­рам как к личному мнению автора, которое не обязательно прини­мать во внимание.

При подготовке обзоров автору желательно придерживаться оп­ределенных правил. Первое — правильно определить цель своего выступления, очертить круг вопросов, которые надо осветить, вы­брать тему. Так, например, при написании тематического обзора важно установить, какое место данная тема занимает в “привлечен­ных” автором изданиях. Автору следует при этом обращать внима­ние как на крупные публикации, так и на небольшие по размеру, акцентируя внимание прежде всего на их содержании. Все это по­могает более точно оценить позицию того или иного издания по конкретному вопросу. В ходе изучения публикаций он может обна­ружить какие-то ошибки, опечатки и т. д. Если они имеют случай­ный характер, то их можно использовать только в качестве образ­ных деталей, но отнюдь не стоит строить на них свое выступление. Необходимо избегать излишних или необоснованных эмоций по поводу обозреваемых публикаций. Автор публикации, разумеется, имеет право выразить свое мнение по поводу того, о чем идет речь, но мнение это должно быть аргументированным, построенным на фактах. Иначе оно будет выглядеть неуместным, излишним.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: