Обзор СМИ

Слово “обзор” понимается в журналистике как описание, под­ведение итогов, рассмотрение, изучение. Говоря об обзоре СМИ. чаще всего имеют в виду изучение особенностей публикаций, лите­ратурной, творческой деятельности издания, теле- и радиопро­грамм или способ знакомства аудитории с публикациями с целью дать представление об их содержании, форме.

Исторически исходной формой обзоров СМИ был обзор печа­ти- Появление этого жанра связано с расширением круга газетной продукции, со стремлением разобраться в разнообразии газет и журналов, узнать, что они пишут, как и почему, и рассказать об этом читателю. По имеющимся сведениям, первоначально обзоры печа­ти составлялись отдельными исследователями, учеными с целью сформулировать свое представление о роли и возможностях прессы и жизни общества и познакомить с этим представлением своих совре­менников. Одним из первых такого рода обзоров (возможно, первым) является книга немецкого теолога Агасфера Фрича “Обозрение (или описание) новостей, которые именуются "Новые газеты" ("Новые временники"), и содержащейся в них пользы и бесполезности”, вы­шедшая в 1676 году в Германии. Рассуждения обозревателя о пользе и бесполезности публикаций и вообще газет выражены в комментариях к отрывкам, взятым из них. В дальнейшем обзоры появляются уже н;” страницах самих периодических изданий. Из истории российской журналистики хорошо известны обзоры печати, опубликованные на страницах многих газет и журналов, таких как “Современник”, “Отечественные записки”, “Русский инвалид”, “Куранты”, “Иск­ра”, “Новая жизнь”, “Звезда”, “Правда” и т. д. В советское время об­зоры прессы являлись одним из наиболее важных жанров. Этот жанр, как и другие, активно применялся для воздействия на инфор­мационную политику обозреваемых изданий. Обозреватели долж­ны были рассматривать все публикации и издания с партийной точки зрения, находясь на ее жесткой идеологической платформе. В оценке, например, какой-то газеты надо было исходить из того, как она помогает своей партийной организации в решении тех или иных вопросов, как освещает в связи с этими вопросами местную жизнь, как работает со своими внештатными авторами — рабкора­ми, селькорами, юнкорами. Автор обозрения должен был обратить внимание на уровень политической выдержанности публикаций, соответствие их курсу партии, на то, насколько точно умеет газета выделять главные направления хозяйственной деятельности обще­ства, исследовать их, находить передовой опыт и распространять его, насколько критичны и самокритичны публикации, насколько доказательны, аргументированны ее выступления, каков язык, стиль публикаций, какой отклик получают они у читателя, как бо­рется издание за действенность своих выступлений и т. д.

Обязательность выполнения обозревателем этих требований диктовалась той ролью, которую журналистика играла в жизни об­щества, являясь инструментом партийного воздействия на массы, партийного контроля за процессами, происходящими в обществе. Издания, публиковавшие обозрения, могли рассматривать только “нижестоящие” газеты и журналы- Центральная газета могла, напри­мер, критиковать все остальные издания, республиканская — об­ластные, районные, многотиражные, областная — районные и т. д.

В настоящее время обозреватели российских СМИ находятся в несколько ином положении, “субординации” изданий не существу­ет. Печать обозревает радио- и телепередачи, а телевидение и радио рассказывают о газетах и журналах. Идеологическая платформа, опираясь на которую, журналист может обозревать те или иные изда­ния, публикации, может быть самой разной. Политический плюра­лизм изданий ограничивается лишь плюрализмом целей, преследуе­мых их реальными владельцами. Изменение роли журналистики в обществе сказалось на характере реакции обозреваемых изданий на опубликованные обозрения. Эта реакция вообще стала необязатель­ной, Более того, автор обозрения может предстать перед судом по обвинению как минимум в нанесении морального урона, если, по мнению обозреваемых изданий, он их “обидел”. Эти и другие факторы ориентируют внимание обозревателей лишь на некоторые из тех аспектов деятельности СМИ, которые когда-то были только малой долей обрабатываемого ими “поля”. Типичные задачи, цели, кото­рые ставят при этом перед собой журналисты, влияют на формиро­вание определенных, относительно устойчивых видов обзора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: