Возникновения афинского государства

Государство в Афинах

Во II тыс. до н.э. на юг Балканского полуострова вторгаются греческие племена. В тесных рамках, очерченных природой страны (небольшие долины, огороженные высокими горами), развивалась особая греческая цивилизация в виде городов-государств (полис). В историческое время греки никогда не были единым государством: их взаимоотношения между собою строились как отношения международные. Однако в определенный момент из всех многочисленных полисов важную роль стали играть города – государства Афины и Спарта. Потому в истории государства и права зарубежных стран изучаются история Афин, как пример демократического государства, и Спарты – пример монархии.

Об общественном строе греков можно судить по поэмам Гомера «Илиада» и «Одиссея». Данный период в греческой истории называется «гомеровским» (ХI – IХ вв. до н.э.). Общество состояло из родов (гене), те объединялись во фратрии («братство»), а они – в филы (племена). По фратриям проходили народные собранияагора»). На нем выбирался и царь (базилевс) с военными, жреческими и судебными функциями. Постоянным органом власти в гомеровскую эпоху был совет старейшин (булэ).

Во время завоевания Балкан четырем греческим племенам ионийцам досталась малопригодная к земледелию земля Аттика. Афинское государство образовалось в результате разложения родового общественного строя у четырех племен, населявших эту область. Возникновение афинского государства связывают с царем Тесеем (Тезеем), который осуществил синойкизм («совместно живу», «заселяю»), объединив племенные поселения в одно целое с центром Афины (в честь богини войны и победы Афины Паллады). Учреждается центральное управление. Тесею приписывают также разделение населения на эвпатридов,или благородных, геоморов – землевладельцев и демиургов – ремесленников. В VII в. до н.э. власть базилевса упраздняется, и вместо него появляется выборный орган власти из 9 человек – архонты («начальник», «правитель»). Тогда же возникает еще один орган публичной власти – ареопаг (от холма бога войны Ареса, на котором они заседали), состоящий из действующих и всех бывших архонтов. Позднее появляются территориальные округа – наукрарии, каждый из которых обязан был снаряжать один корабль для флота.

Свободные крестьяне стали попадать в разряд шестидольников, обязанных 5/6 урожая отдавать собственнику арендуемой ими земли. Появляется долговое рабство. Народ восстал (по Аристотелю «великая смута») против благородных. На политическую арену выдвигается Солон, который в 594 г. выбирается архонтом с чрезвычайными полномочиями. Его реформы начались с сисахфии («сбрасывание бремени») – отменой долгового рабства. Потом Солон разделил афинян на 4 разряда по имущественному цензу, в основу которой положил медимн (52 – 53 литра сыпучих и текучих тел). Первый разряд составили граждане, имеющие доход в 500 медимнов (пентакосиммедимны), второй – в 300 медимнов (всадники), в третий – 200 медимнов (зевгиды). Все другие зачислялись в разряд фетов. Только граждане первых трех разрядов могли занимать государственные должности, а должности архонтов и ареопага – лишь «пятисотники». Феты были допущены к участию в народном собрании и суде присяжных.

Солон создал новый орган власти – Совет 400, ежегодно избиравшийся от каждого из 4 племен. Он учредил также суд присяжных – гелиэю. Однако Солон сохранил деление общества на племена, а также должности архонтов и ареопага.

В 560 – 527 гг. до н.э. устанавливается тирания семьи Писистратов. В509 г. до н.э. происходит восстание против тирании, и власть переходит к Клисфену, проведшему третью реформу. Он установил деление населения на 10 территориальных единиц, сохранив за ними племенное название филы. Они подразделялись на три трети (тритии) – городская, внутренняя и прибрежная. Тритии делились на демы во главе с выборным старостой (демархом). Совет 400 заменяется Советом 500 (по 10 человек от каждой территориальной филы). С целью борьбы с будущей тиранией Клисфен ввел институт остракизма («черепок» или и «суд черепками»). Участники народного собрания писали на глиняных черепках имя человека, который, по их мнению, приобрел влияние и становился опасным для демократии. Такого гражданина изгоняли из страны на 10 лет без конфискации имущества.

В результате реформ в Афинах возникло государство с демократической системой правления.

Общественный строй состоял из рабов и свободных. Последние подразделялись на полноправных граждан и иностранцев (метеков). Правами афинских граждан наделялись лишь лица, родившиеся от афинянина и афинянки. По достижении 18-летнего возраста они записывались в списки членов демы (демоты). С 18 до 20 лет юноши обязаны были проходить курс военного обучения и до 60 лет оставались военнообязанными. Афинянин должен был участвовать в общественной жизни и государственных делах, в противном случае его называли идиотом. Богатые граждане облагались значительными повинностями в виде литургий («общее дело»). Ежегодно Совет 500 выявлял до 60 самых богатых афинян и накладывал на них литургии. Они подразделялись на круговые (возобновлялись ежегодно) и чрезвычайные. К круговым, например, относились хорегии, т.е. они обязаны были содержать хор и давать бесплатные представления согражданам. К чрезвычайным относилась триерархия. По нему богатому афинянину государство вручало остов военного корабля, и он должен был оснастить его, набрать команду с капитаном и все это содержать.

Афиняне пользовались политическими правами: могли принимать участие в народном собрании, избираться на гражданские и судебные должности. Они имели право на получение различных пособий от государства, участие в государственных раздачах. Совокупность таких прав составляла честь (тиме) гражданина, которая могла быть ограничена по суду за различные преступления – атимия, т.е. подвергнуться бесчестию. За особые заслуги по постановлению народного собрания афиняне наделялись льготами и почетными правами, угощением за счет государства в Совете 500.

Метеки, или метойки («переселенцы») – чужестранцы, жители других полисов, проживавшие в Афинах продолжительное время. Они не имели политических прав и не могли приобретать земельные участки более 12 000 драхм и дома свыше 2 000 драхм. Их браки с афинскими гражданами не считались законными, но их дети с 541 г. приобрели права гражданства. Метек должен был выбрать себе «председателя» (простата), который, видимо, являлся посредником между метеком и правительственными учреждениями. Метеки платили особый налог (метекион) и привлекались к военной службе. За оказанные заслуги некоторые метеки получали привилегированное положение – изотелейс (освобождались от подати, вступали в законный брак с афинскими гражданами и т.д.). К метекам приравнивались вольноотпущенники, которые также имели простата (бывший хозяин) и платили особые сборы.

Иностранцы, оказавшие особые услуги Афинам у себя на родине, назывались проксена, им предоставлялся ряд преимуществ: участвовать в народных собраниях, приобретать недвижимость, занимать почетные места в театре. Число рабов в Афинах доходило до 400 000 на 21 000 свободных и 10 000 метеков. Источником рабства являлись: военный плен, покупка за границей, рождение. Рабы подразделялись на государственных и частновладельческих. Первые могли иметь свое хозяйство, приобретать собственность, служить в полиции и тюрьме. Частновладельческий раб являлся собственностью господина, его вещью, а не лицом и потому не мог приобретать собственность. Однако смертная казнь ему назначалась лишь по суду. В случае жестокости хозяина он мог искать защиты в храме Тесея и требовать передачи его другому господину.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: